Конспект урока по литературному чтению Юрий Яковлев «Мама»


Конспект урока по литературному чтению Юрий Яковлев «Мама»
Ход урока
Организационный момент (психологический настрой на урок)
Прозвенел и смолк звонок,
Вот уж начался урок.
Все за парты дружно сели.
Друг на друга посмотрели.
Зря мы время не теряем,
И готовность проверяем.
– Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Обратите внимание, что у вас на партах лежат новые учебники, пользоваться ими вы должны бережно, а чтобы, обложка и уголочки листов были чистыми, учебник нужно обернуть и вложить закладку.
Давайте откроем и посмотрим учебник. Итак, прочитайте, пожалуйста, название раздела, с которого мы с вами начнём изучение 2 части учебника (СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ). Ребята, давайте выясним, что значит слово «родной»? (находящийся в кровном родстве – мать, отец, брат, сестра, бабушка… Родные – родственники). Что такое Родная земля, Родина – Отечество, место, где человек родился: страна, деревня, посёлок, город. И первый автор, с которым мы познакомимся – это Яковлев Юрий Яковлевич.
 Ведение нового материала
1 слайд Юрий Яковлев родился в июне 1922 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье служащего. 2 слайд Его личная и творческая судьба характерны для множества советских людей, родившихся после революции и вступивших в самостоятельную жизнь накануне Великой Отечественной войны. В 1941 году, после окончания школы, Юрий Яковлев ушёл на фронт. Сначала он был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты "Тревога". Потерял мать в блокадном Ленинграде.
      После войны окончил Ленинградский институт имени Горького.
Юрий Яковлевич начал писать в прозе с 1960 года (повесть "Станция Мальчики"), в кино с 1961 года. Член редколлегии киножурнала "Фитиль", член художественного совета студии "Союзмультфильм".
      3 слайд Автор сборников рассказов и повестей "Серёжкин сын", "Был настоящим трубачом", "У человека должна быть собака", "Воробьёв стекло не выбивал", «Мама», "Кепка-невидимка" и др.
      Автор сценариев игровых и анимационных фильмов: "Умка", "Умка ищет друга", "Зимородок", "Был настоящим трубачом", "У меня есть лев" и др.
      Лауреат Государственной премии СССР (1985). Союз советских социалистических республик
      4 слайд Умер Юрий Яковлевич Яковлев в Санкт-Петербурге в 1995 году.
Юрий Яковлев писал и стихи, и рассказы, и сказки.
      В своих рассказах Юрий Яковлев открывает детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Его герои - простые ребята, мальчишки и девчонки. Они умеют прощать, сопереживать чужой беде как своей, совершают добрые, благородные поступки, почти настоящие подвиги, не ради славы и почёта, не ради похвалы, а из чувства сострадания к ближнему.
      Основные темы произведений Юрия Яковлева - школьный быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и "штурм небес", сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
Ребята, скажите, как вы можете узнать свою маму… (…, по голосу). Слайд 5 Посмотрите на слайд и продолжите ряд слов (Голос – нежный, резкий, тихий, родной, ласковый, добрый….) А какими могут быть шаги мамы? Хорошо, а теперь запишите по 2-3 слова в рабочую тетрадь. Послушайте, пожалуйста, следующее стихотворение:
В этом слове солнца свет! – МАМА
Лучше слова в мире нет! – МАМА
Кто роднее, ближе, чем она? – МАМА
У нее в глазах весна! – МАМА
На земле добрее всех! – МАМА
Дарит сказки, дарит смех! – МАМА
Из-за нас порой грустит! – МАМА
Пожалеет и простит! – МАМА
В этом слове солнца свет! – МАМА
Лучше слова в мире нет! – МАМА
Сообщение новой темы и целей урока.
– О ком это стихотворение?
Учитель (под музыку): Слайд 6 – 11
Мама – самый первый человек на земле, с которым встречается родившийся малыш.
Мама – воспитатель и добрый советчик в семье.
Мама – самый первый учитель.
Мама – семейный доктор.
Мама – хозяйка в доме.
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
– О ком будет наш сегодняшний рассказ, как вы думаете? А за нашей плодотворной работой будут наблюдать ваши мамы. (На доске открывается солнышко и к его лучикам прикреплены рисунки мам учеников)
Итак, давайте начнём изучение нового произведения. Обратите внимание на то, что в этом тексте автор несколько раз поставил многоточие. Как вы считаете, что это может значить? (ответы детей). Многоточие означает паузу, которая скрывает не названные словами чувства и мысли. Послушайте отрывок из произведения «Мама»
Чтение рассказа учителем
– Какое настроение создает у вас этот рассказ? (печаль, тоска, задумчивость)
– А теперь прочитайте это произведение про себя.
– А сейчас в рабочей тетради прочитайте фрагмент этого рассказа, расставьте паузы, подчеркните слова, которые следует выделить. (Прочитай этот фрагмент с интонацией, назови слова, которые ты выделил)
А сейчас давайте вырастим мамин цветок. Для этого каждая пара напишет на лепесточке, который лежит у вас на парте, слово, определяющее качество мамы. А для сложности задания придумайте слово, начинающееся на одну из букв ваших имён. (Ромашка)
Подведение итогов
Вспомните, как называется раздел, с которым мы начали знакомство?
Как он связан с новым произведением?
Кто написал этот рассказ?
Понравилось ли он вам?
Домашнее задание (на доске)
Выразительно читать отрывок «Мама» с. 4-5, вопрос 3