Конспект урока по литературному чтению для 1 класса на тему: «М. Зощенко «Самое главное»»


Тема: М. Зощенко «Самое главное»
Цель: Создание условий на уроке для знакомства с творчеством М. Зощенко, его рассказом «Самое главное».
Задачи:
1. Содействовать полноценному восприятию рассказа, формированию читательских умений по анализу художественного произведения; продолжать работу по формированию навыка белого чтения целыми словами; познакомить учащихся с ролью изобразительно-выразительных средств языка в тексте автора.
2. Способствовать развитию речевой культуры учащихся; формировать умения самостоятельно ставить вопросы к прочитанному; способствовать развитию интонационной выразительности с опорой на авторские ремарки при чтении и рассказывании.
3. способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к действительности, умение передавать личностное отношение к прочитанному.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг писателя, иллюстрации в учебнике.
Ход урока
Этапы урока Время Форма и приемы работы на данном этапе Примечания
1.Речевая разминка 3 мин Здравствуйте, меня зовут Татьяна Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
А теперь, давайте проверим, все ли у вас на месте: - учебник, тетрадь, дневник. Садитесь.
Теперь мы с вами выполним несколько несложных упражнений: первое: будем длительно произносить согласные. Молодцы!
Второе упражнение. На доске развешены листы с предложениями. Нужно выделить интонацией вопроса те слова, которые выделены жирным. Первое предложение вам прочитаю я, а дальше все вместе.
Длительное произношение согласных С, З, Ш, Ж, Ф, Х.
2. Упражнение для развития интонационной выразительности речи. (работа в группе)Выделение интонации вопроса слова в начале, середине и конце предложения:
- Можно взять санки?
- Все играют?
- Вам все понятно?
- Тебе хорошо видно?
- Ты идешь домой?
- Сказка тебе понравилась?
2.Проверка домашнего задания 12 мин - Чтение текста наизусть;
- Работа с тетрадью. Вызывать по 4 человека. Выходят к доске и рассказывают. Оценивание на 4-5.
3. Подготовительная работа перед чтение текста 5 мин Откройте учебник на странице 57.
- С творчеством какого писателя мы сегодня будем знакомиться?
- может кто-то уже читал произведения этого писателя?
- молодцы
- а сейчас я вам немного расскажу о Михаиле Михайловиче Зощенко.
Рассказ о творчестве автора ( М. Зощенко)
Михаил Михайлович Зощенко – это детский писатель. Жил он в 20 веке. Михаил Зощенко писал рассказы о детях на войне, о животных, смешные рассказы о детях. Самое лучшее его произведение – это рассказ о собственном детстве – «Леля и Митя».
4. Первичное чтение текста 3 мин Как называется произведение, которое мы сегодня будем изучать?
А можно первый раз я вам прочитаю?
Чтение текста учителем
5. Беседа после первичного чтения 3 мин - Вам понравилось произведение?
- Что вам понравилось?
- Какое это произведение?
- о ком оно?
- Какое настроение после прочтения?
- Каков жанр произведения? (рассказ)
- Почему вы так считаете?
- Какова тема? (о глупом мальчике)
- давайте рассмотрим иллюстрации.
- Что на них изображено? 6. Повторное чтение по частям и анализ каждой части 5 мин - А теперь прочитаем 5 часть вместе. Чтение 5й части рассказа: выразительное чтение диалога.
7. Анализ произведения 10 мин - Давайте составим план произведения.
- Как можно назвать 1ю часть?
- Как можно назвать 2ю часть?
- Как можно назвать 3ю часть?
- Как можно назвать 4ю часть?
- Как можно назвать 5ю часть?
Работа над характеристикой героев.
- Кто главные герои рассказа?
- Каким был мальчик Андрюша?
- Понравился ли вам герой рассказа?
- Что советовала мама Андрюше?
- Как Андрюша пытался выполнить советы мамы?
- Как вы думаете, понял ли Андрюша. Что самое главное, чтобы стать сильным и храбрым?
- Вообще, кого можно назвать храбрым?
- почему мама называла своего сына глупым?
- Всегда ли сильного и храброго человека можно назвать умным? 1. Андрюша и мама.
2. Андрюша и мальчишки
3. Андрюша и собака
4. Андрюша и тонущий мальчик
5. Самое главное
8. Обобщающая беседа 3 мин 2. Может ли такое произойти и с нами?
- Какова идея произведения? ( автор показал важность знаний)
- С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились?
- В чем вы убедились?
- Над чем задумались?
- Чему научились? СЗ ШЖ ФХ
Можно взять санки?
Все играют?
Вам всё понятно?
Тебе хорошо видно?
Ты идешь домой?
Сказка тебе понравилась?