Инновационная направленность педагогической деятельности

Инновационная направленность педагогической деятельности

Федеральный компонент стандарта по изучению иностранного языка для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельного и социокультурного подходов к процессу обучения иностранным языкам. Эти подходы вносят значительные изменения во все составляющие системы обучения: цели, содержание, принципы, методы и технологии обучения.
Всякий процесс (а особенно когда идет речь об образовании и тем более его развитии) представляет собой сложное динамическое образование – систему. Система же в свою очередь полиструктурна, а потому и сам инновационный процесс (как и любая система) полиструктурен.
Уровневая структура отражает тесно взаимосвязанную между собой инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском). Совершенно очевидно, что инновационный процесс в колледжах испытывает на себе непосредственное влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы исключить негативное влияние, нужна активная и целенаправленная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Управление процессом развития конкретного колледжа требует его рассмотрения как минимум на пяти уровнях: региональном, районном, уровне всего колледжа, уровне малых групп и индивидуальном.
Многие образовательные учреждения внедряют новые элементы в свою деятельность, но в процессе преобразований столкнулись с серьезным противоречием между существующей потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Для того, чтобы начать грамотно развивать колледж, нужно легко ориентироваться в таких отнюдь не однозначных и не таких простых, как может показаться на первый взгляд понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс».
Таким образом, основа инновационного процесса состоит в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по разработке, созданию, освоению, использованию, внедрению и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация».
Новация – это именно средство (новый метод, форма, технология, программа и т.п.), а инновация – это собственно процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в изменяемую среду новые стабильные элементы и приводящее к переходу системы из одного состояния в другое.
При таком рассмотрении нововведение понимается как результат инновации, а собственно инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), техническая разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведений на практике.
Нововведения – это качественные новые состояния учебно-воспитательного процесса, образующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта. Инновации разрабатываются и проводятся организациями и работниками системы образования и науки.
Само содержание инновационного процесса, его структура, предполагает появление, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении учебным заведением и т.д. В свою очередь сложное строение имеет и каждый компонент этой структуры. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в формах, методах, приёмах, средствах (т.е. в технологиях), в содержании образования или его целях.
Специалист в области педагогики и педагогической инноватики академик В.И.Загвязинский, исследовавший, в частности, циклы развития различных инновационных процессов, отмечает, что зачастую, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его распространить на все сферы педагогической практики, универсализировать, что нередко приводит к неудаче и разочарованию, способствует охлаждению к инновационной деятель
·ности.
Педагогические инновации должны способствовать максимально полному осуществлению права на образование, права каждого человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, а также другими правами и свободами, раскрываемыми в главе 2 первого раздела Конституции РФ. Очевиден приоритет международных и федеральных норм над местными, региональными, ведомственными и внутриколледжными нормами.
На сегодняшний день, в условиях прогрессирующей самостоятельности колледжей, её руководитель имеет возможность опираться непосредственно на нормы закона, в том числе и международного. Такого рода практика управления сама по себе является инновационной.
Знание законодательства позволяет руководителю колледжа отстаивать интересы своего коллектива во всей инновационных деятельности, защищать их от чьих бы то ни было посягательств, оберегать от некомпетентного вмешательства в педагогический и управленческий процессы, самостоятельно реализуемые колледжем. Закон РФ «Об образовании» передает в компетенцию колледжа не только выбор и разработку общеобразовательных программ, но и утверждение учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин. Такие полномочия конкретизируют принцип автономности образовательных учреждений.
Расширение полномочий и реализация принципа автономности коледжа означают вместе с тем повышение ответственности педагогического персонала и руководителя колледжа за результаты и последствия любой деятельности, но в особенности – инновационной. В установленном законодательством РФ порядке колледж несёт ответственность за:
- невыполнение функций, находящихся в её компетенции;
- реализацию в неполном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
- качество образования своих выпускников; - нарушение прав и свобод учащихся, и работников колледжа;
- жизнь и здоровье учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.
Влияние инновационных изменений на здоровье учащихся должно отслеживаться руководителями колледжей с особой тщательностью. Государственные образовательные стандарты призваны стать гарантией на образование.
Единая составная часть государственных стандартов – федеральный компонент образовательных программ. Грамотное управление инновациями предполагает способность руководителя колледжа обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым преподавателем.
Внедрение и реализация нововведений в колледже могут грозить серьёзными издержками. Такими как, например, колоссальные перегрузки детей и учителей или снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены «экспериментальной» работой. Это связано с тем, что освоение неактуальной и неоптимальной чужой идеи (особенно неграмотное освоение) отнимает у учителей, вовлеченных в эту деятельность, максимум сил и времени, что соответственно приводит к дестабилизации педагогического процесса.
Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, и владение методикой их применения позволяют отдельным преподавателям и руководителям учебных заведений объективно оценивать, а также прогнозировать их внедрение. Излишняя торопливость при внедрении инноваций неоднократно приводила колледж к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого времени просто забывалось или отменялось приказом или распоряжением.
Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает вероятность неприятия преподавателями нововведений и помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Свое реальное отражение инновационных среда находит в отношении учителей к педагогическим инновациям.
15