презентация к уроку Синтаксические средства выразительности


* Выполнилаучитель русского языка и литературы МОУ Новочарская СОШ №2В.Н.Пришутова Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи * Ржавеет золото, и истлевает сталь,Крошится мрамор. К смерти все готово.Всего прочнее на земле – печальИ долговечней – царственное слово.А.Ахматова * Средства выразительностиКрасивые, живые (необычные…)Украшают, описывают, имитируют"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).Сокровища речи * Средства выразительности Они Непонятные, разнообразные Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте(усложняют, путают, озадачивают)"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский). Проблема * * к р о с с в о р д а н т о н о м а з и я * а н т о н о М а з и я э п и т Е т * а н т о н о М а з и я э п и т Е т м е Т о н и м и я * а н т о н о М а з и я э п и т Е т м е Т о н и м и я с р А в н е н и е * а н т о н о М а з и я э п и т Е т м е Т о н и м и я с р А в н е н и е п е р и Ф р а з * а н т о н о М а з и я э п и т Е т м е Т о н и м и я с р А в н е н и е п е р и Ф р а з а л л е г О р и я * а н т о н о М а з и я э п и т Е т м е Т о н и м и я с р А в н е н и е п е р и Ф р а з а л л е г О р и я г и п е Р б о л а * а н т о н о М а з и я э п и т Е т м е Т о н и м и я с р А в н е н и е п е р и Ф р а з а л л е г О р и я г и п е Р б о л а л и т о т А Синтаксические средства выразительности Убаюкала вьюга седая Дикой песнею лес опустелый, И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной, неподвижный и белый.                                   И.А.Бунин * Многосоюзие. … природа одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, таинство ночи и звездное неистовство августовского неба. Она помогает пережить неотвратимость смерти, скорбь потерь, бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, ревность, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей, предательство. (Ю. Бондарев.) * Бессоюзие. Синтаксический параллелизм Не оттого, что зеркало разбилось,Не оттого, что ветер выл в трубе,Не оттого, что в мысли о тебеУже чужое что-то просочилось, — Не оттого, совсем не оттогоЯ на пороге встретила его (А. Ахматова). * * риторическое восклицание Синтаксические средства выразитель ности анафора антитеза градация инверсия риторический вопрос риторическое обращение умолчание эллипсис эпифора Гипофоравопросно-ответная форма изложения парцелляция * Синтаксические средства выразительности Обороты, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности Проверь себя * Проверь себя 1 Инверсия расположение слов, нарушающее обычный порядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом М. Лермонтов) * Проверь себя 1 Инверсия расположение слов, нарушающее обычный порядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом М. Лермонтов) 2 Эллипсис пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения,придает речи стремительный, динамический характер Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский). * Проверь себя * 1 Инверсия расположение слов, нарушающее обычный порядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом М. Лермонтов) 2 Эллипсис пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения,придает речи стремительный, динамический характер Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский). 3 Градация расположение слов по возрастающей или убывающей значимости: Ради своего ребёнка, ради семьи, ради своего народа, ради человечества – берегите мир! 4 Парцелляция расчленение фразы на части или отдельные слова, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.(П. Антокольский) * 4 Парцелляция расчленение фразы на части или отдельные слова, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.(П. Антокольский) 5 Анафора повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений Твой ум глубок, что море.Твой дух высок, что горы (В. Брюсов). * 4 Парцелляция расчленение фразы на части или отдельные слова, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.(П. Антокольский) 5 Анафора повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений Твой ум глубок, что море.Твой дух высок, что горы (В. Брюсов). 6 Антитеза фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые. (А.Чехов) * 7 Риторический вопрос Риторическое обращениеРиторическое восклицание ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлениюподчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либоотмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи Знаете ли вы украинскую ночь?Мечты , мечты! Где ваша сладость?О времена! О нравы! * 7. Риторический вопрос Риторическое обращениеРиторическое восклицание ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлениюподчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либоотмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи Знаете ли вы украинскую ночь?Мечты , мечты! Где ваша сладость?О времена! О нравы! 8. Эпифора Одинаковая концовка нескольких предложений Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. * 7 Риторический вопрос Риторическое обращениеРиторическое восклицание ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлениюподчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либоотмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи Знаете ли вы украинскую ночь?Мечты , мечты! Где ваша сладость?О времена! О нравы! 8 Эпифора Одинаковая концовка нескольких предложений Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. 9 Гипофора Вопросно-ответный ход, это отрезок монологический речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на них; вопрос-раздумье.Говорящий, угадывая возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и на них отвечает Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? А что такое современный мистицизм в литературе? Это «Вий» и «Портрет». * Работая с заданием 24 * Квалифицируйте каждый термин из списка (лексико-фразеологические, синтаксические, средства, тропы , звукопись и др.). Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п. Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение. (1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. (2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (3)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.(4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха , боязни, иногда просто опасения. (7)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (8)Это происходит полусознательно. (9)Я уж не говорю о том, что признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости… (10)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабым, не защищённым против них. * (11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (12)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.(13)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (14)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»…(15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (16)Но хоть и трудно – это надо. (17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д. Лихачёву) * В8. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом следующие синтаксические средства выразительности: 9 (предложения 2-3); 8 (предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.),6 («грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая; «страх боязнь, опасения» - нисходящая), а также 5 («бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» и др.).  Домашнее задание написать мини-сочинение «А какой он, культурный человек?» * . * Спасибо за работу