РОЛЬ СЮЖЕТНЫХ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ


РОЛЬ СЮЖЕТНЫХ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ .
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Известно, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им нелегко высиживать урок в одной и той же позе, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго а также не отвлекаться и следить за учителем.
На начальной ступени образования младшие школьники встречаются с одним из самых сложных предметов - математикой. Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго отношения, структурные особенности относящиеся непосредственно к величины, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго действий с числами и др.(дочисловой период). Дети в этот период учатся проводить наблюдения над предметами, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго сравнивать, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго классифицировать по признакам, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго получая количественные и пространственные представления. На этом этапе развития особое внимание уделяется проведению сюжетных уроков. Известно, структурные особенности относящиеся что дети 6-7 лет обладают целостным мировсприятием, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго они еще не делят познаваемый мир на отдельные отрасли, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго объекты знания.
Мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. Следовательно, для развития мыслительной деятельности в образовательном процессе необходимо создавать преодолимые, находящиеся в зоне ближайшего развития, актуально осознаваемые трудности учебно-познавательные задания. Для того чтобы они были значимыми для ребенка, они должны находиться в мире его детства, в чем младший школьник может самореализоваться. Это игра, движение, фантазия, динамичность, общение с близкими, родными людьми, с любимыми героями мультфильмов и с персонажами народных и литературных сказок, это посильные для разрешения бытовые и драматические ситуации. Все вышесказанное присуще сюжетным урокам. Они позволяют младшему школьнику эмоционально пережить предлагаемые педагогом ситуации, прикоснуться к миру взрослых, осознать полезность и жизненную необходимость Труда, ощутить торжество победы Добра над злом, проявить благородство и участие, помочь в беде, драматической ситуации, затруднениях близким и друзьям. И в то же время такие уроки или занятия позволяют преодолеть трудности в решении учебных задач и в полной мере усвоить довольно сложный материал. В них исключается императивность в общении с детьми, реализуется уважение к личности каждого ребенка, отражение и принятие другими его субъективного «Я », максимальный учет его индивидуальных особенностей, создание доброжелательной атмосферы, благоприятствующей его всестороннему развитию. Сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, сравнение получаемых знаний, умений и навыков детьми и персонажами, позволяют интерактивно и динамично формировать у детей положительную оценку своих возможностей в успешном овладении учебным материалом, каждодневно влиять на развитие личностных качеств учащихся.
Также следует отметить воспитательные, структурные познавательные и развивающие возможности сюжетных уроков. Например, усваивая необходимые для последующего изучения математики пространственные представления (диады терминов - «вблизи-вдали», структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго «вправо-влево», структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго «внутри-снаружи»), структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго дети закрепляют правила дорожного движения. Усваивая предметный счет, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго устанавливая количественные и порядковые отношения, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго закрепляя нумерацию чисел первого десятка, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго дети знакомятся с правилами поведения, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго обычаями: учатся поздравлять с праздником, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго помогать в труде ближним, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго уважительно и вежливо обращаться с окружающими людьми.
Вопрос о частоте проведения сюжетных уроков должен решать сам учитель. Рассматриваемый вид урока имеет определенные границы применимости. Он эффективен до тех пор, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго пока сюжет интересен, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго эмоционально переживаем учащимися, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго служит стимулирующим фоном для их обучения, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго является средством поиска личностного смысла.
Сюжетный урок близок к театральной игре. А игра не является единственным привлекательным для детей видом деятельности. Она не есть универсальная форма или главный метод обучения. При необходимости , структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго учитель может заменять учебные знания, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго Вплетенные в ткань сюжетного урока. Он может вводить в уроки другие хорошо знакомые детям сюжеты, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго других положительных или отрицательных персонажей сказок, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго мультфильмов, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго таких, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго как Веселый Карандаш, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго Крокодил Гена, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго Чебурашка, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго Чиполлино, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго Старуха Шапокляк, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго и других. При этом надо сохранять как характерные особенности вводимых героев, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго так и характер учебного задания.
Приведем пример сюжетного урока. Тема: Одинаковые. Разные. Круг. Квадрат. Треугольник. Счет предметов.
Цель: научить детей называть числа от 1 до 11, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго считать предметы; научить сравнивать предметы; уточнить представление о круге, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго треугольнике, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго квадрате.
Сюжетная линия: «Встреча с героями сказки «Золотой ключик».
Оборудование: картинки с изображением Буратино, структурные Мальвины, структурные особенности Карабаса-Барабаса, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго животных, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго золотого ключика; предметные картинки для счета с изображением шишек и зверей; тетрадь по математике; демонстрационная аппликация домика; математический набор; учебник.
