Рабочая программа по родному русскому языку для 6 класса

02.16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 116 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

«Рассмотрено»
на заседании ШМО
________________________

Протокол №
«___» августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________
(Зидиханова А.М.)
«___» августа 2015 г.

«Утверждено»
Директор школы
___________ Т.В.Еремеева

Приказ №
от «___» августа 2015 г.



Рабочая программа
учебного курса
основного общего образования
по родному (русскому) языку и литературе
Класс - 6 А



Выполнила:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Шатова Н.Г.



2015-2016 учебный год
г.Уфа

Оглавление:



1.Пояснительная записка. 3
2.Общая характеристика учебного предмета. 4
3.Описание места учебного предмета в учебном плане. 4
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета. 4
5.Содержание учебного предмета. 6
6.Календарно-тематическое планирование. 8
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса. 11
1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса составлена на основе следующих документов:
Закона Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”, требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №116
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиНа 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”, зарегистрированном в Минюсте России 03.03.2011г. №19993
Федеральной примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
4) «Программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.,)

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Цели курса:
-совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями;
- учить наиболее ярко и точно выражать средствами языка собственные мысли и чувства;
- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.
Задачи курса:
- изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком;
- формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания;
- обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.



2.Общая характеристика учебного предмета.

Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.
Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.
В узком смысле слова, собственно словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно- художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Во-вторых, учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение родного (русского) языка в 6 классе в основной школе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).


4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Основное содержание предмета.

5. Содержание учебного предмета.

Тема 1. Употребление языка
Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола
Обучающиеся должны знать: богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц.
Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые языковые единицы; находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарём.
Тема 2. Средства художественной изобразительности
Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.
Обучающиеся должны знать: смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании произведений словесности.
Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в текстах; выразительно читать тексты; употреблять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Тема 3. Юмор в произведениях словесности
Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь.
Обучающиеся должны знать: особенности использования юмористических приёмов при создании произведений словесности.
Обучающиеся должны уметь: находить в произведениях словесности элементы юмора; использовать в собственных произведениях словесности юмористические приёмы.
Тема 4. Произведения устной народной словесности
Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания.
Обучающиеся должны знать: особенности эпических жанров устной словесности.
Обучающиеся должны уметь: различать виды народной словесности; рассказывать и читать былины, легенды, предания.
Тема 5. Эпическое произведение
Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения.
Обучающиеся должны знать: особенности эпического произведения; способы создания литературного героя.
Обучающиеся должны уметь: отличать эпическое произведение от лирического и драматического; выразительно читать и пересказывать эпические произведения; создавать собственные эпические произведения словесности.
Тема 6. Лирическое произведение
Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма.
Обучающиеся должны знать: особенности лирического произведения; стихотворные размеры.
Обучающиеся должны уметь: отличать лирическое произведение от эпического и драматического; выразительно читать лирические произведения; создавать собственные лирические произведения словесности.
Тема 7. Драматическое произведение
Понятие о литературном драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет.
Обучающиеся должны знать: особенности драматическом произведения; стихотворные размеры.
Обучающиеся должны уметь: отличать драматическое произведение от эпического и лирического; исполнять пьесу по ролям; создавать собственные сценки.

6. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по родному(русскому) языку
6А класс

