Презентация по дисциплине Основы философии Общество как саморазвивающаяся система


1. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. 2. Структура общества3. Социальная стратификация и мобильность.4.Гражданское общество5. Государство6. Формационная и цивилизационные концепции общественного развития 1.Обособившаяся от природы часть материального мира, связанная с жизнедеятельностью людей.2.Целостная система жизнедеятельности людей друг с другом и с природой.3.Общность, союз, сотрудничество (любое общество – общность, но не любая общность – общество). 4.Высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, труд, продукты труда, различные формы собственности, политика, государство, классы, нации, народы, род, племя, институт брака, семьи, сфера духа (культура). Философский подход к понятию «ОБЩЕСТВО» состоит в определении специфики связей индивидов в единое целое. Основными типами общественных связей и закономерностей считают :1. Идеалистический –Аристотель, Августин Бл., Ф.Аквинский, М.Лютер, Гегель. 2.КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ – Гоббс, Французские материалисты и Просветители. Гоббс – государство устанавливает общественный договор в целях обеспечения мира и безопасности. Граждане добровольно ограничивают свободу, отдают часть своих прав государю. Государь – абсолютный суверен, а подданные должны беспрекословно выполнять свой гражданский долг как моральный долг. 3.НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД - Монтескье, Чижевский, Циолковский, Мечников, Гумилев.Чижевский, Гумилев – на все процессы на Земле влияет Солнце.Монтескье – климат, почва, состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественных отношений.Циолковский Э. – Земля – заповедник для естественного обновления жизненных форм, в том числе и социальной. Мечников И. – влияние географической среды (гидросферы) на развитие социальных процессов. 4. Материальный тип связей в обществе – К.Маркс – экономический детерминизм, У.Ростоу – технологический детерминизм.Маркс – общество – продукт взаимодействия людей В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА МЕТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ. Нет общества вообще – есть различные этапы его исторического развития – ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ. Сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей :1\ЭКОНОМИЧЕСКАЯ сфера – процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Заводы, фабрики, банки, биржи и т.д.2\СОЦИАЛЬНАЯ сфера – социальные группы, связи, институты, нормы, ценности. Классы, страты, социальные группы, слои, нации, народы, роды, племена. 3\ПОЛИТИЧЕСКАЯ сфера – государство, партии, общественные организации, средства массовой информации, политическая культура, идеология – это область ВЛАСТИ. 4\ДУХОВНАЯ сфера – наука, культура, искусство, духовные ценности, мораль, религия, философия. Социальные общности и связи внутри и между этими общностями.КлассыЭтносыПрофессиональные группы: шахтеры, учителя.. Социально-демографические группы (молодежь, пенсионеры, школьники, безработные, кормящие матери, приходящие отцы )Социально-территориальные общности (город, село, деревня, район, регион, область) Теории классов:Маркс К. (экономический детерминизм) – общество делится на 2 антагонистических класса – имеющие собственность на средства производства (С) и не имеющие этой собственности.А.Смит и Рикардо (распределительная теория классов) – капиталисты – получают прибыль, землевладельцы – ренту, рабочие – зарплату. 3. М.Вебер - источник классовых различий – профессиональное мастерство, специальность, квалификация, владение интеллектуальной собственностью.4. Причина возникновения классов – насилие, грабеж5. Ростоу У. – вместо классов – деление по профессии (технологический детерминизм) Стратификация означает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе (против теории классов К.Маркса). Классы, социальные слои и группы выделяются по признакам:-образование-психология-бытовые условия-занятость-доходы-профессияСтрат может быть от 2-х и до 9. Ввел понятие социальной мобильности – любой переход индивида из одной социальной позиции в другую.Горизонтальная социальная мобильность – из одной группы другую (из православия в католицизм), из одной семье в другую, переход на другое предприятие и т.д.Вертикальная социальная мобильность – перемещение в другой социальный пласт, вверх-вниз, социальный лифт. ГЕГЕЛЬ: гражданское общество – объединение членов общества как самостоятельных субъектов общности на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности. Главные принципы гражданского общества – обеспечение жизни, благополучия, достоинство личности; каждый человек – самоцель и высшая ценность. 1.Семья, кооперация, ассоциация, общественные организации, товарищества, творческие, хозяйственные, спортивные, этнические, конфессиональные, дачные, художественные, ЖСК – сфера самоуправления людей и их объединений2. Производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.Гражданское общество и государство – отношение между индивидуальной свободой и публичной властью. 1. Политический институт, возник на известной ступени развития общества, когда экономическое развитие привело к расслоению общества на антагонистические классы. 2. Институт публичной власти, воля и интерес господствующего в экономике класса , возведенная в закон, в правовые нормы. 3. Политический институт классового общества, охраняет его экономическую и социальную структуру. 4. Возникло в результате разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на антагонистические классы. 5. Аппарат насилия, элемент надстройки. 1.Территория2. Система органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти.3. Власть публичная – отделена от народа, опирается на вооруженную силу. Чиновники – отдельная профессия.3. Осуществление внешней и внутренней политики.4. Наличие права, системы норм, обязательных для всех членов общества5. Взимание налогов и сборов, эмиссия денег, облигации, государственных займы 1.По типам общественно –экономической формации (ОЭФ) – рабовладельческое, феодальное, буржуазное .2.По типам правления и устройства институтов государственной власти - монархическое, республиканское, конституционная монархия, президентское, парламентское. 