Конспект урока литературы по произведению В.В.Маяковского Тучкины штучки


Тема: В.Маяковский «Тучкины штучки» Особенности поэзии поэта.
Цели урока: формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация “вдумчивого чтения”.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
– Развитие способности выразительно читать поэтический текст, передавать слушателям эмоциональное состояние; развитие образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения.
- формирование умения сопоставлять, сравнивать;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация “вдумчивого чтения”;
-формирование умения понимать изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись) и их роль в художественном произведении.
Оборудование к уроку:
– учебник по литературному чтению для 4 класса “Любимые страницы” О. В. Кубасовой, часть 4;
-неоконченные предложения; белая бумага, ножницы, голубой лист бумаги «модель неба»
– компьютерная презентация.
Ход урока:
Вводно - мотивационный этап
1.Вступительное слово учителя Слайд 2
Учитель: Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она,
Страна Литературия!
2.Чтение текстов по индивидуальным карточкам
У: Путешествие мы начинаем со знакомства с текстами на индивидуальных карточках. Работать вы будете по плану.
( каждый учащийся заранее получает карточку, на которой напечатано стихотворение о детях )
3.Парная работа по плану Слайд 3
Прочти текст
Потренируйся читать выразительно
Определи жанр произведения
Как называется рифма в данном стихотворении?
Поделись с товарищем по парте своими впечатлениями о прочитанном.
4.Определение жанра прочитанных произведений
У: Определите жанр произведений.
Д.: Это - стихотворения.
У: О ком стихи?
Д: О детях, о друзьях, о школьной жизни ребят, об их увлечениях.
5.Определение темы урока (1 часть)
У: О чем мы будем говорить? Назовите тему урока, первую часть.
Д: Поэзия
6.Знакомство с эпиграфом урока. Обсуждение эпиграфа Слайд 4
У: В качестве эпиграфа к уроку предлагаю вам прочесть слова
Бориса Заходера. Как вы их понимаете?
Поэт, доподлинный поэт,
Готов воспеть любой предмет.
Б.ЗаходерД: Поэт - настоящий художник - подмечает в жизни то, что читателю незаметно. Самые обычные предметы он делает особенными и может создать стихотворение о любом предмете.
7.Игра «Опорные слова» Слайды 5,6,7
У: Игра «Опорные слова» поможет нам определить вторую часть темы урока.
По трём словам вы должны вспомнить и назвать автора и заголовок изученного стихотворения. Как только вы правильно определите, на экране высветится ответ.
друг человек письмо
В.Берестов «Разлука»
инженер лётчик работа
В.Маяковский «Кем быть?»
гражданин великан море
С.Михалков «Дядя Стёпа»
8.Слово учителя
Перед вами фамилии известных детских поэтов. Сегодня мы познакомимся с новым произведением одного из них. Определите фамилию поэта по описанию.
Советский поэт. Его стихи посвящены увлечениям детей, их общению дома и в школе. В своих стихах автор заново открывает и осваивает жизнь, определяет нравственные позиции подрастающего поколения. Герои его произведений смотрят на огромный мир не снизу вверх, а сверху вниз, имея собственное мнение на происходящее. Поэт использует непривычные рифмы, новые слова, метафоры, сравнение, олицетворение, которые помогают представить сцену точнее, красочнее. Он - один из крупнейших поэтов русского авангарда, поэт Серебряного века.
Д: Я думаю, что эти слова о Владимире Маяковском, потому что он был поэтом-авангардистом.
У: Что значит авангардист?
Д: В его стихах встречаются новые слова, необычные рифмы.
9. Определение темы урока (2 часть)
Поэзия В.В.МаяковскийПознавательный этап
1.Знакомство с фотопортретом В.Маяковского Слайд 8
2.Чтение сведений о жизни и творчестве поэта
Слайды 9 – 10 – 11 – 12 - 13
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
Владимир Маяковский - талантливый русский поэт. Учился в училище живописи, где увлёкся сочинением стихов. Поэт часто выступал перед большой аудиторией и приковывал к себе взгляды, восторженные и враждебные, но никогда не равнодушные.
Маяковский- автор стихов, поэм, пьес, как для взрослых, так и для детей. Он был талантливейшим художником, и его рисунки дополняли его стихи.
3.Беседа с учащимися о прочитанном
У: Что нового узнали о В.Маяковском?
Д: Он учился в художественном училище.
Писал не только стихи, но и поэмы, и пьесы.
Маяковский был автором, как для детей, так и для взрослых.
У: Чем интересен и необычен этот человек?
Д: Поэт часто выступал перед большим количеством зрителей.
