Разработка обобщающего урока Генетическая связь между классами неорганических соединений


Пояснительная записка

По окончании изучения темы «Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства» в VIII классе по учебнику И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской провожу обобщающий урок, проверяя знания учащихся. Считаю нецелесообразным из урока в урок задавать однообразные вопросы, гораздо интереснее предложить различные формы работы, при этом учитывая индивидуальные особенности учащихся, создавая ситуацию успеха. Чтобы объективно и быстро проконтролировать правильность выполнения заданий учащимися, ответы записываю на доске, и ребята самостоятельно проверяют. В качестве домашнего задания предлагаю подготовить компьютерные презентации по классам соединения.











ТЕМА. Генетическая связь между классами неорганических соединений

ЦЕЛЬ. Обобщить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным
классам неорганических соединений.
Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать; выявлять и
устанавливать взаимосвязи.
Способствовать развитию мировоззрения о целостной картины мира.

ТИП УРОКА. Обобщение знаний

ОБОРУДОВАНИЕ. Таблица растворимости, Периодическая система химических
Элементов Д.И.Менделеева.

ДЕВИЗ УРОКА. «Единственный путь ведущий к знанию, - это деятельность» (Б. Шоу)


ХОД УРОКА.
№ п/п
Этапы урока
Содержания урока
Итог

І





ІІ



ІІ.1





ІІ.2


ІІ.3



ІІ.4


ІІІ






IV





V
Организационный





Проверка усвоенного материала раннее изученного материала

Работа с тестами





Работа с игрой «Лабиринт»

Осуществить цепочку превращения


Решения задач


Подведение итогов






Рефлексия





Домашнее задание
Подготовка к уроку
Какое настроение у вас сейчас на уроке








Учащиеся решают в тетради тесты по классам неорганическим соединениям, сильные ученики выполняют по 2 теста (приложение № 1)



Каждый выполняет в тетради (приложение № 2)

Класс делят на три варианта цепочки дифференцированные (приложение № 3)


Каждому выдается карточка (приложение № 4)


Можно каждый класс соединения рассматривать самостоятельно?
Какой можно сделать вывод?




Какое у вас настроение теперь в конце урока.





Подготовить компьютерную презентацию по классам неорганическим соединениям

Учащиеся в тетрадях на полях рисуют

Отличное хорошее удовлетворительное
Неудовлетворительное






Взаимопроверка



Самоконтроль


У доски решают по одному учащемуся от каждой групп, указывают класс соединения и дают названия

Самоконтроль



- нельзя

- все класс неорганических соединений между собой взаимосвязаны


В тетрадях на полях рисуют
рисуют

Отличное хорошее удовлетворительное
Неудовлетворительное






ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Оксиды
Оксиды состоят из кислорода и
а) одного элемента б) двух элементов в) нет правильного ответа
Все оксиды могут взаимодействовать с водой
а) да б) нет
Оксиды, которым соответствуют, основания называют:
а) кислотными б) основными в) амфотерными г) несолеобразующими
Оксиды, которым соответствуют и кислоты, и основания называют:
а) кислотными б) основными в) амфотерными г) несолеобразующими
Кислотные оксиды могут взаимодействовать с:
а) водой, кислотой, солью
б) кислотой, основанием, солью
в) основным оксидом, водой, солью
Формулы, соответствующие кислотным оксидам
а) СаО, MgCl2, H2O
б) SO3, SiO2, Al2O3
В) CO3, N2O5, H2O
г) SO2, P2O5, SiO2,
Реакция получения кислотного оксида:
а) Mg + Cl2 = MgCl2
б) 4Na + O2 = 2Na2O
в) 4Р + 5О2 = P2O5
Реакция взаимодействия основного оксида с кислотным:
а) Na2O + H2O = 2NaOH
б) Na2O + 2НСl = 2NaCl + H2O
в) 3Na2O + P2O5 = 2Na3PO4
Кислотные оксиды могут вступать в реакции:
а) разложение, соединение, замещения
б) соединение, нейтрализации, обмена
в) соединение, обмена, разложения
г) нет правильного ответа
Оксиды, которым соответствуют, кислоты называют:
а) кислотными б) основными в) амфотерными г) несолеобразующими





