Мониторинг образовательных достижений обучающихся МАУ ДОД ЦВР Планета взросления


Мониторинг образовательных достижений обучающихся МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления»
In his speech revealed the question assessing personal achievements of students. In the system of additional education of children, the evaluation is considered as a tool for monitoring of educational achievements of students, their performance.
Сегодня для учреждений дополнительного образования детей мониторинг служит отражением новых требований к качеству деятельности и, главное, к качеству результатов деятельности всех его участников. Оценивание деятельности обучающихся является важным элементом педагогического процесса. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса.
Оценивание – это не только определение позитивных и негативных моментов в той или иной деятельности, но и выявление эффективности и успешности этой деятельности путем анализа и интерпретации данных;
не только контроль качества образования, но и система, позволяющая отслеживать динамику и уделять больше внимания тому, чего смог достигнуть обучающийся, и меньше – его неудачам.
В дополнительном образовании у педагогов имеются неограниченные возможности для оценочной деятельности, так как именно в дополнительном образовании детей отсутствует обязательная система оценок и уж тем более отметок. Система учета личных достижений учащихся в дополнительном образовании – гибкая и вариативная система, выполняющая развивающую и стимулирующую функции, а также обеспечивающая комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретенного ребенком, в ходе освоения дополнительной образовательной программы.В системе дополнительного образования детей оценивание рассматривается как инструмент мониторинга образовательных достижений обучающихся, результативности их деятельности. Каждое образовательное учреждение должно иметь свою внутреннюю систему оценки достижений обучающихся, формирование которой осуществляется каждым образовательным учреждением самостоятельно. Проектирование диагностического инструментария у педагогов зачастую вызывает сложность. Поэтому в нашем Центре была организована творческая группа по разработке системы учета достижений учащихся. Результатом данной работы был создан универсальный продукт «Мониторинг образовательных достижений учащихся».
Мониторинг осуществляется путем проведения нулевых и итоговых срезов и анализа их результатов. Нулевая диагностика (входная диагностика) проводится в начале учебного года педагогом при участии психолога и методиста по направлению деятельности. Итоговая диагностика проводится за три недели до окончания учебного года. Разработанная и реализуемая система мониторинга позволяет получить объективную картину достижений учащихся по направлениям в целом.
Мониторинг образовательных достижений обучающихся
Критерий мониторинга Показатели критерия Метод, позволяющий оценить степень выраженности показателя у воспитанника
Достаточность знаний (по направлению деятельности) Наличие знаний, соответствующих содержанию программы. Беседа, фронтальный опрос, тестирование.
Реализация знаний в практической деятельности. Наблюдение за использованием знаний в реализации учащимися данных видов деятельности.
Наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности (по направлению деятельности) Степень реализации знаний в практической деятельности. Наблюдение за реализацией учащимися индивидуальных и групповых проектов.
Скорость и частота исполнения продуктов деятельности по профилю. Подсчет количества выполненных работ.
Качество продуктов деятельности:
Эстетический вид
Конструкция модели;
Качество выполненной работы
Профессионализм презентации танцев, исполнительского искусства. Подсчет числа побед в конкурсах по профилю деятельности.
Сформированность личностных особенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность. Степень участия в общественной жизни Центра. Метод шкалирования.
Социальный статус. Социометрия.
Наличие интереса к деятельности по направлению, профессионального интереса. Активность на занятии. Наблюдение.
Методика САН.
Желание осуществлять соответствующую деятельность по окончанию обучения. Опрос.
Выявление и развитие таланта и способностей обучающихся Степень участия в Международных, Всероссийских конкурсах. Подсчет числа побед в конкурсах по профилю деятельности (процент).
Создание портфолио учащегося.
В соответствии со спецификой реализуемой программы каждый педагог самостоятельно дорабатывает и наполняет универсальную карту.

Данные заносятся в индивидуальную карту личностных достижений учащегося, которую заполняет педагог кружка. В карте фиксируются: проявление личностных качеств в поведении ребенка (отношение к деятельности, отношение к людям, отношение к себе); достижения воспитанников (названия мероприятия, конкурса и результат); наличие интереса к деятельности (активность на занятии); уровень теоретических и практических знаний и умений. Анализ полученных данных позволяет педагогу осознанно подойти к разработке индивидуальной траектории развития ребенка, индивидуального образовательного маршрута с целью обеспечения условий для его полноценного развития и самодвижения в деятельности. Кроме того, педагоги обязательно проводят знакомство родителей с результатами и возможностями учащихся на родительских собраниях и индивидуальных консультациях. Многие педагоги, работающие с подростками, практикуют работу по созданию портфолио. Такую форму сбора и фиксации своих результатов деятельности выбрали сами ребята.

В основном это портфолио достижений, где собираются лучшие результаты работы и рефлексивный портфолио, включающий в себя материалы и самооценку достижения целей, ощущений, размышлений, впечатлений. При работе с такими портфолио наши ребята осознают как происходит процесс обучения, освоения определенной деятельности, учатся делать выводы о том, насколько эффективны для них те или иные виды работы, оценивают свои достижения и возможности, собственное продвижение в профессиональном направлении, а также существует возможность проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других обучающихся. Так учащиеся детских объединений «Школьный курьер», «Таэквондо», танцевально-спортивного клуба «Стелла» применяют современные информационные технологии в создании электронных портфолио, которые представляют при поступлении в высшие учебные заведения: ДВГГУ (факультет журналистики), Дальневосточный юридический институт МВД РФ, Хабаровский государственный институт искусств и культуры.
Педагоги ЦВР «Планета взросления» стремятся разрабатывать критерии, подбирают методики и формы оценивания, учитывающие индивидуальные потребности учащихся, стимулирующие обучающихся на продолжение деятельности и саморазвитие.