№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения




план
факт

1
Знакомство с учебником
1



2
Стилистические возможности слов и выражений
1



3
Стилистические возможности слов и выражений. Практикум
1



4
Общеупотребительные слова
1



5
Диалектные слова. Специальные слова
1



6
Заимствованные слова
1



7
Неологизмы
1



8
Практикум. Работа со словарем
1



9
Употребление имени существительного.
1



10
Имя существительное. Употребление в речи
1



11
Употребление имени прилагательного
1



12
Употребление глагола.
1



13
Употребление глагола. Практикум
1



14
Урок-игра по теме
1



15
Самостоятельная работа. Анализ текста
1



16
Анализ работ
1



17
Средства художественной выразительности
1



18
Сравнение. Аллегория
1



19
Эпитет
1



20
Метафора. Практика.
1



21
Изучение метафоры
1



22
Диктант за 1 четверть «Осень в лесу»
1



23
Олицетворение
1



24
Метонимия.
1



25
Практическое изучение метонимии
1



26
Синекдоха
1



27
Синекдоха. (работа по учебнику и в ТПО)
1



28
Гипербола.
1



29
Практикум. Гипербола
1



30
Порядок слов в предложении
1



31
Инверсия
1



32
Повторение изученного материала
1



33
Риторический вопрос и восклицание
1



34
Антитеза
1



35
Играем со словами. Анализ теста
1



36
Практическая работа
1



37
Самостоятельная работа. Работа в ТПО
1



38
Анализ практических работ
1



39
Юмор в произведении словесности
1



40
Что такое юмор?
1



41
Комическая неожиданность
1



42
Соединение несоединимого
1



43
Остроумная речь
1



44
Р.Играем со словами
1



45
Проба пера. Сочинение на свободную тему
1



46
Произведения устного народного творчества
1



47
Контрольный диктант за 2 четверть
1



48
Анализ работ. Былины
1



49
Былинный стих
1



50
Особенности языка былин
1



51
Проба пера. Сочиняем былины
1



52
Анализ сочинений
1



53
Легенда
1



54
Предание
1



55
Играем со словами
1



56
Самостоятельная работа . Анализ текста
1



57
Эпическое произведение, его особенности
1



58
Отличие эпического произведения от лирического
1



59
Литературный герой
1



60
Характеристика литературного героя
1



61
Как раскрываются характеристики героя в сюжете
1



62
Герой произведения и его автор
1



63
Особенности языка эпического произведения
1



64
Практическое занятие. Анализ текста
1



65
Играем со словами
1



66
Самостоятельная работа по изученному материалу
1



67
Анализ работ
1



68
Лирическое произведение и его особенности
1



69
Особенности языка лирического произведения
1



70
Двухсложные размеры стиха
1



71
Практическое занятие
1



72
Трехсложные размеры стиха
1



73
Практическое занятие. Учимся определять размеры стиха
1



74
Самостоятельная работа
1



75
Анализ работ
1



76
Аллитерация
1



77
Контрольный диктант за 3 четверть
1



78
Рифма
1



79
Главное свойство стихов
1



80
Играем со словами
1



81
Проба пера. Сочиняем стихи
1



82
Практическое занятие. Анализ поэтического произведения
1



83
Самостоятельная работа. Анализ текста
1



84
Драматическое произведение, его особенности
1



85
Особенности языка драматического произведения
1



86
Особенности языка драматического произведения
1



87
Как изображается характер героя в пьесе
1



88
Сюжет драматического произведения
1



89
Играем со словами
1



90
Проба пера. Сочинение- миниатюра
1



91
Самостоятельная работа. Анализ текста
1



92
Что вы узнали на уроках словесности?
1



93
Язык как материал слов
1



94
Произведения словесности
1



95
Играем со словами
1



96
Проба пера. Сочинение –миниатюра (пейзажные зарисовки)
1



97
Типы речи и их особенности
1



98
Лингвистический анализ текста
1



99
Повторение изученного материала
1



100
Контрольный диктант за 4 четверть
1



101
Анализ диктанта. Классификация ошибок
1



102
Обобщение изученного материала
1



103-105
Резерв
3




7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература, включающая учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:
Базовый учебник: Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.
Методическое пособие для учителя:
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 кл.
Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов / авт.-сост. А.А.Инджиев. – Ростов н/Д.
Словарь синонимов и антонимов / Федорова Т.Л. – М.: «Ладком».
Толковый словарь русского языка: Ок. 100.000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп.
Этимологический словарь русского языка / Федорова Т.Л., Щеглова О.А. – М.:«Ладком».

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Образовательный портал «Российское образование»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Специализированный портал «Здоровье и образование»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Образовательный портал «УЧЕБА»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучения:
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Образовательный сайт Teachpro.ru – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Обучающие сетевые олимпиады – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Открытый колледж – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].                                                                                                                                          

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): методические пособия для учителя, словари, справочная литература, УМК;
Компьютерные средства (компьютер, проектор, интерактивная доска);
Мультимедийные образовательные ресурсы .










13PAGE 15


13PAGE 141215




Заголовок 315