Ход урока
1. Вводная беседа
Ребята, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго кто-то стучит в дверь. Посмотрим, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго кто там. К нам пожаловался Буратино и Мальвина, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго а сними Карабас-Барабас. Буратино и Мальвина не могут попасть обратно в свою сказку. Злой Карабас-Барабас задал им много заданий и сказал, структурные особенности что если они выполнят их, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго то он отдаст им золотой ключик от сказки. Давайте поможем Буратино и Мальвине выполнить эти задания.
2. Устные упражнения
(На доске выставлены картинки с изображением шишек, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго фигурок зверей для счета, структурные особенности прикреплены плакат с нарисованной ромашкой и аппликация домика).
Посмотрите на шишки. Отличаются они друг от друга или нет? Не отличаются. Тогда какие они? Каким словом их можно назвать? Они - одинаковые.
Хором посчитаем. Один, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго два. ... Сколько шишек? (Шесть). Посмотрим на Буратино и Мальвину. Согласны они с нами? Видите, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго они довольны. Мы сосчитали правильно.
Выйдите к доске дети этого ряда. Сколько детей вышло к доске? Сколько девочек? Сколько мальчиков?
Посмотрите на ромашку. Какие у нее лепестки, структурные особенности относящиеся непосредственно к определению критериев развития школьных действий, которые в свою очередь направлены на познавательные действия основа которых лежит в плоскости познания в процессе обучения требующего педегогическго одинаковые или разные? Скажите хором. (Одинаковые). Сосчитаем лепестки.
Мальвина насчитала 9 лепестков, а Буратино - 7, чему очень обрадовался Карабас-Барабас. Проверьте, правильно ли они сосчитали? Сколько лепестков у ромашки? (Восемь). Почему ошиблась Мальвина? Я покажу вам, как она считала. (Лепестки расположены не в один ряд, и она не запомнила лепесток, с которого начала считать). Почему ошибся Буратино? (Он невнимательный и сосчитал не все лепестки).
Посмотрите на домик (учитель показывает аппликацию домика с фигурками зверей). Он составлен из геометрических фигур. Они одинаковые или разные? (Разные). Назовите, из каких фигур он составлен? (Круги, треугольники, квадраты). Из каких фигур составлена стена дома? (Круги, квадраты) Из каких - окна? (Квадраты). Какого они цвета?
3. Физкультминутка
Ребята, вы, наверное, как и Мальвина с Буратино, устали. Давайте, к неудовольствию Карабаса-Барабаса, отдохнем, чтобы еще лучше помочь нашим друзьям выполнить его задания.
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту дружно сесть.
4. Работа с математическим набором
Разложите на парте отдельно круг, отдельно квадраты, отдельно треугольники. А Буратино будет их раскладывать на наборном полотне. Буратино, ты не ошибся? Дети, посмотрите: какая фигура у него не в своей группе?
Покажите две разные фигуры. Покажите два одинаковых треугольника. Покажите два разных по цвету, затем по размеру треугольника.
5. Работа в тетради по математике
Ребята, Карабас-Барабас считает, что вы не умеете правильно держать ручку и карандаш. Покажем ему, как это нужно делать. А теперь он хочет посмотреть, аккуратно ли вы раскрашиваете и рисуете в тетрадях по математике.
Расскажите по картинке, кто учится в лесной школе, кто в ней учитель? Сколько в ней зайцев, ежей, белок?
Аккуратно раскрасьте эту картинку цветными карандашами. Какими карандашами вы будете раскрашивать лес, медведя, ежей, белок? Одинаковыми или разными?
6. Итог урока
Мы вместе с Мальвиной и Буратино, выполнили все задания Карабаса-Барабаса? Перечислим, чему мы учились на уроке. (Считали от 1 до 10, считали предметы, учились пользоваться словами - «одинаковые», «разные», познакомились с фигурами: круг, квадрат, треугольник).
Карабас-Барабас вернул ключик Буратино с Мальвиной, и теперь они возвращаются в сказку. Давайте с ними попрощаемся и попросим еще приходить к нам в гости. А кто лучше справлялся с заданиями - Мальвина или Буратино? Что мы можем посоветовать Буратино? (быть внимательным).
Таким образом, воспроизведение детьми текста известной сказки, рассказы по картинке, отыскание на ней нужной информации, описание бытовых ситуаций дает дополнительную возможность для развития речи и мышления учащихся. Кроме этого, сюжетные уроки позволяют по- новому взглянуть на мир сказок - прекрасный вид народного творчества, от соприкосновения с которым учащиеся становятся духовно богаче, добрее, благороднее.
Список использованной литературы
Кучма, В. Р. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период / В. Р. Кучма // Начальная школа : плюс-минус. – 2001. – № 8. – С. 3–7.