Анализ текста: В. Ф. Ходасевич «Царскосельский экзамен»

Ремнякова О.П., учитель русского языка и литературы.
Анализ текста: В. Ф. Ходасевич
«Царскосельский экзамен»

1.Слово учителя.
Сегодня вы познакомитесь с текстом «Царскосельский экзамен». Его автор – Владислав Фелицианович Ходасевич, русский поэт, критик, литературовед. Ходасевич написал ряд критических статей, книг о Державине, Пушкине. В предлагаемом отрывке перед читателем предстают оба любимых Ходасевичем автора – увенчанный славой Державин и юный Пушкин.
Гаврила Романович Державин – русский поэт. В момент экзамена в Царскосельском лицее находился в отставке и был приглашен в качестве почетного гостя.
2.Чтение текста.
3.Беседа по тексту.
К какому типу речи относится текст? (повествование)
Составьте план, отражающий развитие действий в тексте.
Элементы еще какого типа речи встречаются в тексте?
Почему в целом текст – повествование?
Найдите краткие описания Державина.
О чем говорят детали этих описаний?
Найдите краткое описание юного Пушкина. На какие детали обращает внимание автор?
Найдите устаревшие формы слов, устаревшие словосочетания. (Зала, спрашивали из французского, живостию, ввечеру.)
Объясните значение словосочетаний: бриллиантовая корона Мальтийского креста (Мальтийский крест – орден, введенный русским императором Павлом 1, представлял собой корону, к которой был прикреплен крест), плисовые сапоги (сапоги из плиса, хлопчатобумажного бархата).
Какие стихи читал Пушкин на экзамене? («Воспоминания в Царском Селе»). В каких строках упоминается Державин?
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их славным подвигам, страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
4.Языковой анализ текста.
Прочитайте первый абзац. Как автор показывает, что Державин был самым почетным среди гостей?
Прочитайте второй абзац. Какие детали внешнего облика Державина свидетельствуют о знатности гостя, а какие – о его старости, дряхлости.
Найдите предложение, в котором объясняется причина оживления Державина. Какое словосочетание повторяется? Какова роль этого повтора?
Прочитайте третий и четвертый абзацы. Найдите описание деталей внешнего облика юного Пушкина. Как вы думаете, в чьем восприятии дается этот портрет? Найдите предложения, в которых описана реакция Державина на стихи Пушкина. В чем особенности этих предложений?
Прочитайте пятый абзац. Какие слова свидетельствуют о том, что юный поэт произвел на Державина неизгладимое впечатление?
Позднее Пушкин напишет: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Почему автор использует слово «нас»?
5.Дом. раб. нет.