Рабочая программа, составленная на основе авторской (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7»
г.Подольск Московская область


Утверждаю :
Директор МОУ «Гимназия №7»
_____________Е.В. Назарова

«_29 _» августа 2014 года





Рабочая программа,
составленная на основе авторской (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова)
на 2013 – 2014 учебный год

Левшина Элла Сергеевна
Ф.И.О. преподавателя
Литература
Предмет
9 "Г" класс / 3 часа в неделю
Классы / количество часов в неделю
9 "Г" класс / 102 часа в год
Классы / количество часов в год


Уровень базовый


Базовый учебник: Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учереждений: в 2 ч. Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2012.











г. Подольск
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. (Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. М. : Вентана-Граф, 2013).
Программа рассчитана на 105 часов в год, 3 часа в неделю. Изменений в программу не вносилось. В связи с тем, что учебный план в 9 классе рассчитан на 34 рабочие недели, программа скорректирована: на изучение литературы отведено 102 часа в год, 3 часа в неделю. За счёт часов, отведённых на повторение и обобщение изученного в конце года, изменено количество часов на изучение отдельных тем с целью более глубокого их изучения и таким образом разгрузки программы 11 класса (это касается творчества Чехова, Маяковского, Булгакова, Солженицына).
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Представленная программа направлена на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся», обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования, а также планируемых результатов освоений основной образовательной программы основного общего образования по курсу литературы.
В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении.
Главными целями и задачами изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить, отбирать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Содержание программы (тематическое планирование)

п/п
Тема
По программе
Количество
часов
фактическое
Изменения


Введение

1
+1


Древнерусская литература.
2
3
+1


«Слово о полку Игореве»
2
3



Классическая литература XIX века.
39
41
+2


А.С.Грибоедов.
6
8



Дж.Г.Н.Байрон.
2
3



А.С.Пушкин.
10
10



М.Ю.Лермонтов.
10
10



Н.В.Гоголь.
10
9



Повторение.
1
1



Вечные образы в литературе.
8
10
+2


М. де Севантес Сааведра.
2
3



У.Шекспир.
4
4



И.С.Тургенев.
2
3



Литература конца XIX века – начала XX века.
14
19
+5


А.П.Чехов.
3
6



М.Горький.
3
3



А.А.Блок
3
3



С.А.Есенин
3
3



В.В.Маяковский
2
4



Из русской и зарубежной литературы XX века.
14
14



М.А.Булгаков.
3
5



А.Камю.
3
2



Дж. Оруэлл.
3
2



Г.Н.Айги
1
1



А.И.Солженицын.
4
4



Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах.
28




Итого:
105
89
13ч
резерв

Предметные результаты выпускников 9 класса:
выпускники должны знать и уметь:
уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), их эстетическими манифестами, раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
различать авторский замысел и особенности его воплощения;
выделять сквозные линии развития литературы (Д.С.Лихачёв), составляющие её национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т. п.);
осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
анализировать произведение в связи с основными литературно-критическими работами;
работать с литературно-критическим материалом;
рецензировать прочитанные произведения;
составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;
понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.
В каждом классе затронута одна из ведущих тем (проблем), в 9 классе «Личность история судьба. Личностный характер художественного творчества».

Используемый УМК
1. Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учереждений: в 2 ч. Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Календарно – тематическое планирование
уроков литературы в 9-Г классе
Всего – 102 часа (в неделю – 3 часа)


урока
Тема урока
Количество часов
Дата по календарю
Дата
по факту
Примечание

1.
Введение
1
01.09-06.09




Древнерусская литература. Летописные жанры 3ч

2.
Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество. «Слово о полку Игореве». Историческая основа произведения, история публикации.
1




3.
«Слово о полку Игореве». Идейно-художественное значение «Слова».
1
08.09-13.09



4.
«Слово о полку Игореве». Особенности художественной образности. Связь с фольклором.
1





Классическая литература XIX в. 41 ч


5.
А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума»
1




6.
А.С. Грибоедов. Традиции просветительства и черты классицизма. Сюжет и композиция. Двойной конфликт комедии.
1
15.09-20.09



7.
А.С. Грибоедов. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в произведении.
1




8.
А.С. Грибоедов. Анализ монологов Фамусова и Чацкого.
1




9.
А.С. Грибоедов. Система образов. Групповая характеристика гостей Фамусова.
1
22.09-27.09



