Занятие по обучению грамоте Ударные гласные


Занятие по обучению грамоте « Ударные гласные».
Задачи . 1.Закрепить знания об изученных звуках, их характеристиках.
2.Дать понятие об ударных гласных. Научить узнавать на слух и различать в словах ударные звуки О и У.
3. Развивать слуховое восприятие.
Материал: домики для звуков, карточки для расшифровывания слов по первым звукам, схемы деления слов на слоги.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Вос-ль: Ребята, я приглашаю вас встать в круг и немного поиграть.
Я буду проговаривать слова, а вы должны будете показывать на себе те части тела, которые услышите.
«Вот со звуком «л» слова – лоб, затылок, голова, кулаки ,ладошки, локти. Звука «л» нет в слове ногти. Глазки, тело и лопатки. Звука «л» нет в слове пятки.»-Вы догадались о чём сегодня пойдёт речь?
- О звуках.
Правильно. Я приглашаю вас присесть за столы, но прежде чем вы сядете, назовите первый звук своего имени.
2.
-Посмотрите к нам кто-то спешит.(На экране появляется инопланетянин .)
Знакомьтесь это инопланетянин по имени Плутончик. Он хочет пообщаться с нами на нашем языке, узнать что-нибудь новое. Плутончик сообщает нам, что не может пробраться к нам, ему мешают какие-то красные и синие квадраты. Как вы думаете что это может быть?
-Это обозначение гласных и согласных звуков.
- А как ему отличить гласные звуки от согласных?
- Когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит изо рта свободно , а когда мы произносим согласные звуки воздух встречает преграду.
- Давайте поиграем в игру «Гласные и согласные звуки».
Я буду называть звуки, а вы должны будете определить какой это звук и «заселить» его в свой домик.
По окончании игры воспитатель спрашивает : «Сколько гласных и согласных звуков вы услышали?»
- Давайте вспомним какие бывают согласные звуки.
-Твёрдые и мягкие.
- А каким цветом мы обозначаем твёрдые согласные и мягкие?
- Твёрдые - синим, а мягкие – зелёным.
- Давайте поиграем в игру « Отправь животных в Космос»
Дети берут картинки с изображением животных и по первому звуку в названии животных распределяют картинки по ракетам красного, синего и зелёного цвета.
3.
- Ребята, когда мы называем просто звуки можно догадаться о чём мы говорим?(Нет)
- А когда мы понимаем друг друга?
-Когда произносим слова.
- А из чего состоят слова? (из звуков).
- Я хочу предложить вам следующее задание. Для этого вам нужно разделиться на пары.
Воспитатель раздаёт карточки с зашифрованными словами .По первым звукам нарисованных предметов дети должны отгадать слово.
4.
- На что мы делим слова? ( На слоги)
- Подберите к своим словам схемы.
Дети подбирают схемы , объясняют свой выбор.
- А что означает эта схема?
Если дети затрудняются объяснить , воспитатель знакомит их с ударными гласными . Объясняет , что гласные бывают ударные и безударные. Ударные гласные произносятся протяжно. На них падает ударение для того, чтобы слова звучали правильно.