Конспект по литературному чтению 4 класс Багульник Яковлев



МАОУ СОШ №18

ОТКРЫТЫЙ УРОК
по литературному чтению в 4 классе
на тему:Ю. Яковлева «Багульник».
Учитель: Честных Антонина Анатольевна
Е-mail: chestnyh.2013@mail.ru



г. Липецк
Название работы: Открытый урок по литературному чтению в 4 классе на тему:
Ю. Яковлева «Багульник».
Автор:
учитель начальных классов
E-mail: chestnyh.2013@mail.ru
Место работы: МАОУ гимназии №69 имени С. Есенина
города Липецк.
Предмет: литературное чтение
Тема: Ю.Яковлев «Багульник».
Продолжительность урока: 45 минут.
Аудитория: 4 класс
Технологии: интерактивная технология.
Конспект урока литературного чтения проводится в форме как элемент интерактивной технологии диалогической части.
Раздел: Изучение, повторение, и закрепление основных вопросов
литературного чтения.
Тема: Ю. Яковлев «Багульник».
Цель основная: Создать условия для организации личностно- ориентированной среды при изучении темы «Багульник»Ю.Яковлева.
Цель дидактическая: Знакомство с литературным произведением.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Продолжить работу над произведением, совершенствовать технику чтения, формировать навык составления плана, учить давать характеристику герою, читать по ролям.