10.
А.С. Грибоедов. Художественные средства создания характеров. Язык комедии.
1




11.
Сатира в произведении. «Горе от ума» в критике.
И.А. Гончаров. Статья «Милъон терзаний».
А.А. Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи „Горе от ума “»
1




12.Рр
А.С. Грибоедов. Эссе по комедии «Горе от ума».
1
29.09-04.09



13.
Дж.Г. Байрон. Из биографии (странствия поэта). «Паломничество Чайльд-Гарольда » (фрагменты)
1




14.
Дж.Г. Байрон. Романтический герой в поисках смысла жизни. Мотив странствия.
1




15.
Дж.Г. Байрон. Мотивы тоски и одиночества. Байронический тип героя.
1
06.10-11.09



16.
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество: годы творческого расцвета.
1




17.
А.С. Пушкин. «Евгении Онегин» Эволюция замысла. Своеобразие жанра и композиции. Онегинская строфа.
1




18.
А.С. Пушкин. Изображение высшего света в романе.
1
13.10-18.09



19.
А.С. Пушкин. Изображение поместного дворянства в романе. Онегин и Ленский.
1




20.
А.С. Пушкин. Татьяна, Онегин.
1




21.
А.С. Пушкин. Автор романа и лирический герой поэзии Пушкина.
1
20.10-25.10



22.
А.С. Пушкин. Роль лирических отступлений в романе.
1




23.
А.С. Пушкин. Споры об Онегине в русской критике. (В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский)
1




24.Рр
А.С. Пушкин. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».
1
27.10-01.11



25.Рр
А.С. Пушкин. Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».
1




26.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Герой нашего времени».История создания.
1




27.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Своеобразие сюжета и композиции.
1
10.11-15.11



28.
М.Ю. Лермонтов. Роль композиции в раскрытии характера Печорина.
1




29.
М.Ю. Лермонтов. «История души человеческой». Композиционная роль «Журнала Печорина».
1




30.
М.Ю. Лермонтов. Печорин в поисках смысла жизни. Романтические черты героя, его автобиографизм.
1
17.11-22.11



31.
М.Ю. Лермонтов. Смысл названия романа. Печорин и лирический герой поэзии Лермонтова.
1




32.
М.Ю. Лермонтов. Нравственно-философская проблематика. Новелла «Фаталист».
1




33.
М.Ю. Лермонтов. Поэтическая ёмкость, лиризм и выразительность языка романа.
1
24.11-29.11



34.Рр
М.Ю. Лермонтов. Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени». Споры вокруг романа М.Ю. Лермонтова в русской критике.
1




35.Рр
Творческая работа. Классное сочинение по роману «Герой нашего времени».
1




36.
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя.
1
01.12-06.12



37.
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» Из истории создания. Чичиков как герой нового времени. Путешествие героя - приём воссоздания широкой панорамы Руси.
1




38.
Н.В. Гоголь. Тема пошлости в произведении: образы помещиков.
1


корректировка программы уплотнение
(-1ч.)

39.
Н.В. Гоголь. Групповой портрет чиновников: средства создания.
1
08.12-13.12



40.
Н.В. Гоголь. Своеобразие художественной манеры Гоголя: роль подробностей и художественных деталей.
1




41.
Н.В. Гоголь. «Лирические отступления» в «Мёртвых душах». Единство сатирического и лирического начал. Образ автора.
1




42.
Н.В. Гоголь. Тема будущего Руси. Смысл названия поэмы и споры о жанре «Мёртвых душ».
1
15.12-20.12



43.Рр
Подготовка к сочинению по поэме «Мёртвые души». Поэма Гоголя в русской критике. (В.Г.Белинский.; Ю.В.Манн; В.В.Набоков и др.)
1




44.Рр
Творческая работа. Классное сочинение по поэме «Мёртвые души».
1




45.
Повторение. Романтизм и реализм. Особенности реалистической поэтики.
1
22.12-27.12




Вечные образы в литературе 10ч

46.
М. де Сервантес Сааведра. Из биографии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Рыцарские романы.
1


корректировка программы уплотнение
(-1ч.)

