Программа Школа волонтёров


















































Программа занятий с подростками
«Школа волонтёров»
Что посеешь, то и пожнешь.
Народная мудрость.

Пояснительная записка.
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.
Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.
Важнейшим в профилактической работе является:
Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
Формирование у школьников отрицательного отношения к ПАВ и последствиям их употребления.
Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в МОУ «СОШ № 2 г. Жирновска» Волгоградской области ориентирована на подростков 11-12 лет и старше.
В данном образовательном учреждении регулярно проводится работа по формированию отрицательных установок на никотиновую, алкогольную и наркотическую зависимостей. Ежегодно организовываются акции «В XXI веке – без наркотиков!», «Жизнь вне сигаретного дыма», «Береги себя сам!», тематические недели и дискотеки, акции-протесты, игры по формированию осознанного и ответственного отношения к своему здоровью. В наш век компьютерных технологий стал актуален вопрос грамотной организации процесса обращения ребенка с компьютером и минимизации его отрицательного влияния на психическое здоровье ребенка. Увеличивающиеся запросы учителей и родителей все больше убеждают в необходимости работы по профилактике киберзависимости и игромании, именно поэтому в программу занятий добавлены два часа на соответствующую тему. Роль волонтера неоднозначная, значимая. Человек, решивший посвятить свою деятельность пропаганде здорового образа жизни, должен уметь убедить, аргументировано доказать свою точку зрения, повести за собой, а значит, должен обладать лидерскими качествами. Эта еще одна важная задача, которую решает представленная программа.
Метод передачи информации «молодые - молодым» показал наилучший результат в работе по профилактике употребления ПАВ. Но, из-за прекращения работы районной «Школы волонтеров» в нашем городе, остро встала проблема по подготовке помощников для проведения работы по данному направлению. В соответствии с этой задачей, в помощь воспитательной и психологической структурам школы была разработана данная программа.

Цель программы: подготовка волонтеров для работы по профилактике вредных привычек и зависимостей, употреблению ПАВ.

Задачи программы:
Ознакомить подростков с действием ПАВ на организм человека, дать знания о механизмах развития зависимостей, последствиях, к которым они приводят.
Сформировать активную позицию сторонника здорового образа жизни, препятствующего употреблению ПАВ;
Актуализировать возможности в понимании себя и окружающих; обучиться навыкам подачи необходимой информации различными приемами и методами. Принципы программы:
Добровольность.
Ученическое самоуправление (в основе пропаганды - деятельность самих учащихся.).
Открытость (участвуют в программе все желающие из 8-10 классов).
Взаимопомощь.
Сотрудничество всех заинтересованных лиц.
Доверие к ученическому самоуправлению.
Профилактическая работа включает в себя три компонента
1. Образовательный компонент
Специфический – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.
Цель – научить подростков понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе.
Цель – формирование развитой Я – концепции у подростков.
2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростков, формирование отрицательной установки на асоциальные проявления, настрой на здоровый образ жизни.
Цель – психологическая поддержка подростков, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростков, овладение коммуникативными навыками, осознание своей особой роли как волонтера.
Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни, формирование активной жизненной позиции, творческой личности.
Содержание:
Программа рассчитана на 12 занятий, в объеме 12 часов (в том числе теоретических и практических, академический час – 45 минут.).
Возраст участников: обучающиеся 8-10 классов (13-16 лет)
Этапы проведения:
Подготовительный (организация обучающихся из 8-10 классов, желающих пройти курс в «Школе волонтеров»)
Теоретический блок (6 часов).
Практический блок (6 часов).
Предполагаемый результат:
Участники программы смогут: – осознать всю важность проблемы зависимостей и употребления ПАВ; – актуализировать возможности в понимании себя и окружающих; – обучиться навыкам подачи необходимой информации различными методами; – самоопределиться в игровой ситуации, получить новый личный опыт, проанализировать сделанный выбор и принять его последствия; – сформировать активную позицию сторонника здорового образа жизни, препятствующего употреблению ПАВ.
Структура занятий:
Ритуал приветствия – позволяет сплотить обучающихся, создать атмосферу группового доверия и принятия;
Разминка, игры-энергизаторы – настраивают обучающихся на продуктивную групповую деятельность, позволяют установить контакт, активизировать участников, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение;
Основное содержание занятий – представляет собой совокупность психотехнических игр и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между обучающимися, личностное развитие участников;
Рефлексия занятия – предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии, самооценку, что удалось, что нет, почему;
Ритуал прощания – способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
Тематический план
программы занятий для подростков «Школа волонтеров»

Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе




теоретич.
практич.

