Конспект урока по литературному чтению на тему Затейники Н. Н. Носов


Н. Н. Носов «Затейники»
Цель: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством Н. Н. Носова, его произведением «Затейники»; способствовать развитию навыков чтения и пересказа его произведений, составления плана пересказа.
Планируемые УУД:
Предметные – воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова – антонимы для их характеристики, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.
Метапредметные – используют простейшие виды анализа текста, овладеют навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; формулируют и удерживают учебную задачу; высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные – развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.Тип урока: решение частных задач
Ход урока
1. Орг. момент
-Приветствие, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний
1) Проверка домашнего задания
-Выразительное чтение стихотворения «Вовка-добрая душа» А. Л. Барто2) Речевая разминка
Делу-время, а потехе час.
Меньше слов – больше дела.
-Прочитайте, ставя логическое ударение поочередно на каждое из слов.
3. Постановка целей и задачи урока
Биография Носова.
Носов Николай Николаевич
Носов Николай Николаевич известен он, в первую очередь, как писатель для детей, особенно как автор произведений о Незнайке, родился он в Киеве, 23 ноября 1908 года. Детство свое провел в Ирпене, поселке возле Киева, там и пошел в гимназию.
Уже в гимназии он начал увлекаться театром, фотографией, электротехникой, пробовал заниматься музыкой. Из-за революции его семья потеряла стабильный заработок, поэтому мальчик вынужден был идти работать с 14 лет: был косарем, торговцем газет, землекопом , возчиком бревен и просто чернорабочим.
Уже в гимназии он, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала "Икс". Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — "Мурзилке".
После школы он собирался стать химиком, с другом даже сделал на чердаке своего дома лабораторию. Но судьба решила по-другому: в 19 лет Николай стал студентом Киевского художественного института, а в 1929 году решил перевестись в Московский институт кинематографии. После его окончания (в 1932 году) он работал как постановщик и режиссер учебных, научных и мультипликационных фильмов до 1985 года. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.
Начало его писательской биографии было необычным и писателем он стал как бы случайно: Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Так Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей. Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: “Детским писателем я стал потому, что, я когда вырос мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём порассказать людям”.
В самом деле, Н.Носову “было о чём порассказать людям”. Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать. Он был всесторонне развитым человеком.
Он начал писать и публиковать с 1938 года такие рассказы как: например, «Мишкина каша», «Огурцы», «Живая шляпа», «Фантазеры», «Затейники» и т. д. Все его произведения учат детей отзывчивости, честности, любви к труду; они осуждают грубость, тщеславие, зависть.Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся. Главными героями рассказов являются ребята, школьники, маленькие дети.
Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости.
Самые известные и любимые читателями произведения Николая Носова – сказки о Незнайке.
Николай Николаевич писал также сатирические (статьи о русском алфавите, литературе, взаимоотношениях отцов и детей, преподавателей и учеников), автобиографические произведения.
Умер писатель в 1976 году, 26 июля, в Москве.
Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишки. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие. Вам хочется узнать как называлось первое произведение Носова? Из цифр составьте слово.
- Какое слово получилось? 
- Ребята, а кого называют затейниками?
- Подберите синонимы к слову затейники.
- Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? А как вы думаете у нас в классе есть затейники???
- Итак, затейник - это организатор веселья. (Весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям)– Сегодня мы с вами прочитаем рассказ Н.Н. Носова «Затейники».
- Откройте страницу 51, внимательно посмотрите на картинку.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? 
4. Работа по теме урока
-Рассмотрите рисунки на с.49. Узнали ли вы героев сказок Н. Носова? Что вы о них знали?
-Прочитайте самостоятельно текст.
Затейники – это люди, которые что-либо затевают.
На цыпочках – потихоньку.
-Понравился ли вам рассказ?
-Было ли вам страшно?
-Какой эпизод показался самым смешным?
-Что еще запомнилось?
-Случались ли похожие истории с вами?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Закрепление изученного материала
1) Анализ произведения
-Что затеяли дети?
-Как зовут главных героев рассказа?
-Почему игра прервалась?
-Прочитайте этот отрывок в лицах?
-Что ты можешь сказать о ребятах?
-Что ты им посоветуешь?
-Прочитайте два абзаца по цепочке?
-Кто рассказчик?
-Прочитайте восклицательное предложение с разным логическим ударением.
-Почему там было так темно?
-Действительно ли был волк?
-Почему Валя сразу не сказал?
-Почему боялся подойти?
2) Составление плана рассказа
-Может быть, это серый волк?
-Дети читали сказку «Три поросенка»
-Так и не стали играть в «Три поросенка»
-Постройка домиков.
6. Итог урока
-Что нового вы узнали о жизни Н. Носова.
-Какое настроение заключено в рассказе?
-В нашем классе есть затейники?
Домашнее задание: