Статья Привыкаем к школьной жизни. особенности адаптации первоклассников.


Привыкаем к школьной жизни. Особенности адаптации первоклашек.
Приходя в школу, попадая в новую для себя среду, практически все дети переживают и волнуются. Им трудно сориентироваться в новой обстановке. Но со временем постепенно происходит адаптация первоклашек к школьной жизни. Чтобы этот процесс прошёл успешно, нужно соблюдать некоторые правила и конечно знать возрастную психологию. В статье я коснусь возрастных особенностей первоклашек и расскажу из опыта своей работы как облегчить адаптацию первоклассников к школьной жизни.
Известный психолог Немов Р.С. разделил детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной физической классификации на следующие семь периодов:
1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.
2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.
3. Младший и средний дошкольный возраст: от трех до четырех-пяти лет.
4. Старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет.
5. Младший школьный возраст: от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.
6. Подростковый возрастает десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет.
7. Ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.
Давайте вспомним возрастные особенности ребёнка 6-7 лет
Дети в 1 классе находятся на границе старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Ведущая деятельность игра постепенно сменяется другой ведущей деятельностью - учением.
Детям, начинающим обучаться в школе, представляет трудность саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать. Необходимо отвечать учителю, не выкрикивая с места, а поднимать руку, также терпеливо ждать, когда спросит учитель. Не ходить по классу, не бегать во время перемен, т.е. соблюдать непривычные двигательные ограничения достаточно долгое время. С другой стороны, при обучении от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, например, терпеливо выводить буквы, элементы букв, слова или рисование. Многие первоклассники не могут постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени, поэтому во время уроков вводятся динамические паузы, чтобы избежать переутомления и поддерживать активность. Таким образом, одно из правил – соблюдение правильного режима дня в целом, а также на уроках и в группе продлённого дня. Видите, что первоклассник отвлекается, ёрзает, теряет интерес – отложите учебники, тетради и сделайте физминутку. Пусть ребёнок разомнётся, отдохнёт. На первых порах их может быть несколько. На переменах или свободное от урока время предложите детям раскраски, которые незаметно для ребёнка помогают подготовить руку к письму и развивают усидчивость. На уроках также необходимо использовать элементы здоровьесберегающих технологий, включать не только весёлые физкультминутки, но и упражнения для релаксации, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, элементы психомоторики, упражнения, для развития мелкой моторики.
У первоклассников и отчасти у второклассников преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Чтобы облегчить процесс обучения, на уроках должно использоваться много наглядности. Дети очень любят, когда на урок приходят сказочные персонажи и предлагают выполнить различные задания. Это немного разбавляет серьёзность уроков. В игровой форме легче усваиваются знания, дети проявляют высокую активность и интерес. Таким образом второе правило – использование игровых технологий и наглядность.
Тщательная и всесторонняя диагностика на начальном этапе помогает выявить детей с низким уровнем развития школьно-значимых функций и уделить особое внимание этим проблемам. Это те функции, которые не только существенно влияют на темп и качество формирования навыков письма, чтения и счета, но и в значительной мере определяют успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала, начального этапа обучения. В классе проводится диагностика каждого ребёнка. Так с воодушевлением дети принялись за диагностику «Рукавичка» (коммуникативность), которая проходила в игровой форме. Целью было умение договориться со своим партнёром и нарисовать одинаковую пару. Все дети успешно справились с заданием и смогли договориться. Проводится диагностика оценки уровня школьной мотивации (Автор Н. Лусканова) и другие диагностики. У большинства детей уже сформировано положительное отношение к школе. Таким образом следующее правило – грамотная диагностика познавательных процессов личности.
В группе продлённого дня дети учатся общаться, причём не только со сверстниками, но и с ребятами постарше. Учатся договариваться друг с другом, не конфликтовать. Узнают новые игры, находят новых друзей. Необходимо позаботиться, чтобы первоклассник имел возможность поиграть с игрушками, с ровесниками т.к. игровая деятельность пока ещё присутствует, а у некоторых детей – ещё преобладает. В классе должно быть много разных игрушек, развивающих игр, чтобы каждый ребёнок нашёл для себя что-то интересное.
