Рабочая программа, составленная на основе авторской (Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова), на 2014– 2015 учебный год


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова

«29» августа 2014г.










Рабочая программа,
составленная на основе авторской (Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова),
на 2014– 2015 учебный год

Шарипова Наталия Николаевна
Ф.И.О. преподавателя
литература
Предмет
8 «А» , 8 «Б» класс ( 2 часа)
Классы / количество часов в неделю
8 «А» , 8 «Б» класс ( 68 часов)
Классы / количество часов в год
Уровень(базовый)__________________________________________________________________________


Базовый учебник:

Литература: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2013.









г. Подольск
2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе и авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой (Литература: программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова.- М: «Вентана-Граф», 2011)
Место предмета. Федеральным базисным планом на изучение русского языка в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год . Авторская программа рассчитана на 68 часов. В учебном плане гимназии отводится 68 часов (34 учебные недели) .
В программу внесены следующие изменения: добавлено 5 часов на изучение творчества А.С. Пушкина, 4 часа на изучение творчества Н.В. Гоголя. Из опыта работы знаю, что изучение творчества вышеназванных писателей не умещается в рамки часов, предложенных программой.
Изменения произведены за счет сокращения разделов: «Зарубежная литература» (7 часов), «Русская литература XX века» ( 1 час), «Повторение в конце года» (3 часа).
Цель программы – воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, воспитание эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств.
Задачи - развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные знания обучающихся.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь: - работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;
-отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.
СОДЕРЖАНИЕ (тематическое планирование)

п/п
Тема
К-во часов
по авт.
программе
К-во часов
по программе



70
68


Вводный урок. Литература в поисках героя.
Классицизм. А.Буало. «Поэтическое искусство»
2
2


Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
1
1


М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество «Ода на день восшествия...». «Теория трех штилей»
2
2


Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. Комедия как драматический жанр.
2
2


Сентиментализм и его традиции
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза».
3

3


А.И.Куприн . «Гранатовый браслет»
2
2


Русская литература XIX века

38

47


Г.Р.Державин.
1
1


В.А. Жуковский.
1
1


К.Н.Батюшков.

1

1


Е.А. Боратынский.
1
1


А.С.Пушкин. Стихотворения. «Капитанская дочка»
8
12+1


М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. «Мцыри»
8
7+1


Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель»
6
9+1


Ф.М.Достоевский.. «Бедные люди»
2
2


И. С. Тургенев. «Бирюк», «Певцы». «Ася»
6
6


А.П.Чехов. «Дом с мезонимом», «Попрыгунья»
3
3


Из русской литературы XX века
К.Г.Паустовский «Золотая роза»
2
1


А.Пьецух. «Прометейщина».
1
1


Из зарубежной литературы
13
6


Повторение изученного в 8 классе
4
1


Итого:
70
68


Сочинений

3
















Литература для учителя:
1. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2013.
2. Литература: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2013.
3. По страницам литературных произведений. 5-11 классы: викторины/ авт.-сост. Л.А. Курганова. – Волгоград: Учитель, 2009
Литература для учащихся:
1. Литература: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2013.






























СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания кафедры русского языка и литературы от 27.08.2014 № 01.
Заведующий кафедрой ________________ Захарченко О.А.


СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________ Соловьева Е.Ф. 28.08.2014




Календарно-тематическое планирование.

п/п
Тема
К-во часов
Дата по плану
Дата
по
факту

Примечание

1
Вводный урок. Литература в поисках героя.
Классицизм.
1
1.09-5.09



2
А.Буало. «Поэтическое искусство».
1




3
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
1
8.09-12.09



4
М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество «Ода на день восшествия...».
1




5
«Теория трех штилей».
1
15.09-19.09



6
Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. Комедия как драматический жанр.
1




7
«Недоросль» (сцены из комедии). Черты классицизма в пьесе.
1
22.09-26.09



8
Сентиментализм и его традиции. Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество.
1




9
Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
1
29.09-3.10



10
Поэтика сентиментальной повести
1




11
А.И.Куприн. Жизнь и творчество.
1
6.10-10.10



12
«Гранатовый браслет». Тема любви. Трагические чувства Желткова.
1




13
Русская литература XIX века
Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С.Пушкина
1
13.10-17.10