47.
М. де Сервантес Сааведра. Конфликт мечты и реальности в романе.
1




48.
М. де Сервантес Сааведра. Дон Кихот и Санчо Панса – главные герои романа.
1
12.01-17.01



49.
У. Шекспир. Театр в жизни Шекспира.
1




50.
У. Шекспир. Трагедия « Гамлет» как трагедия личности.
1




51.
У. Шекспир. Напряжённая духовная жизнь героя-мыслителя.
1
19.01-24.01



52.
У. Шекспир. Трагический разрыв героя с близкими людьми, его одиночество.
1




53.
И.С. Тургенев. Речь «Гамлет и Дон-Кихот». Два типа личности в истории человечества.
1




54.
И.С. Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». История русского Гамлета, его психологические и исторические особенности.
1
26.01-31.01



55.
Вн.Чт. Гамлеты и донкихоты в русской литературе.
1





Литература конца XIX начала XX в. 19 ч

56.
А.П. Чехов. Из биографии. Активная жизненная позиция писателя: «по капле выдавить из себя раба».
1




57.
А.П. Чехов. Трилогия о «футлярных людях».
1
02.02-07.02



58.
А.П. Чехов. «Человек в футляре». Жизненная позиция героя: «как бы чего не вышло».
1




59.
А.П. Чехов. « Среда заела»? Рассказ «Крыжовник». Авторская позиция.
1




60.
А.П. Чехов. «О любви». Тема любви в рассказах Чехова. Смысл финала.
1
09.02-14.02



61.Рр
Устное сочинение. «Футлярные люди» - герои прошлого или «вечные образы».
1




62.
М. Горький. Из биографии. Рассказы о босяках.
1




63.
М. Горький. «Челкаш». Сильный человек вне общества.
1
16.02-21.02



64.
М. Горький. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни.
1




65.
А.А. Блок. Из биографии поэта. Символизм в ранней лирике Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
1




66.
А.А. Блок. Символические и реалистические детали в стихотворениях цикла.
1
23.02-28.02



67.Рр
А.А. Блок. Чтение наизусть стихотворений цикла (по выбору).
1




68.
С.А. Есенин. Из биографии поэта. Имажинизм. Лирический герой и мир природы. Особенности поэтики Есенина. ( «Задымился вечер, дремлет кот на брусе...», «Запели тёсаные дроги...», «Зелёная причёска...» и другие по выбору учителя.)
1




69.
С.А. Есенин. Фольклорные мотивы и образы в поэзии С.А.Есенина.
1
02.03-07.03



70.Рр
С.А. Есенин. Чтение наизусть стихотворений поэта.
1




71.
В.В. Маяковский. Из биографии поэта. Футуризм. «Пощёчина общественному вкусу».
1




72.
В.В. Маяковский. Своеобразие ранней лирики. («Нате!», «Кофта фата», «Дешёвая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям» и другие по выбору учителя.)
1
09.03-14.03



73.
В.В. Маяковский. Традиции и новаторство Маяковского в ранней лирике.
1




74.Рр
В.В. Маяковский. Чтение наизусть стихотворений поэта.
1





Из русской и зарубежной литературы XX в. 14ч

75.
М.А. Булгаков. Из биографии. «Собачье сердце». Идея переделки человеческой природы.
1
16.03-21.03



76.
М.А. Булгаков. Образ «грядущего хама»: Шариков и Швондер.
1




77-78.Рр
М.А. Булгаков. Киноурок. В.Бортко «Собачье сердце». Отзыв на просмотренный фильм.
2
01.04-04.04



79.
М.А. Булгаков. Сатирическое изображение действительности. Открытый финал произведения.
1




80.
А. Камю. Из биографии. Афоризмы Камю. Роман «Посторонний» История создания и проблематика. Понятие об экзистенциализме.
1




81.
А. Камю. Суд над Мерсо. Загадка Мерсо. Значение романа.
1
06.04-11.04



82.
Дж. Оруэлл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла. Роман «1984». Проблематика и жанровые особенности.
1




83.
Дж. Оруэлл. Государство Океания. Судьбы главных героев.
1




84.
Г.Н. Айги. Лирика разных жанров.
1
13.04-18.04



85.
А.И. Солженицын. Из биографии. Автобиографичность рассказа «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе.
1




86-87.
А.И. Солженицын. Образ Матрёны. Авторская позиция.
2
20.04-25.04



88.
А.И. Солженицын. Образ рассказчика. Особенности сказа в «Матрёнином дворе».
1




89.
Итоговый урок. Чтение на лето.
1




90-102.
Резерв.






Уроков развития речи – 13.
Сочинений – 6.


















Tђ Заголовок 215