1.
Раздел 1: Никотиновая и алкогольная зависимости
Тема 1.1. Знакомство. Входной контроль.
Тема 1.2. Воздействие никотина и алкоголя на организм, последствия употребления.
Тема 1.3. Распространение информации о вреде и последствиях употребления никотина и алкоголя различными формами и методами.
3
2
1

2.
Раздел 2: Наркотическая зависимость
Тема 2.1. Воздействие наркотических веществ на организм, последствия употребления.
Тема 2.2. Распространение информации о вреде и последствиях употребления наркотических веществ различными формами и методами.
2
1
1

3.
Раздел 3: Киберзависимость и игромания
Тема 3.1. Новые зависимости и возникающие в связи с ними проблемы.
Тема 3.2. Формы выявления игровой и компьютерной зависимостей; методы профилактики киберзависимости и игромании.
2
1
1

4.
Раздел 4: Лидер. Работа в команде, сотрудничество.
Тема 4.1. Лидерские качества. Ведущий или ведомый.
Тема 4.2. Конструктивное разрешение конфликтов. Саморегуляция психического состояния.
2
1
1

5.
Раздел 5: Дидактическая оснащенность при проведении профилактической работы.
Тема 5.1. Изготовление агитационных материалов по формированию ЗОЖ.
Тема 5.2. Разработка проектов мероприятий по профилактике употребления ПАВ и агитации ЗОЖ в социуме.
Тема 5.3. Завершающее занятие. Исходящий контроль.
3
1
2

Итого
12
6
6


Содержание программы


Тема
Задачи
Оборудование
Содержание занятия

Раздел 1: Никотиновая и алкогольная зависимости

1.1.
Знакомство.
- создать благоприятные условия для работы в группе всех участников;
- ознакомить с основными принципами работы по программе, выработать свои правила работы в группе;
- первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия;
- обучение активному стилю общения и способам передачи и приема обратной связи.
- музыкальный проигрыватель, музыкальная подборка,
- бланки анкеты входного контроля,
- доска, мел (ватман, маркер),
- карточки с заданиями к игре «Разноцветные королевства».
Знакомство.
Упр. «Спина к спине»
Принятие ритуалов приветствия и прощания.
Выработка и принятие правил группы.
Анкетирование – входной контроль (Приложение 1).
Анализ анкет.
Игра «Разноцветные королевства».
Рефлексия.
Ритуал прощания.

1.2.
Воздействие никотина и алкоголя на организм, последствия употребления.
- познакомить обучающихся с терминами: зависимость, никотин, алкоголь, последствия
- рассказать обучающимся о вреде, который приносят никотиновая и алкогольная зависимость, болезнях, связанных с ними;
- обучать способам развития воли, сопротивления желанию попробовать табачные изделия, алкогольные напитки;
- развивать отрицательное отношение к употреблению ПАВ.
- мультимедийная система, компьютер;
- плакат (слайд) с изображением влияния никотина (алкоголя) на организм человека;
- иллюстрации к никотиновым и алкогольным болезням;
- лист ватмана (доска), маркеры к упр. «Мифы и реальность».
Ритуал приветствия.
Актуализация темы занятия. Мозговой штурм.
Работа с плакатами (слайдами): «Болезни и последствия употребления никотина и алкоголя».
Упр. «Мифы и реальность».
Упр. «Скажи: НЕТ!»
Рефлексия. Д/З.
Ритуал прощания.

1.3.
Распростране-ние информации о вреде и последствиях употребления никотина и алкоголя различными формами и методами.
- обучение участников методам и формам группового опроса, сбора информации на заданную тему;
- способствовать развитию творческого мышления при создании обучающимися памяток, информационных листков, буклетов по заданной теме.
- листы с заданиями к упр. «Убеди меня жить» (разработка Карпушовой О.А., Спиридоновой С.Б.)
- листы А4 в большом кол-ве,
- маркеры, карандаши, ручки различных цветов,
- журналы, ножницы, клеящие карандаши.
Ритуал приветствия.
Игра «Поменяйтесь местами те, кто».
Упр. «Я возьму с собой в поход» - разделение на команды.
Упр. «Убеди меня жить» - работа в мини-группах по теме занятия.
Защита проектов группами.
Рефлексия. Д/З.
Ритуал прощания.

