Конспект урока на тему: Взаимоотношения в коллективе.


Конспект воспитательного мероприятия
МБОУ СОШ №45
Учитель начальных классов: Коробанова Ю.С.
Дата:
Класс: 2
Форма организации: беседа
Тема: Взаимоотношения в коллективе.
Цель: Расширение знаний детей о правилах взаимоотношениийЗадачи:
Образовательная: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».
Развивающая: развить умение аргументировать свою точку зрения, ассоциативное мышление, эмоциональную сферу, воображение.
Воспитательная: формировать умение жить в коллективе; воспитать чувство патриотизма, любовь к родине, гордость за …, сформировать познавательный интерес у учащихся к новому учебному материалу.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели; строить отношения с людьми, не похожими на тебя; пользоваться правилами поведения, общими для всех людей; уметь объяснять свои чувства, рассуждать, обсуждать, высказывать свои чувства, делать выбор.
Метапредметные:
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Предметные: Познакомить детей с правилами поведения в коллективе, с предотвращением конфликтных ситуаций.
Оборудование:
Авторский медиапродукт: презентация, видеоматериал.
Словарь:
Используемые источники:
Ход занятия
Содержание Деятельность ученика Формируемые УУД
1 этап. Вступительная часть
Визуальный контакт, концентрация внимания
Взаимное приветствие.
Проверка подготовленности к воспитательному мероприятию.
Организация внимания учащихся (быстрое включение детей в деловой ритм, собранность, содержательность, требовательность, правильность выбора учебного места)
Сообщение темы, воспитывающей, развивающей, познавательной задач воспитательного мероприятия
-Дорогие ребята! Я вам предлагаю поговорить на очень интересную тему. Но на какую, вы догадаетесь после просмотра мультфильма. (смотрят)
-Обратите внимание на события. Что происходит, уделите внимание на некоторые моменты в мультфильме.
Просмотр мультфильма «О принятии себя и других». (5 мин)
-Как вы думаете, о чём этот мультфильм? (о дружбе и принятии себя и других).
-Верно ребята. Этот мультфильм о дружбе, о принятии себя и других людей такими какие они есть.
-Кто главные персонажи? (день и ночь)
-Что вы заметили необычного? На что обратили внимание?
-Почему ночь не принимала день, как вы думаете? (потому что они сильно отличаются друг от друга)
-И это им мешало подружиться.
-Какими качествами обладала ночь? А день? (дети называют)
-А какие чувства они испытывали друг к другу, особенно ночь? (чувство зависти)
-Ребята, а это хорошо или плохо завидовать? (плохо)
-Почему плохо? (потому что к хорошему зависть не приводит)
-Это качество съедает человека изнутри и человек становится раздражительным и злым.
-Ночь не принимала день, потому что он был не такой не похожий, совсем другой. Ночь завидовала дню, потому что днём есть то, чего нет в ночи не замечала того, что в ней тоже есть прекрасное, что она неповторима своей красотой. Например, днём оживает весь мир, вся природа, люди весело проводят день, а ночью она засыпает и становится менее подвижной, но таинственной и загадочной.
-А потом, что произошло с ночью и днём? Они подружились?
-Что помогло им стать друзьями?
- Они осознали свои ошибки?
-Ночь поняла, что не надо завидовать? (да)
-Затем, только со временем она это поняла и осознала.
-А что такое дружба на ваш взгляд?
-У вас много друзей?
-А какими качествами должен обладать ваш друг?
-А каким другом являетесь вы, как вы думаете? Охарактеризуете себя как друга.
-Сегодня на уроке мы поговорим с вами не только о дружбе, но и о взаимоотношениях в коллективе, узнаем понятие коллектив, конфликт, о разных конфликтных ситуациях и способах поведения в них. Учащиеся приветствуют учителя, вступают в микродиалог с учителем, отвечают на вопросы, размышляют, сравнивают, высказывают свою точку зрения, догадываются о теме урока, ставят с помощью учителя перед собой цель.
Личностные: осознавать мотивы, эмоции, цели; строить отношения с людьми, не похожими на тебя; пользоваться правилами поведения, общими для всех людей; уметь объяснять свои чувства, рассуждать, обсуждать, высказывать свои чувства, делать выбор.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию; выполнять учебно-познавательные действия в умственной форме; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2 этап. Основная часть
Взаимодействие педагога и обучающихся через организацию разнообразных видов деятельности.
Использование намеченных методов, средств педагогического процесса.
