Конспект урока В.Осеева Волшебное слово ( 2 класс)


Тема: В.Осеева. «Волшебное слово». (1 урок)
Цели урока:
обучающие- познакомиться с новым произведением В. Осеевой; рассказать о ее жизни и творчестве, развивать умение работать с текстом, совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение , совершенствовать навык беглости, правильности и осознанности чтения; учить детей выполнять первичный анализ литературного произведения, видеть развитие образа героя на основе сопоставления его поведения в схожих ситуациях.
коррекционно-развивающие- развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией, умение работать в паре, развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих, развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение, внимание, память, логическое и образное мышление, умение высказывать свое мнение и отстаивать его.
воспитательные- способствовать нравственному воспитанию учащихся: вежливость, доброжелательное отношение к окружающим, воспитывать в себе лучшие нравственные качества(вежливость, честность, доброту, чувство дружбы, товарищества).
Форма урока: традиционная.
Тип урока: изучение нового.
Формы организации работы детей:
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями для работы в парах, экран, мультимедийный проектор, диафильм, презентация по творчеству В.Осеевой.
Ход урока.
 1.Организационный момент. Психологический настрой на урок.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуем их!
Выходят два ученика и читают стихотворение:
 
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!»
 
Учитель: На уроке наши глаза внимательно смотрят
   И всё. (видят)
 Уши внимательно слушают   
  И всё(слышат)
   Голова хорошо(работает)
2.Актуализация знаний, подготовительная работа по теме, работа в парах.
-Ребята, вы сейчас будете работать в парах. Некоторым нужно будет прочитать стихотворение и вставить пропущенное слово, а другим- собрать пословицу и объяснить ее.
1)Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого. СПАСИБО!
2)Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
3)Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь,ЗДРАВСТВУЙТЕ!

4)Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим: «Прости,ПОЖАЛУЙСТА!
5)И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят. ДО СВИДАНИЯ!
6)Доброе слово, путь к сердцу, открывает.
7) На добрый, привет – , добрый и ответ.
8) Доброе слово, всегда, помочь готово.
-работа в парах, проверка, объяснение смысла пословиц
- Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов. Это волшебные или добрые слова. Ребята, существует очень много волшебных слов. Мы сейчас вспомнили те, которые чаще всего употребляем в повседневной жизни.
3. Сообщение темы урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В. Осеевой. Попробуйте прочитать его название. Справиться с этим заданием сможет только внимательный ученик. Найдите среди набора букв слово:
солнупакрмволшебноегпарнущти
Соберите слово только из заглавных букв:
ныпСегмуЛрозОстикВжакуОтюко
-Вы молодцы! Мы познакомимся с рассказом «Волшебное слово». Как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном произведении? (Дети высказывают свои предположения.) В каких произведениях вы встречали волшебные слова, для каких целей их использовали? Когда вы слышите слово «волшебник» о чём вы думаете, что представляете?
4.Рассказ учителя об авторе. Просмотр презентации о творчестве писательницы.
Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в г. Киеве. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Но, к сожалению, мечта не сбылась, а Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят. Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей : «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». Валентине Осеевой даже была присуждена Государственная премия СССР за произведение «Васек Трубачев и его товарищи». Произведения В. Осеевой привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними, позволяет нам увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки.
4.Первичное знакомство с текстом произведения. Словарная работа. Просмотр озвученного диафильма.
В рассказе вам встретятся слова, которые возможно, вам будут не понятны:
-словарная работа
Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил
Стряпает – готовит пищу
Противень – железный лист для жарения, печения
морщинки – складки на коже лица
сквер – парк, сад в городе
-Сейчас мы с вами посмотрим диафильм по рассказу «Волшебное слово»
-учащиеся смотрят озвученный диафильм(7 мин)
5.Физкультминутка
6.Беседа после первичного знакомства с текстом.
- Понравился ли вам рассказ? Чем именно?
- Какое «волшебное слово» узнал мальчик?
-Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал?
-Ребята, а вам нравится Павлик? А какой Павлик вам нравится? Как вы думаете, каким теперь вырастет этот мальчик?
-Что еще в этом рассказе можно назвать волшебным?
- Ребята, а как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова?
Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов. Это волшебные или добрые слова.
7.Чтение текста рассказа по цепочке учащимися.
с.
8.Подведение итогов урока, первичный анализ произошедших с Павликом изменений.
-продолжение работы с презентацией
-Ребята, вспомните, каким был Павлик в самом начале рассказа? Как он разговаривал, как он выглядел? А как он изменился после разговора со старичком? (просмотр итоговых слайдов презентации) Как волшебное слово ПОЖАЛУЙСТА изменило всех героев рассказа?
-Ребята, вы- молодцы! Оцените свою работу на уроке с помощью светофорика : отлично -я старался, все получилось(красный сигнал);хорошо- у меня практически все получилось (желтый);не совсем хорошо- не все получилось, мне еще лучше нужно стараться(зеленый).
-Завтра на уроке мы с вами продолжим работу над рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»
-Наш урок закончен, спасибо!
9.Домашнее задание
-выразительное чтение рассказа с.










Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга


Конспект урока по литературному чтению, проведенного во 2 б классе по теме:
«В.Осеева. Волшебное слово. (1 урок)»






Учитель: Ладан Рада Олеговна


15