Раздел 2: Наркотическая зависимость

2.1.
Воздействие наркотичес-ких веществ на организм, последствия употребления.
- познакомить обучающихся с терминами: наркомания, ломка, эйфория, стадии зависимости,
- рассказать обучающимся о вреде, который приносит наркотическая зависимость, болезнях, связанных с ними;
- обучать способам развития воли, сопротивления желанию попробовать наркотические вещества;
- развивать отрицательное отношение к употреблению ПАВ.
- мультимедийная система, компьютер;
- плакат (слайд) с изображением влияния наркотических веществ на психику и организм человека;
- видео-запись с исповедью наркомана, кадры «из жизни наркоманов»;
- лист ватмана (доска), маркеры к упр. «Мифы и реальность».
Ритуал приветствия.
Упр. «Ассоциации».
Просмотр видеосюжета по теме занятия.
Упр. «Мнение».
Упр. «Мифы и реальность».
Упр. «Скажи: НЕТ!»
Рефлексия. Д/З.
Ритуал прощания.

2.2.
Распространение информации о вреде и последствиях употребления наркотических веществ различными формами и методами.
- обучение участников методам и формам группового опроса, сбора информации на заданную тему;
- способствовать развитию творческого мышления при создании обучающимися памяток, информационных листков, буклетов по заданной теме.
- листы с заданиями к упр. «Убеди меня жить» (разработка Карпушовой О.А., Спиридоновой С.Б.)
- листы А4 в большом кол-ве,
- маркеры, карандаши, ручки различных цветов,
- журналы, ножницы, клеящие карандаши.
Ритуал приветствия.
Упр. «Я знаю, что»
Упр. «Цифра» - разделение на группы
Упр. «Убеди меня жить» - работа в мини-группах по теме занятия.
Защита проектов группами.
Рефлексия. Д/З.
Ритуал прощания.

Раздел 3: Киберзависимость и игромания

3.1.
Новые зависимости и возникающие в связи с ними проблемы.
- познакомить обучающихся с терминами: киберзависимость, игромания;
- рассказать обучающимся о вреде, который приносит чрезмерное увлечение компьютерными играми и виртуальным общением в социальных сетях, болезнях, связанных с ними;
- обучать способам развития воли, грамотному распределению режимных моментов и времени занятий за компьютером;
- настрой на здоровый образ жизни, полноценное реальное общение.
- карточки с заданиями для команд игре «Передай настроение»;
- конверт и текст письма матери;
- микрофон (игрушка, ручка и т.п.);
- лист ватмана (доска), маркеры к упр. «Мифы и реальность».
Ритуал приветствия.
Игра «Передай настроение».
Упр. «Ассоциации».
Упр. «Письмо матери» - рассказ о сыне, который потерял себя в компьютерном мире.
Упр. «Открытый микрофон».
Упр. «Мифы и реальность».
Упр. «Скажи: НЕТ!»
Рефлексия. Д/З.
Ритуал прощания.

3.2.
Формы выявления игровой и компьютер-ной зависимостей; методы профилактики киберзависи-мости и игромании.
- обучение участников методам и формам группового опроса, сбора информации на заданную тему;
- способствовать развитию творческого мышления при создании обучающимися памяток, информационных листков, буклетов по заданной теме.
- карточки с разноцветными ладошками,
- листы с заданиями к упр. «Убеди меня жить» (разработка Карпушовой О.А., Спиридоновой С.Б.)
- листы А4 в большом кол-ве,
- маркеры, карандаши, ручки различных цветов,
- журналы, ножницы, клеящие карандаши.
Ритуал приветствия.
Упр. «Имя и качество характера».
Упр. «Цветные ладошки» - разделение на группы.
Упр. «Убеди меня жить» - работа в мини-группах по теме занятия.
Защита проектов группами.
Рефлексия. Д/З.
Ритуал прощания.

Раздел 4: Лидер. Работа в команде, сотрудничество.

4.1
Лидерские качества. Ведущий или ведомый.
- выработка навыков адекватного и равноправного общения;
- формирование адекватной самооценки, создание и принятие внутреннего «я»;
- обучение составлению памятки.