Особенностью детей младшего школьного возраста (как и дошкольников), является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Учитель и родители – это те главные люди в жизни начинающего школьника. Учителю необходимо стремиться к формированию положительного образа. Делать акцент на хорошие качества, поступки. Обязательно хвалить ребёнка за успехи, учить правильно реагировать на неудачи. Именно положительный образ родителей и учителя могут оказать наиболее сильное влияние на психологию и поведение ученика. Есть прекрасное стихотворение Себастьяна Бранта, которое знает каждый учитель, и которое проходит канвой в процессе воспитания:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители примерли ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и обычно
И женский пол, себя позоря,
Стал срамословить в разговоре.
Мужья — пример для жен своих,
А дети учатся у них:
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна!
Что говорить, — спокон веков
Полно на свете дураков!
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
Попался как-то Диогену
Какой-то пьяный совершенно,
Впервые встреченный юнец
«Сынок, — сказал ему мудрец, —
Ты, вижу, весь в отца родного:
Бьюсь об заклад — он раб хмельного!)
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Именно с него начинала своё первое собрание с родителями первоклашек. Таким образом, именно взрослые формируют отношение к себе, окружающим, обучению в школе. Ни в коем случае нельзя допускать негативное высказывание родителей по отношению к учителю, школе. Нельзя при ребёнке обсуждать других детей, родителей, учителей. Дети как губка впитывают в себя всю информацию. Они ещё не могут адекватно оценивать высказывания взрослых, воспринимая всё на веру. Поэтому очень внимательно надо относится к своим суждениям родителям, учителям. Формировать положительное отношение к школе. Учить находить компромисс, уступать, быть терпеливым. Научить ребёнка дружить. Учить быть терпеливым.
К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.
Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она зависит от характера оценок, которые дают взрослые ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников уже можно выделить типы самооценки: адекватные, завышенные, заниженные. Самая простая методика «Лесенка» даёт первоначальное представление о самооценке ребёнка. А беседа с психологом помогает понять причину выбора ребёнка и поможет скорректировать свою самооценку.
В своём классе особо слежу, чтобы в коллективе была тёплая атмосфера, учу радоваться успехам своих одноклассников. Со временем дружеская тёплая атмосфера входит в «привычку». Я всегда нахожу за что похвалить каждого ребёнка. Оцениваю достижения конкретно каждого ребёнка, не сравнивая его с другими. В классе принята эмоциональная поддержка. Для каждого ребёнка нахожу время, чтобы выслушать, побеседовать. Именно в общении «по душам» раскрывается мир ребёнка, его горести, радости. Такое внимательное отношение с нашей стороны повышает самооценку ребёнка и помогает развиться интеллектуальным способностям. Есть такой приём, к которому прибегаю ни один раз. Вырезаю для каждого ученика сердце из бумаги. Каждый должен сказать (а к концу 1 кл. и далее написать) «Что у меня на сердце..». На начальных порах всё происходит в устной форме, провожу групповые беседы. Но каждый ребёнок впоследствии должен быть уверен, что его откровение – останется тайной. И он может обсудить это с учителем (воспитателем, психологом), а может и не обсуждать.
В группе продлённого дня всегда есть место сказке. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче осознавать свои поступки, переживать причины своих волнений через сказочные образы. Сказки позволяют снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. Также воспитатель ставит небольшие сказки с детьми. Все с удовольствием перевоплощаются в героев сказок. Поэтому в 1 классе всегда есть место сказкотерапии.
В классе проходят праздники, на которые приходят родители. Каждый ребёнок хочет выступить, показать свои способности. Особенно ждут второй части праздника, когда проводятся совместные игры с родителями и детьми, а также чаепитие. Таким образом, жизнь первоклассников насыщена не только получение новых знаний, но и разными интересными событиями, творчеством, улыбками и успехами.
Уже стало традицией поздравление именинников. Каждый ребёнок рисует или пишет на листке ромашки пожелание имениннику. Таким образом каждый ребёнок на день рождения получает не только подарок, но и коллективную открытку в виде ромашки с рисунками и добрыми пожеланиями.
Наше творчество, успехи в учёбе находят отклик и у родителей, которые выражают слова благодарности, за успехи детей в учёбе и творчестве.
Итак, что важно для успешной адаптации первоклассников?
-правильно организованный режим дня в целом и правильно организованный процесс обучения;
-поддержка родителей, учителя;
- правильный выбор методов и средств обучения;
-знание возрастных особенностей ребёнка;
-тщательная и всестороння диагностика;
-внимание к чувствам, потребностям ребёнка;
-формирование собственного «я» и правильной самооценки;
-постоянная мотивация к обучению
И, конечно, безусловная любовь к детям и своей профессии, творческий подход в работе.
22498051206500