Кислоты
1.Все кислоты в своем составе имеют кислород:
а) да б) нет
2. Кислотам соответствуют следующие соединения:
а) H2 S; NaOH; HNO3 б) HOH; Na2 SO4; K3 PO4 в) HBr; H3 AlO3; CH3 COOH
3. Кислоты могут образовываться при взаимодействии:
а) основного оксида и воды б) кислотного оксида и воды в) кислотного и основного оксида
4. Кислоты дают среду:
а) щелочную б) нейтральную в) кислую
5. Лакумус в кислой среде изменяет окраску на:
а) красный б) малиновый в) фиолетовый г) не изменяет окраску
6. Реакция образования кислоты:
а) СаО + H2 O = Ca(OH)2
б) MgCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Mg(OH)2
в) Na2 SO4 + 2HCl = H2 SO4 + 2NaCl
7 Метилоранж в кислой среде изменяет окраску на:
а) красный б) малиновый в) фиолетовый г) не изменяет окраску
8. Реакция нейтрализация:
а) Na2 SO4 + 2HNO3 = H2 SO4 + 2NaNO3
б) MgCl2 + Ba(OH)2 = Ba Cl2 + Mg(OH)2
в) 3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2 O
9. Все кислоты вступают в реакцию замещения с металлами:
а) Na; Mg; Fe б) Fe; Sn; Hg в) Na; Cu; K г) Cu; Ag; An
10. Ионы кислотных остатков всегда имеют заряд
а) положительный б) отрицательный в) и положительный, и отрицательный
Основания
1. Метилоранж в щелочной среде изменяет окраску на:
а) красный б) малиновый в) фиолетовый г) не изменяет окраску
2. Щелочи это –
а) оксиды б) кислые соли в) кислоты г) нет правильного ответа
3. Основание можно получить реакцией:
а) разложение б) соединение в) нейтрализации г) обмена
4. Основаниям могут соответствовать оксиды:
а) кислотные б) основные в) амфотерные
5. Реакция получения основания:
а) 2Na + H2SO4 = Na2SO4 + H2
б) MgCl2 + 2KOH = Mg(OH)2 +2KCl
в) СuSO4 + BaCl2 = BaSO4 + CuCl2
г) Na2CO3 + 2HCl = H2O + CO2 + 2NaCl
6. Основания могут вступать в реакцию с:
а) основными оксидами
б) кислотными оксидами
в) со всеми неорганическими веществами
7. Взаимодействие основания с солью:
а) NaOH + CO3 = NaHCO3
б) NaOH + HNO3 = HOH + NaNO3
в) 3NaOH + Al(OH)3 = Na3AlO3 + 3H2O
г) NaOH + MgCl2 = 2NaCl + Mg(OH)2
8. Если основание вступает в реакцию с кислотой, такая реакция называется:
а) разложение б) соединение в) замещения г) нейтрализации
9. При взаимодействии основания с солью образуется:
а) кислота и вода б) оксид и вода в) соль и основание г) соль и кислота
10. Металлы в соединениях имеют степень окисления:
а) положительную б) отрицательную
в) и положительную, и отрицательную




Соли
Формулы, которым соответствуют соли:
а) NaOH, MgCl2, Cu(OH)2
б) К2О, HNO3, SO3
в) NaHCO3, Mg(OH)Cl2, K2S
г) K3PO4, Al2O3, Na3AlO3
Соли в реакцию нейтрализации:
а) вступают б) не вступают
Поваренная соль это:
а) сульфат магния б) сульфат меди в) хлорид натрия г) нитрат меди
Соли вступают в реакцию с
а) основными оксидами б) кислотными оксидами в) кислотами
г) основаниями
д) со всеми неорганическими веществами
Соль образуется в результате:
а) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
б) 3MgCl2 + 2Na3PO4 = 6NaCl + Mg3(PO4)2
в) MgS + 2KOH = K2S + Mg(OH)2
Средние соли содержат в своем составе ионы
а) водорода, металла, кислотного остатка
б) металла, кислотного остатка
в) металла, гидроксогруппы, кислотного остатка
Кислые соли содержат в своем составе ионы
а) водорода, металла, кислотного остатка
б) металла, кислотного остатка
в) металла, гидроксогруппы, кислотного остатка
При взаимодействии кислотного и основного оксида образуется:
а) основание б) кислота в) соль
Медный купорос это:
а) сульфат магния б) сульфат меди в) хлорид натрия г) нитрат меди
К гидроксидам относятся:
а) соль, основание
б) кислота, соль
в) основание, кислота, соль
г) кислота, основание






ПРИЛОЖЕНИЕ № 3



ЦЕПОЧКИ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Вариант № 1 SO3 --- H2SO4 --- ВаSO4---- ВаO---- Ва(OН)2



Вариант № 2 Na2O--- NaOН-----?----- CO2---- Н2CO3




Вариант № 3 Р---- ?------ ? ---- К3РO4---- Аg3РO4


























ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Классы неорганических соединений

Вычислите количества вещества и массу гидроксида кальция, образовавшегося при взаимодействии 0,2 моль оксида кальция с водой


Вычислите количества вещества и массу гидроксида цинка, вступившего в реакцию с раствором массой 200 г с массовой долей гидроксида натрия 10 %

Образец железа, содержащий 1,2*1024 атомов металла, обработали раствором серной кислоты. Вычислите количества вещества и массу образовавшейся соли

0,2 моль Д
14,8 г Р
Вычислите количества вещества соляной кислоты, вступившей в реакцию с 20г карбоната кальция.

У
Г
О
Й

другой

К 250 см3раствора с массовой долей гидроксида натрия 10 % и плотностью 1,12 г/ см3 прилили раствор сульфата железа ( ІІ). Вычислите количества вещества и массу вещества образовавшегося гидроксида железа (ІІ).

Вычислите количества вещества и массу гидроксида калия, необходимого для полной нейтрализации 12,6 г азотной кислоты

Вычислите количества вещества и число молекул 265 грамм Na 2CO3


Вычислите количества вещества и массу образовавшегося хлорида кальция в результате реакции СаО + 2НCl = СаCl2 + Н2О если в реакцию вступило 0,4 моль оксида кальция



другой цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]

Другой

Другой

0,4 моль
44,4 г

0,2 моль
11,2 г

2

2,5 моль
15,05

Другой

0,2 моль
7,3 г

2 моль
304 г

0,4 моль
36 г

Другой

0,1 моль
9,9 г

3

4

5

Другой







































15