- заготовки бумажных кругов по количеству участников,
- бланк с тремя вопросами,
- бланк ответов для самодиагностики,
- листы А4 для памяток.
Ритуал приветствия.
Упр. «Снежинка» - осознание своей индивидуальности.
Упр. «Три мушкетера».
Самодиагностика «Самоопределение: я и окружающие» (Приложение 2), «Ведущий или ведомый».
Упр. «Памятка» (соединить 3-ки участников в 6-ки) - выработка «Правил работы в команде».
Защита памяток группами.
Рефлексия. Д/З.
Ритуал прощания.

4.2.
Конструктив-ное разрешение конфликтов. Саморегуля-ция психического состояния.
- познакомить обучающихся с уровнями и правилами общения;
- обучение способам предотвращения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов;
- обучение способам саморегуляции психического состояния.
- схема (слайд) «Уровни общения», «Правила общения»,
- схема (слайд) «Виды конфликтов», «Способы конструктивного разрешения конфликтов»,
- карточки с ситуациями,
- достаточно пространства для выполнения упр. «Эмоциональная гимнастика».

Ритуал приветствия.
Упр. «Мне нравится, что ты».
Информационный блок «Уровни общения», разработка «Правил общения с людьми».
Упр. «Кулак, палец, ладонь».
Информационный блок «Виды конфликтов», «Способы конструктивного разрешения конфликтов».
Упр. «Ситуация» - работа в микро-группах.
Упр. «Я избавляюсь от гнева и раздражения так» - быстрый круг.
Упр. «Эмоциональная гимнастика» (Приложение 3), «Лимон», «Воздушный шар», «Пресс» - на саморегуляцию.
Рефлексия. Д/З.
Ритуал прощания.

Раздел 5: Дидактическая оснащенность при проведении профилактической работы.

5.1.
Изготовление агитационных материалов по формирова-нию ЗОЖ.
- познакомить обучающихся с понятиями: ЗОЖ, здоровьесбережение, активная жизненная позиция;
- обучение изготовлению агитматериалов из имеющихся средств;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью
- листы А3 по количеству микро-групп,
- маркеры, карандаши, ручки различных цветов,
- журналы, ножницы, клеящие карандаши,
- листы с заданиями к упр. «Убеди меня жить» (разработка Карпушовой О.А., Спиридоновой С.Б.)
- листы А4 в большом кол-ве.
Ритуал приветствия.
Упр. «Ассоциации».
Упр. «Город Z» - создание плана города, где люди ведут активный ЗОЖ.
Упр. «Убеди меня жить» - работа в мини-группах по теме занятия.
Защита проектов группами.
Рефлексия. Д/З.
Ритуал прощания

5.2.
Разработка проектов мероприятий по профилактике употребления ПАВ и агитации ЗОЖ в социуме.
- обучение составлению разработок мероприятий по формированию ЗОЖ;
- формирование положительного отношения к спорту, как альтернативе употребления ПАВ;
- формирование осознанного бережного отношения к своему здоровью.
- музыкальный проигрыватель, музыкальная подборка,
- карточки с названиями животных и звуками, которые они издают,
- листы А4 в большом кол-ве,
- маркеры, ручки, простые карандаши.
Ритуал приветствия.
Упр. «Найди «своих»» - разделение на группы.
Упр. «Проект» - разработка мероприятия по профилактике употребления ПАВ и агитации ЗОЖ в рамках школы.
Представление проектов группами.
Рефлексия. Д/З.
Ритуал прощания.

5.3.
Завершающее занятие.
- закрепление знаний обучающихся об особой роли волонтеров в современном обществе, ответственности и осознанности своей активной позиции сторонника здорового образа жизни;
- анализ результативности полученных умений и навыков по первичной профилактике употребления ПАВ;
- закрепление дружеских взаимоотношений между участниками, настрой на дальнейшее плодотворное сотрудничество при проведении акций профилактической направленности.
- музыкальный проигрыватель, музыкальная подборка,
- бланки анкеты исходящего контроля,
- значки волонтера и сертификаты участников «Школы волонтеров» по количеству обучающихся,
- все необходимое для проведение чаепития.
Ритуал приветствия.
Упр. «Миксер, стиральная машина, тостер и другие»
Анкетирование – исходящий контроль (Приложение 1).
Анализ анкет.
Торжественное вручение значков и сертификатов о прохождении обучения в «Школе волонтеров».
Упр. «Я благодарен за то, что»
Рефлексия в процессе чаепития.
Ритуал прощания.




