Поддержание благоприятной атмосферы, условий взаимообращения.
Осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников.
-Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (высказывания детей)
- Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой, общими интересами или взглядами.
-Как вы думаете, а ваш класс – это коллектив?
-Почему вы так думаете?
-А как называются люди, которые входят в коллектив? Кем вы являетесь друг другу?
-Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив, - товарищи.
-Школьные товарищи – это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании.
-Что такое самовоспитание? (это когда вы прикладываете усилия, чтобы воспитать в себе какие-нибудь положительные качества)
-Например, какие? (трудолюбие, доброжелательность, понимание, ответственность)
-Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков – свободное время по интересам.
- Итак, объединяет учащихся в классе все, что делается вместе, совместными усилиями.
-Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе?
Анализ взаимопомощи в учёбе
1.Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (ученики приводят свои примеры).
2.Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?
3.Обращался ли кто-нибудь из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (высказывания детей)
Анализ взаимопомощи в коллективе.
1.Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (дети вспоминают и приводят свои примеры).
2.Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (дети приводят примеры).
3.Как вы действуете в этих ситуациях? (выслушиваются высказывания учащихся).
4.Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (ответы детей)
5.Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (дети приводят примеры).
Игра «Закончи фразу»
-Мне нравится, когда мои друзья…
-Я не люблю, когда меня…
- Мне очень приятно говорить друзьям…
-Своим друзьям я всегда…
-Я могу дружить с теми, кто…
- Со мной можно дружить, потому что…
-Как вы думаете, можно ли ваш класс назвать коллективом?
- А без чего невозможна жизнь в коллективе, как вы считаете?
-Жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.
Взаимопонимание – это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то – скажи, почему ты против, но не дерись.
-А что будет, если нет взаимопонимания? (все будут ругаться и люди не смогут договорится о чём-либо)
-А что нужно делать, чтобы всегда между людьми было взаимопонимание?
-Ребята, знакомы ли вы с понятием конфликт? Наверняка, вы слышали его?
-Конфликт – это когда люди не сходятся в своей точке зрения, у них разное мнение, и они ссорятся, ругаются. И такая ситуация называется конфликтной.
-Например, одному из вас хочется во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому – в шашки. Как вы договоритесь?
-И что же делать, если у вас произошёл конфликт с кем-то? Как себя вести?
-А у вас складывалась такая ситуация, где вы ссорились? Почему?
-Но вы же потом помирились? Как вы помирились?
-Так вот, ребята. Из любой такой ситуации можно выйти. Стоить только проявить очень важное качество. Какое же? (взаимопонимание).
-А ещё как себя вести, какие слова употреблять в речи? (вежливые)
-Если между вами произошёл конфликт, то вы должны уметь договориться. И сейчас мы с вами будем учиться договариваться.
-На каждую пару дана ситуация, которая приводит к ссоре. Подумайте. Как себя повести в этой ситуации. Затем мы выступим у доски.
Задания. Дети выступают у доски, остальные слушают. Учитель поправляет, делает микрообобщение.
-Молодцы, ребята!
Если останется время мультфильм. После просмотра беседа о избежании ссоры. Учащиеся размышляют, анализируют полученную информацию, отвечают на вопросы учителя, проявляют интерес к новому материалу, ученик готовит сообщение, внимательно слушают и запоминают основные события. Личностные: осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели; строить отношения с людьми, не похожими на тебя; пользоваться правилами поведения, общими для всех людей; уметь объяснять свои чувства, рассуждать, обсуждать, высказывать свои чувства, делать выбор.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
3 этап. Заключительная часть
1.Подведение итогов:
- микрообобщение;
- оценка интеллектуальных проявлений, познавательной активности, нравственных взаимоотношений.
2.Рефлексия (шкальная, словесная)
3.Прощание.
-Наш урок заканчивается и напоследок, я хочу, чтобы вы познакомились с правилами поведения в коллективе.
Памятка
•Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.
•С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
•Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова», здороваться при встрече, прощайся при расставанию
•Если знаешь интересные игры и что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.
•Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
•Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
•Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.
-Ребята, что вы сегодня делали?
-Что нового узнали для себя?
-Что такое коллектив?
-Что такое конфликт?
-Как вести себя в конфликтной ситуации?
П О М Н И :Ты живешь на свете не один, а среди людей, поэтому твои поступки
могут радовать или огорчать окружающих и тебя самого. Личностные: уметь объяснять свои чувства, рассуждать, обсуждать, высказывать свои чувства.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; понимать информацию; делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.