Рабочая программа по родному русскому языку для 10 класса

02.16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 116 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

«Рассмотрено»
на заседании ШМО
________________________

Протокол №
«__» августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________
(Гаврилова Т.Е.)
«__» августа 2015 г.
«Утверждено»
Директор школы
___________ Т.В.Еремеева

Приказ №____
от «__» августа 2015 г.







Рабочая программа
учебного курса
среднего общего образования
по родному (русскому) языку и литературе
Класс - 10 А


Выполнила:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Шатова Н.Г..






2015-2016учебный год
г. Уфа
Оглавление

1.Пояснительная записка. 3
2.Общая характеристика учебного предмета . 4
3.Описание места учебного предмета в учебном плане. 5
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета. 5
5.Содержание учебного предмета. 7
6.Календарно-тематическое планирование. 7
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. 10
1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10 класса составлена на основе следующих документов:
1) Закона Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”, требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №116
2) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиНа 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”, зарегистрированном в Минюсте России 03.03.2011г. №19993
3) Федеральной примерной программы основного общего образования по родному ( русскому) языку, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

Цели курса:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи курса:
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.


Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.


2. Общая характеристика учебного предмета.

В федеральном государственном образовательном стандарте уделяется особое внимание формированию культуроведческой компетенции, тесно связанной с национально-региональным компонентом, предполагающим воспитание у учащихся национального самосознания, представления о родном языке как форме выражения национальной культуры, как материальной и духовной ценности, национальном достоянии русского народа; осознание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка; овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; формирование любви к родному языку, гордости за него.
Содержание регионального компонента учебного предмета «Русский язык» определяется тенденциями в развитии языкознания, актуализацией проблем коммуникации в современном мире, становлением коммуникативной культуры личности. В связи с этим базовый курс русского языка дополнен модульным курсом «Русская словесность», имеющим целью повышение языковой и коммуникативной культуры учащихся, углубление знаний по теории русского языка, обогащение словарного запаса учащихся.
Через все разделы курса проходят две содержательные линии – овладение учащимися нормами русского языка (произносительными, словообразовательными, словоупотребления, синтаксическими, стилистическими, правописными) и овладение изобразительно-выразительными возможностями единиц русского языка разных уровней – фонетического, морфологического, синтаксического.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане на изучение родного (русского) языка в 10 классе в основной школе отводится 2 часа в неделю (70 часов в год).

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Основное содержание предмета


5. Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Введение
Раздел 2. Русский язык и разновидности его употребления
Раздел 3. Стилистические возможности языковых средств
Раздел 4. Формы и качества словесного выражения
Раздел 5. Средства художественной изобразительности
Раздел 6. Русское стихосложение
6. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по родному(русскому) языку
10А класс

№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения




план
факт

1
Что такое словесность
1



2
От древности к современности (А.С.Пушкин и русский литературный язык)
1



3
Строй и употребление языка(стиль как явление словесности, определение стиля, анализ текста)
1



4-5
Написание сочинения – рассуждения. Анализ и редактирование работ.
2



6-8
Подготовка к проверочной работе. Проверочная работа по теме:”Стили речи”.Анализ работ.
3



9-10
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ работ.
2



11-13
Слова и устойчивые сочетания слов: многозначность слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы. Практикум.
3



14-15
Слова и устойчивые сочетания слов: Славянизмы, заимствованные слова, общеупотребительные и не общеупотребительные слова
2



16-17
Контрольный диктант. Анализ работ.
2



18-19
Написание изложения с творческим заданием. Анализ работ
2



20
Традиционно – поэтические слова, разговорные слова, просторечные слова, эмоционально – экспрессивно окрашенные слова
1



21
Фразеологизмы, крылатые слова и выражения в произведениях словесности. Анализ текста
1



22-23
Формы слов и предложения. Стилистические ресурсы грамматики
2



24-25
Имена существительные, прилагательные, глаголы. Формы наклонений, времени глаголов.
1



26-27
Написание сочинения – рассуждения. Анализ и редактирование работ.
2



28
Предложение. Типы предложений.
1



29-30
Самостоятельная работа “Типы предложений.” Анализ работ. Стилистические возможности языковых средств, комплексный анализ текста.
2



31-32
Контрольный диктант. Анализ работ.
2



33-34
Понятие и форм словесного выражения.
Качества словесного выражения. Правильность, точность, последовательность
2



35-36
Написание изложения с творческим заданием. Анализ работ
2



37-38
Положительные качества словесного выражения. Чистота, выразительность, богатство, уместность. Тренировочные упражнения
2



39-40
Проверочная работа по теме:”Формы и качества словесного выражения”. Анализ работ.
2



41-42
Написание сочинения – рассуждения. Анализ и редактирование работ
2



43
Словесные средства художественной изобразительности. Анализ текста.
1



44-45
Звуковые средства художественной изобразительности: благозвучие, звукоподражание. Средства словесной инструментовки
2



46-47
Ритм и интонация в прозе. Анализ прозаического текста.
2



48-49
Словесно – звуковые средства художественной изобразительности. Анализ текста
2



50-51
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ работ.
2



52-53
Написание сочинения – рассуждения. Анализ и редактирование работ.
2



54
Системы стихосложения
1



55 -57
Русский народный стих.
Силлабическое стихосложение.
Силлабо – тоническое стихосложение.
3



58-59
Рифма. Cтрока
2



60-61
Акцентный стих. Свободный стих.
2



62-63
Итоговый контрольный диктант. Анализ работ
2



64-65
Итоговая проверочная работа(комплексный анализ текста). Анализ и редактирование работ
2



66-67
Написание сочинения – рассуждения. Анализ и редактирование работ.
2



68
Обобщающее повторение
1



69-70
Резерв
2







7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература, включающая учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:
1.Власенков А.И, Л.М. Рыбченкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»
М., «Просвещение».
2.Гольцова Н.Г. «Русский язык 10-11 класс, Москва «Русское слово».
3.Горшков А.И. «Русская словесность. 10-11кл.»
4.ГрековВ.Ф.,ЧешкоЛ.А. «Пособие для занятий по русскому языку», Москва, «Просвещение».
5.Ивашова О.Д. «Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ» М.
6.М.Ю.Касумова «Деловой рус. язык Хрестоматия для профильного обучения»,М.
7.МихальскаяА.К. «Основы риторики: от мысли к слову».
8.Т.В. Потёмкина «Поурочные разработки к учебнику Власенкова. 10-11кл.,Материк-Альфа.
Пособия для учащихся:
1.ЕГЭ. Тесты, 2010.
2.ЕГЭ. Русский язык. Тренировочные материалы. «Интеллект-Центр».
3.ЕГЭ. Русский язык Контрольные измерительные материалы, М., «Просвещение»
4..Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» М. « Просвещение».
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Образовательный портал «Российское образование»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Специализированный портал «Здоровье и образование»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Образовательный портал «УЧЕБА»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучения:
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Образовательный сайт Teachpro.ru – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Обучающие сетевые олимпиады – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Открытый колледж – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].                                                                                                                                          

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): методические пособия для учителя, словари, справочная литература, УМК;
Компьютерные средства (компьютер, проектор, интерактивная доска);
Мультимедийные образовательные ресурсы .














13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 315