Литература:
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками, СПб.: Питер, 2003.
Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. гимнастика чувств, СПб.: Речь, 2001.
Голубева Ю. А., Григорьева М.Р. и др. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий, Волгоград, Учитель, 2008.
Дегтярева О. И. Организация работы в области профилактики девиантного поведения в детской и молодежной среде: методическое пособие, Волгоград, 2003.
Косарецкий С. Г., Родионов В. А. и др. Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами / программа по профилактике употребления ПАВ, М.: НМЦ «Диагностика. Адаптация. Развитие», 2005.
Кострыкин Р. А. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». 9-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением, М.: Глобус, 2008.
Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. 8-11 классы, М.: ВАКО, 2009.
Михеева А. А., Чечельницкая С. М. Сказка о тебе и других / программа избирательной профилактики по употреблению ПАВ для детей из асоциальных семей, М.: НМЦ «Диагностика. Адаптация. Развитие», 2005.
Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения: «Школа без табака». 5-11 классы, М.: ВАКО, 2004.
Чечельницкая С. М., Михеева А. А. и др. Правильный выбор: программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни, М.: НМЦ «Диагностика. Адаптация. Развитие», 2005.
















Приложение 1.
Анкета входного (исходящего) контроля.

Ф.И. ___________________________________________________________ Класс: ________


Утверждения
Ответы



да
сомневаюсь
нет

1*
Могу объяснить смысл понятий:
ПАВ -
Зависимость -
Профилактика -
Лидер -
Саморегуляция -
Самооценка -
Сотрудничество -
Активная жизненная позиция -
Здоровьесбережение -
ЗОЖ -




2
Умею работать в команде, знаю, кем являюсь: ведущим или ведомым.





3
Знаю способы и умею конструктивно разрешать конфликтные ситуации.





4
Владею навыками саморегуляции психического состояния.





5
Могу аргументировано убедить сверстника вести здоровый образ жизни, создать агитационный материал, разработать мероприятие.





Итого


* - ответ на первый вопрос ставится обучающимся после того, как он дал письменное объяснение перечисленных понятий.


Обработка результатов:
Каждый ответ «да» оценивается в 2 балла, «сомневаюсь» - в 1 балл, «нет» - в 0 баллов. Подсчитайте сумму баллов по всем вопросам анкеты.
Если Вы набрали от 0 до 4 баллов: Вы не готовы выходить с информацией по первичной профилактике употребления ПАВ в массы, необходимо пройти обучающий курс по программе «Школа волонтеров».
Если Вы набрали от 5 до 7 баллов: Вы имеете средний уровень готовности по первичной профилактике употребления ПАВ. Возможно, вы владеете теорией, но необходимо получить практические навыки работы с социумом.
Если Вы набрали от 8 до 10 баллов: Вы владеет необходимой информацией и практическими навыками по первичной профилактике употребления ПАВ, умеете убедить сверстника вести здоровый образ жизни, а значит, готовы приступить к волонтерской деятельности.


Приложение 2.
Тест «Самоопределение: я и окружающие»
Инструкция: Прочитайте вопросы. В бланке для ответов, в окошке рядом с буквой и цифрой вопроса поставьте знак «+», если ваш ответ – «да» и знак «-», если ваш ответ – «нет». Старайтесь отвечать откровенно, не раздумывайте над вопросами долго, здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов.

А1. Есть ли у тебя чувство юмора?
А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями?
А3. Легко ли тебе просидеть, не разговаривая, больше часа?
А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи?
А5. Много ли у тебя друзей?
Б1. Умеешь ли ты занять гостей?
Б2. Точность, пунктуальность свойственны тебе?
Б3. Делаешь ли ты денежные сбережения?
Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде?
Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необходимы?
В1. Проявляешь ли ты публично свою антипатию к кому-либо?
В2. Заносчив ли ты?
В3. Силен ли в тебе дух противоречия?
В4. Стараешься ли ты стать центром внимания в компании?
В5. Подражают ли тебе?
Г1. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми, которых это шокирует?
Г2. Любишь ли ты накануне экзамена похвастаться, что отлично все знаешь?
Г3. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и т.п.?
Г4. Бывает ли у тебя желание, во что бы то ни стало, поразить друзей оригинальностью?
Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнения других?
Д1. Предпочитаешь ли ты профессии актера, жокея, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?
Д2. Чувствуешь ли ты себя непринужденно в обществе малознакомых людей?
Д3. Предпочитаешь ли ты вечером заняться спортом вместо того, чтобы посидеть спокойно дома и почитать книгу?
Д4. Способен ли ты хранить секреты?
Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу?
Е1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации?
Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям?
Е3. Можешь ли ты точно отчитаться в своих покупках и расходах?
Е4. Любишь ли ты наводить порядок?
Е5. Свойственна ли тебе мнительность?