3. По типам государственного УСТРОЙСТВА :Унитарные, федеративные (СССР, РФ,США, Франция, Германия) конфедерация (ЕЭС).4. По типам политических РЕЖИМОВ правления: -тоталитарные (диктат одной идеологии, репрессии над инакомыслием)-авторитарные (жесткий централизм, идеологическая демагогия, нет прав граждан, суд лишен самостоятельности, выборы фиктивны)-демократические (верховенство закона, выборность, равноправие граждан). 1. Форма общественного сосуществования всех граждан общества, гарант и выразитель их суверенных прав, обязанностей, свобод.2. Политическая сфера, где осуществляется связь со всеми социальными структурами – взаимоотношение народов, наций, этносов, рас, региональных общностей (землячеств)3. Выражает интересы всего общества, т.к. это позволяет оптимально функционировать и обществу, и государству. 5. Стремится стать правовым, демократическим. Разделение власти на судебную, исполнительную, законодательную становится общечеловеческой ценностью.6. Стремится, как тенденция, преодолеть разрыв между моралью, нравственностью и политикой.7. Гарантирует свободы человеку – делать все, что не запрещено законом. Внешние : оборона, международная политика.Внутренние :- защита экономической и социальной систем- регуляция хозяйственной жизни- охрана общественного порядка- регуляция социальных отношений- культурно-воспитательная, идеологическая работа (формулировка национальной идеи) Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – социо-экономический феномен. Учет вертикальных связей развития общественных организмов. 5 ОЭФ : первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Отличаются по СПОСОБУ ПРОИЗВОДСТВА. Эпоха – ( «остановка») – промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий характерные особенности (эпоха Пушкина, эпоха классицизма, эпоха неолита, эпоха революций). Уклад – определенный тип общественного производства.Социально-экономический строй того или иного общества может включать в себя несколько укладов. Многоукладность экономики : частнокапиталистическая, патриархальная, мелкотоварная, государственная, общественная и т.д. Цивилизация – социокультурный феномен (Данилевский Н.Э., Шпенглер О., Тойнби А.). Нелинейность, цикличность развития общества. Каждая цивилизация – самобытна, уникальна, неповторима, не существует общих закономерностей и преемственности между цивилизациями. Учет горизонтальных связей между социальными организмами. 1.Цивилизации — это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.). 2.Цивилизации существуют , как правило, более тысячелетия; 3.После возникновения самых ранних цивилизаций, в течение почти трёх тысячелетий между ними не было никаких контактов или эти контакты были очень редкими и ограниченными; 4.Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира. 5.Западная цивилизация возникла в VIII—IX веках нашей эры. Она достигла своего зенита в начале XX века. Западная цивилизация оказала решающее влияние на все остальные цивилизации; 6.Восприятие западного влияния (вестернизация) и технологический прогресс (модернизация) могут происходить раздельно или совпадать. 7.Религиозный фанатизм часто является реакцией обывателя на модернизацию и вестернизацию. 8.Некоторые цивилизации (западная, индуистская, синская, православная, японская и буддистская) имеют свои «стержневые», то есть главные, страны, а другие цивилизации (исламская, латиноамериканская и африканская) не имеют стержневых стран. 1.Западная цивилизация2.Исламская цивилизация3.Индуистская цивилизация4. Синская цивилизация5. Японская цивилизация6.Латиноамериканская цивилизация7.Православная цивилизация8. Буддистская цивилизация9. Африканская цивилизация В рамках стадиально- поступательного развития:Традиционное обществоИндустриальное обществоПостиндустриальное общество – (Информационное общество)Это ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (зависимость от уровня развития техники и технологии) Специальный советник Дж.Кеннеди и Л.Джонсона.Теория постиндустриального общества.«Стадии экономического роста. Неокоммунистический манифест»(1960).1.Идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых(ускорять прохождение ими стадий экономического роста).2.Америка должна препятствовать распространению коммунистических идей, вплоть до силового варианта.3. 3 концепции Ростоу : стадии экономического роста; фазы перехода к демократии; ценовая теория длинных волн конъюнктуры. Критерии выделения фаз развития – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства. 5 этапов развития общества (по уровню технологии):1.Традиционное общество – ручная техника, иерархия социальной структуры (до конца феодализма).2.Переходное об-во – (подготовка к взлету) – централизованное государство, предприимчивые люди (домонополистический капитализм)3.»Взлет» - промышленный переворот, накопление капитала (от 5 до 10% нац.дохода от капиталовложений (монополистический капитализм). 4.»Зрелость»-уровень капиталовложений до 20% нац.дохода . Наука, техника, города – 60-90% населения, рост доли квалифицированного труда (индустриальное общество) 5.Эра «высокого массового потребления» - главные отрасли экономики – сфера услуг, товары массового потребления, средний класс, государство обеспечивает высокий уровень жизни (постиндустриальное общество) 6. «Поиск качества жизни» - добавлен позже – духовное развитие человека (информационное) Профессиональное разделение труда, а не классовое.Развитие ощества характеризуется не формами собственности, а уровнем развития промышленности, техники, хозяйства, науки, доли накопления капитала в национальном доходе.Экономические изменения – последствия неэкономических человеческих порывов и устремлений.В рамках капитализма внедрить : плановость, централизм, плюрализм капиталистических корпораций.Вывод Ростоу У.У. : капитализм вечен, коммунизм – болезнь. «Шок будущего»«Третья волна» – постиндустриальное, информационное общество – экологичность, возобновимые источники, умные технологии, производство для себя, множество корпораций, разнообразие типов семей, индустриализация образования, дестандартизация и индивидуализация. «Конец истории и последний человек»«Будущее истории» - распространение либеральной демократии – конечная точка социокультурной эволюции человечества. Тупики потребления. Постчеловеческое общество. Демократические волны. Опора на средний класс. Надо умерить в человеке пыл борьбы. В целом пессимизм, но альтернативы демократии нет. Всем движет ЖАЖАДА ПРИЗНАНИЯ. За культурную самобытность при сохранении либеральной демократии.