К нему относились не равнодушно, его любили и завидовали ему.
У: Что удивило вас в его биографии?
Д: Сначала Маяковский хотел быть художником и, учась в училище
живописи, увлёкся сочинением стихов.
Поэт сам иллюстрировал книги со своими стихами.

4. Игра «Назови произведения поэта» Слайд 14
У: Некоторые фразы из произведений В.Маяковского стали крылатыми. Давайте вспомним эти слова и определим, из какого они стихотворения.
( название стихотворения появляется на экране после того, как дети назвали его заголовок)
Буду делать хорошо и не буду плохо.
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Все работы хороши, выбирай на вкус!
«Кем быть?»
С детства мозги развивай и двигай!
«История Власа - лентяя и лоботряса»
Дети, будьте как маяк!
«Эта книжечка моя про моря и про маяк»
5.Чтение учителем стихотворения В.Маяковского «Тучкины штучки»
6. Беседа по первичному восприятию
У: -Ваши впечатления об услышанном? Что представили?
Д: Стихотворение понравилось, оно интересное, необычное, написано в игровой форме, воспринимается на одном дыхании, без труда представляется то, о чем писал поэт.
У: Как вы понимаете название стихотворения?
Д: Название стихотворения очень меткое, выразительное, в нем есть «игра слов», юмор.
У: Какие образы создал поэт?
Д: Образы разных тучек, которые как бы играют друг с другом.
7.Самостоятельное чтение стихотворения учащимися
8.Поэтический анализ стихотворения «Тучкины штучки»
У: Прочтите яркие слова и словосочетания, интересные обороты речи.
Д: Тучки, штучки, любопытством объятая, верблюдик, сжирав, на небосинем лоне.
2). Лексическая работа
Учитель. Встретились ли вам незнакомые слова?
Дети. Да. Это слово лоно. Работа со словарём - Лоно – небесная ширь./3). Групповая работа.
Деление детей на подгруппы по уровню восприятия:
«Слушатели» - читают стихотворении выразительно, находят рифмы и отрабатывают ритм стихотворения.
«Зрители» - описывают картины, которые представили при чтении стихотворения и могут сделать устные зарисовки.
«Деятели» - рисуют представленные картины и объясняют незнакомые слова. /Работа со словарём - Лоно – небесная ширь./У: Прочтите рифмующиеся слова.
Д: Тучки - штучки, люди - верблюдик, объятая - пятая, на лоне - слоник, шестая ли - растаяли, сжирав - жираф.
У: Как называется такая рифма?
Д: Парная, так как строки рифмуются парно.
У: Почему поэт выбрал именно эту рифму?
Д: Чтобы передать игровой характер стихотворения.
У: Какой литературный приём использовал автор? Подтвердите примерами из текста.
Д: Сравнение: тучки как люди, верблюдик, слоники; солнце - жираф.
Олицетворение: тучка - любопытством объятая, спугнула; солнце погналось.
У: Какое по настроению это стихотворение?
Д: Весёлое, задорное, волшебное, загадочное, радостное, потешное, мечтательное, светлое, шаловливое.
Повторительно - обобщительный этап
1.Конкурсное чтение стихотворения учащимися
(учащиеся высказывают свое мнение о чтении своих одноклассников
2.Словесное рисование
У:-Давайте попробуем нарисовать словами. Какие краски используете? Что изобразите на переднем плане? Вдали?
3.Дополнение сюжета стихотворения. Моделирование тучек
из бумаги
У: А сейчас я предлагаю вам дополнить сюжет стихотворения: пофантазируйте и вырежьте контур предмета, который можно увидеть на небе из тучек. Работать вы будете по группам:
1-я группа - изображения людей;
2-я группа - животные;
3 я группа - растения.
Инструменты для работы: белый лист бумаги и ножницы.
4.Выставка творческих работ учащихся
(по мере того, как каждый выполнил работу, он её комментирует и прикрепляет на «модель неба»
Заключительно - итоговый этап
1. Слово учителя Слайд 15 - 16
В любой детской книжке Маяковский смел, честен, прям и серьёзен. Он беседует со своими маленькими читателями о важных вещах – шутливо, ласково, уважительно. Эти стихи могут многому научить детей – да, пожалуй, и взрослых.
С.Маршак Поэт - человек наблюдательный, умеющий замечать вокруг себя то, что другим незаметно. В любом предмете он находит то, что может быть привлекательным и заманчивым.
2. Рефлексия
( учащиеся передают друг другу «облачко» и дополняют неоконченное предложение)
На уроке я узнал …Урок привлёк меня тем …
Урок заставил меня задуматься …