Конспект урока по литературному чтению Ю.Яковлев Рыцарь Вася, 3 класс


10 декабря - среда
Урок литературного чтения
Тема: Юрий Яковлев " Рыцарь Вася", подготовка к сочинению.
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Ю.Яковлева и его произведением, анализ произведения
Задачи:
образовательная: проанализировать рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;
воспитательная: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;
развивающая: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, подготовка к сочинению" Кого можно назвать настоящим другом"
Оборудование урока: выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», высказывания известных философов и писателей.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. 2. Мотивация к деятельности.
обобщение учителя
Словарная работа
-Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.
– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?
– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?» Ясно, что задающие этот вопрос всё ещё находятся под впечатлением прочитанных в детстве романов «Дон Кихот» Сервантеса, «Айвенго» В. Скотта, «Три мушкетёра» Дюма.
– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь»)
- В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.
- Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря. (читает ученик)
Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)
– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)
- слушают стихотворение, читает учитель
- " Мозговой штурм" - составление ассоциаций к слову - рыцарь
- учащиеся высказывают свои предположения

3. Усвоение новых знаний
А) слово об авторе
Б) словарная работа
- У Юрия Яковлева, портрет его на доске, есть рассказ, который называется «Рыцарь Вася».
– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)
– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)
– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?
- Юрий Яковлев родился 1922 году в Ленинграде в семье служащего. В 1940 году окончил школу, ушел в армию, участвовал Великой Отечественной войне, был наводчиком зенитной батареи, писал заметки во фронтовую газету. После войны поступил в литературный институт. Писал стихи, рассказы, повести.
Основная черта его творчества…
«Добрым быть хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не узнает никогда злой. Быть добрым - счастье».
- Как понимаете высказывание?
- Какой будет тема урока?
- При чтении в тексте вам встретятся слова, значение которых может быть не всем понятны.
(Объяснение)
ТЮФЯК – мешок, набитый соломой, вялый медлительный человек.
ЗАБРАЛО – часть шлема, опускающегося на лицо.
ЛАТЫ- металлические доспехи.
РИЧАРД АЙВЕНГО, РОДРИГО – герои рыцарских романов.
ДОН КИХОТ – рыцарь, главный герой романа Сервантеса.
САНЧО ПАНСО - оруженосец
- ответы на вопросы
- объяснить высказывания
- чтение и объяснение слов
4. Чтение и анализ произведения.
Б) проверка восприятия - Какие чувства возникли после чтения? Какими мыслями готовы поделиться?
- Какой вопрос хотите задать?
-«А в его груди билось благородное сердце рыцаря».
– Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.
– Цитатами докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство. У вас на столах есть листочки с цитатами, вы должны выбрать нужные и зачитать.
– Как выглядел Вася?
«… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство… вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.»
– Что ещё можно о нём сказать?
«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к
«Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»
«Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, и тяжело…»
«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать»
«Ему не везло буквально во всём.»
«Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь.»
– Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему?
– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)
– Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)
– А в свой адрес слышал:
«Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»
«Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»
«Ребята смеялись…»
«… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»
«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»
«Зал засмеялся…»
– Как должны были поступить окружающие?
– Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)
– Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.
«Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?»
Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы.»
– Оцените поступок Васи.
– В этом рассказе есть герой и антигерой. Как вы думаете, кого можно назвать героем, а кого антигероем? Объясните свою точку зрения.
– Сделайте вывод, кто такой антигерой?
– «Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжёлые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана»
– Как вы считаете, эти слова Васи вносят сомнение в его мечту стать рыцарем?
– А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой? («Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, – а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.» Чтение текста учащимися.
- выборочное чтение текста
- оценка поступка главного героя
5.Закрепление знаний и способов действий.
Работа в группах - Согласны ли вы с концовкой?
- Может Димка настоящий герой?
- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?
- Какова основная идея рассказа?
- Чему должен научить нас этот рассказ?
- ответы на вопросы учебника стр. 131 - работа в группах - составление синквейна- Вася или Димка, афиширование
6. Итог урока -А теперь открою секрет. Произведение было написано в 1967 году, 53 года назад. Состарилось ли оно?
- Какие произведения не стареют?
- Может быть в вашей жизни встречался такой человек, как Вася?
- Что вы возьмете из рассказа для себя? рефлексия
7. Д/з - пересказ текста стр. 124 - 131, подготовка к сочинению.