Разработка урока в 8 классе Генетическая связь между классами неорганических веществ


Генетическая связь меду классами неорганических веществ
Цель: Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.
Задачи:
Обобщить знания об основных классах неорганических веществ
Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов
Продолжить формирование навыков проведения эксперимента
Ход урока:
Добрый день уважаемые ребята, я Салчак Мариета Малчыновна учитель химии и биологии Хадынской школы. И я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество во время урока. Спасибо. А теперь давайте начнем урок. Для начала послушаем дежурного по классу (отчет дежурного). Спасибо ______ садись.
В мире много есть веществ
И простых и сложных.
В мире много есть загадок,
Разгадать их можно.
Подготовка учащихся к осознанному выполнению работы: Вы команда путешественников во времени, но из-за сбоя программы оказались в незнакомом месте. Чтобы вернуться домой надо знать координаты вашего нового местонахождения. А они спрятаны за 6-ю замками. Собрать ключи и разгадать код – вот ваша задача для скорейшего возвращения домой. А для этого надо пройти 6 испытаний. На столах у каждой группы есть карточки с заданиями. Вам нужно выполнить задания и получить ключи. Та группа, которая выполнит задание поднимаете руку и показываете свое задание. Приступаем к выполнению заданий. Удачи всем!
Карточка 1. Из данного списка выбрать формулы кислот и назвать их: H2O, HCI, H2SO4, NaOH, AIPO4, CuO, CO2 ( представитель группы отвечает у доски. ответ: HCI – хлороводородная или соляная кислота, H2SO4-серная кислота). Это все кислоты, что мы знаем? (нет) Второй идет к доске и записывает формулы кислот по названиям со слайда (азотная кислота, угольная кислота, ортофосфорная кислота). Ключ - между Карточка 2. Перед вами в пробирках неподписанные вещества. Мы знаем, что в одной из них кислота, в другой – вода, а в третьей щелочь. Как определить где какое вещество? (напомнить правила ТБ) (Ответ детей: универсальной индикаторной бумагой. И показывают свой опыт) ключ - генетическаяКарточка 3. Собрать вещества из данного списка парами (кислота – кислотный оксид, основание – основный оксид): Fe2O3, NaOH, H2SO4, Na2O, SO3, Fe(OH)3, SiO, H2SiO3. (Ответ: H2SO4 - SO3 H2SiO3 – SiO NaOH - Na2O Fe(OH)3 - Fe2O3)
ключ – неорганическихВопрос классу: О каких неорганических веществах мы еще не говорили? (соли) правильно молодцы вы получаете следующий ключ - классами
Карточка 4. Из списка названий веществ выбрать названия солей и составить их формулы: хлорид натрия, оксид меди (II), карбонат кальция, гидроксид калия, серная кислота, сульфат алюминия. (ответ: хлорид натрия – NaCI, карбонат кальция – CaCO3, сульфат алюминия – Al2(SO4)3) Молодцы. Ключ – связь
Карточка 5. Заполните схему.
Вещества


(Ответ детей) Правильно, умницы. Ключ – веществ
Вот мы прошли все 6 испытаний и у нас имеются ключи нужно из них составить правильное предложение. Да правильно, молодцы это и есть тема нашего урока. С возвращением домой. (аплодисменты)
Записываем в тетрадях число и тему урока.
Сегодня ребята мы разгадаем еще одну тайну науки химия – что такое генетическая связь и генетический ряд.
Определение записываем в тетрадь.
Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т.е. генезис веществ.
Различают:
Генетический ряд
Металлов Неметаллов
Каждый генетический ряд отражает взаимосвязь веществ разных классов в основу, которой положен один и тот же металл или неметалл.
А теперь ребята давайте посмотрим демонстрационный опыт, отражающий генетический ряд неметалла фосфора.
Демонстрационный опыт:
Оборудование: химический стакан, железная ложка, спички, стекло, стеклянная палочка
Реактивы: фосфор, вода, нитрат серебра.
Мы наблюдали получение разных классов веществ и их взаимопревращения, давайте составим схему их превращений и напишем соответствующие уравнения реакции:
P P2O5 H3PO4 Ag3PO4
Работа у доски одного ученика.
5P + 2O2 = 2P2O5
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
H3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3HNO3
Если есть ошибки в написании уравнений реакций, то предложить классу исправить, подсказать.
Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:
Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом
Вещества образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам
Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.
Задание на закрепление изученного материала: Из следующего перечня выбрать вещества, относящиеся к одному генетическому ряду: Cu, N2, CaSO4, CuO, Na2O, P2O5, CuSO4, Mg(OH)2, Cu(OH)2, HCI. (Ответ: Cu CuO CuSO4 Cu(OH)2) Правильно молодцы. А теперь давайте составим генетическую сязь между ними
Cu CuO CuSO4 Cu(OH)2
Правильно. А как вы думаете, можем ли мы продолжить этот ряд? (можно, п.ч. гидроксид меди нерастворимое основание и оно может разлагаться при нагревании образуя оксид меди, а из оксида меди можно опять получить медь)
Cu CuO CuSO4 Cu(OH)2 CuO Cu
У доски работает ученик. Остальные в тетрадях.
2Cu + O2 = 2CuO
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Cu(OH)2 CuO + H2O
CuO + H2 = Cu + H2O или 2CuO 2Cu + O2
Д/з параграф 33 стр. 110 – 111, задание 10 на стр. 112.
Рефлексия.
Что для вас оказалось самым сложным?
Что понравилось ?Подведение итога урока выставление оценок.
На этой положительной ноте, в этот прекрасный весенний день, я и прощаюсь с вами. Желаю вам дальнейших успехов в путешествии по увлекательному миру химии.
Жить без химии никак нельзя,
Так будьте с нею вы друзья.
Спасибо за урок.