Конспект интегрированного урока по ФГОС по теме Нравственные и экологические проблемы в сказке Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц


Этапы урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность обучающегосяФормируемые умения
1.Организационный
(этап мотивации). Цель: подготовка учащихся к работе на уроке:
выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований
Введение в тему урока
Эпиграф к уроку «Мы жители одной планеты,пассажиры одного корабля.
Все, что мне дорого, - под угрозой.» Антуан де Сент-Экзюпери
На предыдущих уроках мы говорили о том, что современный человек чувствует себя хозяином мира – он стремится подчинить себе природу Земли, а затем природу и других планет. Во многом он преуспел: эксплуатирует недра Земли, осваивает космическое пространство, использует энергию атома и т.д. Эта деятельность человека приносит непоправимый вред природе. Увлекшись, человек стал терять связь с природой, забыл, что сам является ее частью, не сможет существовать вне природы.
(Слайды со 2по 10 прослушиваются под песню «Кто тебя выдумал, звездная страна» Слова Н. Добронравова  музыка М. Таривердиева)
-Из какого произведения мы будем черпать материал?
-О чем будем говорить?
- Что вы увидели, почувствовали, представили, услышав музыкальное произведение?
- А я представила красивый  сад. В нем растут удивительные деревья и  цветы.  Они издают разные ароматы, ласкают глаза.
- Скажите, а  у вас есть такой сад?
- Этот сад необычен тем, что он есть у каждого человека.
-Как вы думаете, где он располагается, где этот сад можно найти?
Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей и готовность к уроку.
(Приложение стр.1)
Ответы учащихся
Из сказки Антуана де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость
Метапредметные: познавательные: умение воспринимать, участвовать в обсуждении
Регулятивные: осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
2.Актуализа
ция опорных знаний и умений
Исходя из темы, сформулируем цели урока:
Познакомимся с …
Научимся отличать…
Научимся использовать... «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
-Сказка «Маленький принц» такая же, как и все?
-Что можно извлечь из этой казки?
Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы».
-Как вы понимаете эти слова? Попробуйте ответить на следующие вопросы:
-Как мы называем произведение, которое затрагивает серьезные проблемы, заставляет задуматься, анализировать?
-О чем эта сказка?
-О чем размышляет автор?
-О чем задумались вы, прочитав сказку? (открывается тема урока в презентации Слайд 1)
Дети высказывают своё мнение в ответах на заданный вопрос учителя.
Ответы учащихся
Философское
Это своеобразный призыв к людям понять свое место на планете и Вселенной и стать более человечными.
В поисках друзей и жажды познания, желая постичь мир, автор предлагает каждому человеку задуматься об отношении к миру.
О друзьях, о доброте, об отношении к злу
Метапредметные УУД
регулятивные: осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала; действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.
3.Постановка
и формулирование учебной проблемы, планирование действий
Цель и задачи, которые учащиеся должны решить во время урока:
-рассмотреть нравственные и экологические проблемы, затронутые в сказке;
- выявить философский смысл сказки
- разработать нравственные проблемы взаимодействия человека с природой;
-выявить общие и локальные (для нашей станицы) экологические проблемы;
- предложить пути решения выявленных проблем .Формировать представление о мудрости, дружбе, ответственности. Учитель биологии
Что лежит в основе сюжета сказки ?- Давайте вспомним, на каких планетах он побывал?
-С кем познакомился?
-Что увидел?
Живя на нашей земле, мы в ответе за то, что нас окружает.
-Давайте посмотрим, какие проблемы мы видим в нашей станице.
-Зависит ли это от нас?
Напротив каждой проблемы записываются пути решения.
Учитель литературы.
-Почему Маленький принц возвращается на свою планету?
-В чем мудрость сказки?
-Что бы нам сказал сегодня Маленький принц, что посоветовал? Ученики слушают учителя, отвечают на наводящие вопросы, делают анализ, высказывают свои предположения.
Ответы учащихся
В основе сюжета сказки лежит путешествие Маленького принца по планетам в поисках друга.
- мусор на улицах, несмотря на то, что рядом стоят урны;
- мусорные свалки около домов;
-загрязнение водоемов мусором.