14
Г.Р.Державин. Жизнь и творчество.«Памятник». «Властителям и судиям». Многообразие тематики поэзии Г.Р.Державина(«Ключ», «Фелица», «Снигирь» и др).
1




15
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Центральные темы и образы лирики В.А.Жуковского. «Светлана».
1
20.10-24.10



16
К.Н.Батюшков. Жизнь и творчество
1




17
Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество
1
27.10-31.10



18
А.С.Пушкин. Тема свободы в лирике А.С.Пушкина. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд».
1




19
«К морю», «Анчар».
1
10.11-14.11



20
Своеобразие любовной лирики поэта. «К***», «На холмах Грузии»,
«Я Вас любил»
1




21
Болдинская осень в лирике А.С.Пушкина. «Бесы».
1
17.11-21.11



22
«Осень».
1




23
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Эхо».
1
24.11-28.11



24
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
1




25
Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.
1
1.12-5.12



26
Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственного поступка.
1




27
Защитники Белогорской крепости. Образ Маши Мироновой.
1
8.12-12.12



28
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Тема русского бунта.
1




29
Смысл названия повести «Капитанская дочка». Роль эпиграфа.
Подготовка к классному сочинению по повести «Капитанская дочка»
1
15.12-19.12



30
Р/р Классное сочинение по повести «Капитанская дочка»
1




31
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Драматическая судьба поэта в современном ему мире. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»
1
22.12-26.12



32
Духовный мир лирического героя поэзии Лермонтова. «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой», «Как часто пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно» .
1




33
Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Из Гете».
1
12.01-16-01



34
Тема родины в лирике Лермонтова. «Прощай, немытая Россия», «Родина»
1




35
«Мцыри». Гуманистический пафос поэмы. Герой-бунтарь
1
19.01-23.01



36
«Мцыри» как романтическая поэма. Пейзаж как отражение души поэта.
1




37
Особенности языка поэмы
1
26.01-30.01



38
Р/р Письменная работа по анализу лирических произведений М.Ю. Лермонтова.
1




39
Н.В.Гоголь. Судьба писателя.
История создания комедии «Ревизор». Сюжет и композиция.
1
2.02-6.02



40
Город N в комедии «Ревизор»: смысл эпиграфа
1




41
Групповой портрет чиновников.
1
9.02-13.02



42
Образ Хлестакова. Хлестаковщина.
1




43
Финал комедии, его идейно-композиционное значение.
1
16.02-20.02



44
Приемы создания комического.
1




45
Р/р Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
1
23.02-27.02



46
Образ «маленького человека» в повести «Шинель».
1




47
Отношение автора к своему герою.
1
2.03-6.03



48
Образ Петербурга. Фантастика в повести.
1




49
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Бедные люди»». Тема «маленького человека».
1
9.03-13.03



50
Традиции Гоголя в произведении Достоевского
1




51
И. С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. Мастерство Тургенева-рассказчика в «Записках охотника». «Бирюк».
1
16.03-20.03



52
«Певцы».
1




53
История несостоявшегося романа в повести «Ася».
1
1.04-3.04



54
Романтические черты героини.
1




55
Роль пейзажа в повести.
1
6.04-10.04



56
Русская критика о повести. Подготовка к домашнему сочинению по повести.
1




57
А.П.Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонимом».
1
13.04-17.04



58
«Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета.
1




59
Сопоставительный анализ образов героинь.
1
20.04-24.04



60
Из русской литературы XX века
К.Г.Паустовский «Золотая роза» (отрывки)
1




61
А.Пьецух. Авторская ирония в рассказе «Прометейщина».
1
27.04-1.05



62
Из зарубежной литературы
Данте. «Божественная комедия» («Ад»). Особенности жанра и композиции.
1




63
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»
1
4.05-8.05



64
У.Шекспир. Сонеты. Любовь и творчество - основные темы сонетов.
1




65
И.В.Гёте. «Фауст» (фрагменты). Герой в поисках смысла жизни. Фауст и Мефистофель.
1
11.05-15.05



66
Дж.Р.Р. Толкин. Герои «Властелина колец» в поисках добра и справедливости.
1




67
У.Голдинг. Проблематика романа «Повелитель мух». Символический образ «повелителя мух».
1
18.05-22.05



68
Повторение изученного в 8 классе
1





Всего:
68





Сочинений - 3















13PAGE 15


13PAGE 14715




15