2. Развивающие:
1. Развивать речь, логическое мышление, способ-
ность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными
ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий.
2. Развивать память, внимание, творческие способности.
3. Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к чтению, наблюдательность желание видеть и понимать природу самостоятельность в получении знаний.
Бережное отношение к природе
2. Прививать аккуратность и последовательность при выполнении
устных и письменных работ.
Тип урока: Изучение нового материала.
Планируемый результат обучения:
Развитие универсальных учебных действий. (УУД).
Осознанное восприятие обучающимися литературного произведения.
Развитие универсальных учебных действий. (УУД).
Осознанное применение обучающимися предложенного
материала
Познавательные УУД
-умение строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
-использование знаково-символических средств;
-умение делать выводы в результате анализа и синтеза
- рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.
Логические УУД
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
и несущественных);
- синтез как составление целого из частей, самостоятельное
достраивание, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих
возможностей;
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- осуществление контроля по результату.
Коммуникативные УУД
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение
способов взаимодействия;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД:
- способность к самооценке;
- ориентация на бережное отношение к окружающему миру;
Основные понятия:
« Мы в ответе за тех кого приручили»
Оборудование:
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент В день наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году
В переулке и саду,
На вокзале ,На дворе,
На мосту,
На пустыре,
На бульваре,
На проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны
Их отвага , ум и честность?
И пойдет у нас рассказ. Выполняют действия, которые отражены Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
II. Актуализация знаний С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке?
-Определите тему этого произведения?
Во многих странах поставили памятники собакам . В Париже – сербернару Барри, который спас во время снежных заносов в Альпах 40 человек и сам погиб в одном из завалов .2.В Берлине – памятник проводник слепых (повадырь)
3.В Санкт- Петербурге – памятник собаке, служащей науке, где работал академик Павлов .4. Псу Верный –в Италии ( 14 лет ходил к поезду встречать хозяина убитого на войне .
5. в Шотландии, памятник собаке , которая 5лет прожила на могиле хозяина и умерла
Ю. Яковлева «Багульник»
О собаках Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; , организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания(УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные)
III. Проблемное объяснение нового знания -Какой из собак в рассказе «Багульник»можно поставить памятник?
-Дадим ей кличку.
Цель : Почему это делают люди. Итак, о собаках и о человеческих качествах мы поговорим на сегодняшнем уроке.
-В наше время, люди отдавая дань моде или прихоти ребенка заводят животных, но сразу сталкиваются с множеством проблем - кормить, ухаживать, выгуливать.
Многие не выдерживают и это животное появляется на улице. Они роются в мусорных ящиках. Не могут никому не пожаловаться, не заявить о своем праве на жизнь. Они один на один с этим жестоким миром.
- Какие чувства вы испытали, когда читали этот рассказ?
-Кто главный герой?
-Кто такая Женечка?
-Зачитайте в тексте, как описывает ее Яковлев.
-Какие изобразительные средства применяет автор для описания портрета учительницы.
-Итак, какую картину представляет автор в начале рассказа?
-Когда вы прочитали начало произведения, не читая произведение дальше, каким вы представили себе мальчика, какие чувства он у вас вызвал? Жалость, грусть, хотелось быть рядом с Костой, помогать ему.
Коста.
Молодая учительница Евгения Ивановна, которую любили дети.
Сравнение с лошадкой, использует суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
Лодырь, бездельник, не хочет учиться, ему ничего не интересно, не уважает учителя, неряшливый, был очень не интересен.
Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию способа понимания произведения, организовать фиксацию преодоления затруднения (УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Физкультминутка Выполнение двигательных упражнений Оценивают работы одноклассников
IV. Первичное закрепление 3. Работа с тетрадью.
Образ Косты.
На доске запись.
Начало произведения. В конце произведения.
-А когда в какой момент ваше отношение к нему начало меняться?
-Зачитать с. 119-120.
-Почему он меняется в ваших глазах?
-На что учитель часто стал обращать внимание?
Расскажите с. 120.
-Что об этом говорили ребята?
Чтение по ролям:
Сценка.
-Чего только не говорили про Косту ребята.
-У него ирландский сеттер, он охотится на уток.
-Ерунда, у него самый настоящий боксер… Мертвая хватка.
-Не может отличить таксы от боксера.
-Он держит трех собак.
-А как же было на самом деле?
-А сеттер? А боксер? А такса? Их же видели ребята?
-Может они жили все у него дома?
Зачитать с. 121.
Хором: ( звонок с последнего урока - сигнал ракета в загадочный мир.)
Эпитет.
Загадочная жизнь. Прием сравнения.
Каким образом однажды отреагировала учительница на столь неуважительное отношение, которые даже не успел сказать до свидания – скрылся за дверью.
Наизусть сказать: Однажды Женечка не выдержала и бросилась. Она превратилась в следопыта.
-Куда же помчался Коста?
Какие слова употребил автор, чтобы показать нам, что Коста очень торопился.
-Какая это часть речи?
Вывод: слова, обозначающие действия предметов - глагол в данном отрывке показывают стремительность, быстроту действий Косты.
Недаром К. Паустовский говорил, что с рус. языка -словом можно творить чудеса.
Прекрасно автор нарисовал словесную картину как спешил Коста.
Конечно у каждой учительницы, будь она на месте Женечки, создалось бы впечатление, что этот небрежный, неряшливый ученик, спешит теперь к друзьям, чтобы без дела бродить по улицам. Вместо того, чтобы учить уроки, ведь он так плохо отвечает домашнее задание и сегодня то Женечка не потратит времени даром, а разоблачит такого неродивого ученика, чтобы впредь этого не повторилось.
Что же она наблюдала.
Чтение наизусть.
С. 122. Про сеттера Артошу. С. 123 про боксера Атиллу. С. 124 про таксу Лапти.
Наблюдая за всеми сценами, осталась ли учительница при своем мнении, что Коста бездельник и гуляка.
С. 125.
Подумайте и представьте сколько требуется сил, терпения, заботы, доброты, чтобы гулять с тремя чужими собаками. Каждый ли так сможет?
-Какими словами вы теперь можете охарактеризовать Косту?
Работа в тетрадях.
Запись на доске: добрый, заботливый, терпеливый, не хватает времени на уроки, не может бросить собак в трудную минуту.
Проблемная ситуация.
Ребята, Коста плохо учился из-за того, что очень устает. А ведь учеба главная его обязанность.
А как бы вы поступили будь на его месте?
Вот ведь проблема ( сначала уроки, потом гулять)
-Да, наверное, нужно рассчитывать свои силы, чтобы страдала от этого успеваемость в школе.
Итак, целых три собаки. Женечка все увидела своими глазами.
-Закончились ли ее наблюдения за Костой?
Музыка.
Физкультпауза (Звуки моря.)
Зачитать описание моря с. 125.
-О четвертой собаке с. 126-128 читает ученик.
-Так сколько же собак выгуливал Коста?
-Каких они были пород, как звали?
-А какой породы была 4 собака?
Итак, наступил 4 день. Коста пришел в школу и все повторилось сначала.
Сценка по ролям:
«Конец урока»
Итог: ребята, мы с вами разобрали произведение Яковлева «Багульник». Т. О., тема этого произведения о собаках и название, обозначает цветок, связаны между собой.
У: Я вас просила записать дома в тетрадях выдержки из этого рассказа, которые подчеркивают эту связь.
Читают три ученика.
-Когда багульник зацвел, кем стал Коста в глазах ребят?
И видимо, для собак, особенно последней, ждавшей у моря хозяина Коста добрым волшебником, который хоть чуть-чуть скрашивал ее несчастную жизнь.
Работа в тетрадях по таблице.
-Какими словами вы описали Косту в начале рассказа, в конце…?
Вывод: можно говорить о человеке плохо, если ты его не знаешь?
О человеке судят не по внешности, а по его делам и поступкам, по его отношению к людям.
Пословица: встречают по одежде, а провожают по уму и отношению к живому.
Итак: собака-друг человека. Она никогда не подведет своего хозяина.
-Какой собаке можно поставить памятник?
Д. з.: сделать памятник собаке из рассказа. Перечитать осмысленно еще раз.
Песня «Если хозяин с тобой».
Итог: Как понимаете, что такое доброта?

Спасибо за урок.
Оценки.
Лодырь, бездельник, не хочет учиться, не уважает учителя, не понравился.
Принес Багульник – расцвел «Волшебник»
Мы видим он любит природу.
Убегает.
Когда раздался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места сломя голову, выбегая из класса. С грохотом сталкивался с лестницы, хватая пальто и на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью.
На самом деле не было ни одной собаки.
Зачитать
Добежал, исчез, успел бросить портфель.
4
Артоша-ирл. Сеттер, Атилла-боксер, Лапоть-такса. У четвертой собаки была кличка, но Коста ее не знал, а спросить было не у кого.
Волшебником.
Доброта-бескорыстное уважение ко всему живому на Земле. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий: правильного восприятия произведения
V.Итог урока:
Какая цель была поставлена на уроке
В чём вы испытывали затруднение на уроке? Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке. Цель: способствовать формированию рефлексии (УУД – регулятивные, коммуникативные)