Учащиеся читают наизусть стихотворения (Приложение стр.2)
После Знакомства с Лисом Маленький принц возвращается на свою планету, к своей капризной розе, потому что он их любит. Он понял, что он – в ответе за них.
Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя, быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу: каждый в ответе не только за свою судьбу.
Метапредметные УУД
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний
( определение границ знания-незнания);
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;
-владеть опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.
4 Применение знаний. Творческая работа по предложенному алгоритму.
Слушают и оценивают учащихся, демонстрируют слайды (Слайды с 11-13) Инсценировка. Учащиеся, используя макеты с изображением астероидов, ведут диалог с Маленьким принцем о планетах, описанных в сказке.
(Приложение стр.3) Метапредметные УУД
регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
- проводить анализ творческой деятельности ;- определять критерии изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний определение границ знания-незнания);
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
5.Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,
их коррекция Учитель литературы.
Ответьте на следующие вопросы (Работа с текстом, рассказ детей о планете, можно с вопросами.)
(Слайд 14)
-С какой планеты прилетел Маленький принц?
-Зачем он чистил вулканы?
-Почему он полюбил баобабы?
-Когда была написана сказка?
-Что происходило в мире?
-Что оказалось для нашей планеты таким же опасным, как баобабы для маленького принца?
Учитель биологии (держит глобус)
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит!
Учитель литературы.
-Что увидел Маленький принц, попав на Землю?
- Почему он заплакал, упав на траву?
-Кого он встретил?
Учитель биологии.
Давайте представим, что Маленький принц попал на Землю сегодня.
-Что бы он увидел на Земле?
- Какие «баобабы» сегодня угрожают нашей планете? (Слайды 17-19)
Учитель литературы.
«Я знаю, одну планету там живет гражданин с багровым лицом. Он за свою жизнь не понюхал ни одного цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда ни кого не любил», - печально говорит Маленький принц. Он призывает: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». (Слайд 20)
Такой простой и полезный совет.
Чтобы изменить что-то в мире, нужно изменить свой внутренний мир. Любишь красивое – так поддерживай
эту красоту. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.
Учитель литературы оценивает работу учащихся.
Ответы учащихся
Б-612
Чтобы они не потухали, чтобы они горели ровно и тихо, без извержений
1942-1943
Война
(Фашизм, агрессия, оружие).
Ответы учащихся
Пустыню, скалы, розы, леса.
На Земле Маленький принц встречается со Змеёй (как символ трагической мудрости, она ему дарит яд, когда он затосковал и решил вернуться на свой астероид) Цветком, Лисом (друг, носитель иного начала, жизнеутверждающей мудрости, учащий пришельца любви и привязанности к ближнему, ответственности за его судьбу).
Диалог со Змеей, диалог с Цветком, диалог с Лисом (Приложение стр.4)
Ученики по материалам газет и других источников информации называют проблемы, выходят к доске и
прикрепляют к модели планеты Земля стрелки с перечисленными проблемами.
(Приложение стр.5)
Учащиеся наизусть читают стихотворения
(Приложение стр.6) 6.Рефлексия учебной деятельности Подведение итогов урока .Обсуждение и оценка
-Ребята, сегодня вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, помогали друг другу. Оценка урока:
-если вам понравился урок, покажите, пожалуйста, веселого смайлика;
-если вам урок не очень понравился- смайлик задумался;
-если вам урок совсем не понравился-грустный смайлик (Приложение стр.7)
Дифференцированное домашнее задание:
- учащиеся иллюстрируют сказку, готовят поделки
- учащиеся пишут сочинения
« Что нужно сделать, чтобы моя станица процветала», « Какой я друг?» Учащиеся оценивают урок, получают домашнее задание. Личностные УУД
- установление связи между целью деятельности и её результатом;
- обсуждать работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
Метапредметные УУД
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке (совместно с учителем и одноклассниками);
коммуникативные:
-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли
Предмет: литература
Класс: 7
Автор учебника: Г.С.Меркин Литература
Тема урока: «Нравственные и экологические проблемы в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Тип урока: интегрированный.
Оборудование урока:
мультимедиа проектор, экран, ПК
презентация урока
глобус
модели-аппликации астероидов
таблички с указанием проблем