Бланк ответов к тесту «Самоопределение: я и окружающие»
Ф.И. _____________________________________________ Класс:__________
А1.
Б1.
В1.
Г1.
Д1.
Е1.

А2.
Б2.
В2.
Г2.
Д2.
Е2.

А3.
Б3.
В3.
Г3.
Д3.
Е3.

А4.
Б4.
В4.
Г4.
Д4.
Е4.

А5
Б5.
В5.
Г5.
Д5.
Е5.

+ -
+ -
+ -
+ -
+ -
+ -

Индексирование:
Индексирование:





Обработка.
Подсчитайте количество ответов «да» в каждой колонке, обозначенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да», ставьте индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Затем там, где большинство ответов «нет», поставьте 0. Должен получиться один из вариантов ответа по каждой группе индексов: 1) А, Б, В; 2) Г, Д, Е.
Например: 1)А0Г; 2) 0Д0.
Интерпретация ответов.
1. По трем первым группам (А, Б, В), или «Каким ты кажешься окружающим».
АОО. Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действительности ты чуть-чуть легкомыслен. Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты можешь настоять на своем.
АОВ. Ты производишь впечатление человека не очень застенчивого, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необязательным. Но стоит захотеть - станешь ловким и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.
АБО. Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставишь друзей в трудную минуту. Но дружбу твою заслужить нелегко.
АБВ. Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, какое воздействие твои слова могут оказать на людей. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты их
обидишь.
ООО. Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. Понять тебя трудно.
ООВ. Не исключено, что о тебе говорят: «Какой несносный характер». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им высказаться, навязываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок.
ОБО. Такие люди, как ты, - примерные ученики, вежливые, аккуратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками», другие предлагают им свою дружбу.
ОБВ. Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому постоянно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека.
2. По трем последним группам (Г, Д, Е), или «Каков ты на самом деле».
ООО. Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, однообразие тебе в тягость. Но мало кто доподлинно знает, каков ты на самом деле. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.
ООЕ. Скорее всего, ты застенчивый человек. Это видно, когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой бываешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии посторонних чувствуешь себя скованно, но стараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.
ОДО. Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, собирать их вокруг себя. Даже думать не можешь о том, чтобы остаться одному, считая, что тогда «все пропало». Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.
ОДЕ. Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, вежлив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких на то усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.
ГОО. Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные точки зрения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда тебя понимают, Но тебя это мало волнует.
ГОЕ. Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный, крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать так, как ты хочешь. А если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.
ГДО. Ты большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст тебе совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а других раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажется.
ГДЕ. Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой, общителен, но, похоже, любишь общество друзей только при условии, что ты играешь в компании главную роль. Любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но, тем не менее, твое стремление вечно поучать утомляет окружающих.
Из полученных результатов составь таблицу.

Мои недостатки
Мои достоинства

1
1

2
2

3
3

4
4

5
5










Приложение 3.
«Эмоциональная гимнастика»
Участникам предлагается:
- походить как - младенец, глубокий старик, лев, балерина;
- посидеть как - пчела на цветке, наездник на лошади, падишах, пассажир в «Мерседесе»;
- попрыгать как - кузнечик, кенгуру;
- нахмуриться как - осенняя туча; рассерженный учитель; разъяренный отец;
- улыбнуться как - кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; радостный ребенок;
- удивиться «как будто ты увидел  чудо»;
- испугаться как - ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака;
- позлиться как - ребенок, у которого отняли мороженое; человек, которого ударили; два барана на мост.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Жирновска» Волгоградской области













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

программы занятий с подростками



Автор: педагог-психолог МОУ «СОШ № 2 г. Жирновска» Волгоградской области Тришина Оксана Валерьевна.










Жирновск






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315