Урок по окружающему миру Съезд экологов (3 класс)

Обучающая междисциплинарная игра «Съезд экологов»

Предметы: «Окружающий мир» и «Литературное чтение»
Класс: 3
Учитель: Самохвалова В.А.
Тема: «Природные сообщества»

Цель: создать условия, которые помогут понять проблемы, существующие в природных сообществах, и наметить пути их решения.

Задачи:
актуализировать знания о природных сообществах;
познакомить с понятиями «биогеоценоз», «агробиоценоз» на основе опережения;
выявить причины нарушения равновесия в природных сообществах;
осуществить межпредметные связи между курсами «Окружающий мир» и «Литературное чтение»;
активизировать познавательную деятельность, развивать речь, память, логическое мышление, внимание учащихся;
совершенствовать умение работать с иллюстративным материалом;
воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение работать в коллективе;
развивать коммуникативные умения детей, способность к общению,
сотрудничеству, взаимопомощи.

Оформление: репродукции картин художников-пейзажистов, иллюстрации: опорные сигналы, прикрепляемые к доске по ходу съезда, проекты, выполненные учащимися, эмблемы, кроссворд.

Применяемые технологии:
технология развивающего обучения Л.В.Занкова;
технология проблемного и игрового обучения;
технология проектов.

Структура урока: блочная подача материала

Распределение ролей.
Игротехник – учитель
Эколог – теоретик
Специалисты природных сообществ:
а) лесного сообщества;
б) лугового сообщества;
в) водного сообщества;
г) полевого сообщества.
Сценарий игры.

Сообщение игротехником цели съезда юных экологов.

- Уважаемые юные экологи, присутствующие гости! Сегодня мы проводим съезд юных экологов, любителей и защитников природы с целью обсуждения проблем сохранения в чистоте окружающего мира и защиты естественных природных сообществ, а также сообществ, созданных человеком, характерных для нашего Донского края.
- Кстати, юные экологи, поясните нам, что такое экология и какого человека мы можем назвать юным экологом?

Объяснение учащимися значения слова «экология».

- Экология – это наука о Природе, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и окружающей их средой, между человеком и природой, а также зависимость их друг друга.
- А юным экологом можно назвать каждого, кто соблюдает законы природных сообществ и защищает их от нарушителей.

Представление юных экологов.

Игротехник.
- А сейчас группы юных экологов представят себя и расскажут о своих сообществах.
Лесное природное сообщество
1 ученик.
- Я предлагаю вам отгадать загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем! (Лес)

2 ученик.
- Да, верно. Лес – это природное сообщество умеренного пояса, в котором растения растут ярусами. Например, самые высокие деревья – дуб, береза, ель, клен – образуют верхний ярус. Под ними растут рябина, ольха, осина, образуя второй ярус. Ниже деревьев располагаются кустарники – орешник, жимолость, малина, калина. Под кустарниками на почве селятся травы, например: зеленчук, медуница, сныть, папоротник, копытень.

3 ученик.
- Я хочу сообщить, что животными – обитателями леса являются звери: зайцы, лисицы, кабаны, волки, лоси, ежи, медведи. Также в лесах обитают птицы: соловьи, дрозды, дятлы, кукушки, вороны, сороки. В лесу можно встретить множество насекомых, которые делят этажи-ярусы между собой, даже забираясь под землю.

4 ученик.
- Я хочу добавить. В разных частях умеренного пояса различное количество тепла и влаги. К этому приспособились разные виды деревьев. Поэтому леса могут быть лиственными, смешанными и хвойными.

5 ученик.
- Вдохновляясь картинами леса, художники создавали замечательные картины. Обратите внимание на репродукции полотен Левитана, Васнецова, Шишкина Поэты посвящали живописным лесным уголкам стихи. Мне хочется прочитать одно из них:
Случится, в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглуше –
Присядь, попробуй на пенек.
Не торопись. Послушай.

Шумит листва. Шуршит трава.
Не умолкают птицы.
Родник в траве журчит едва,
Спеша на свет пробиться.

Игротехник.
- Спасибо, ребята. А теперь послушаем представление другой группы экологов.

Природное сообщество - луг
1 ученик.
- Мы тоже предлагаем вам послушать стихотворение:
Там и тут растет ромашка,
Лютик едкий, клевер, кашка!

2 ученик.
-Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ и елка.

3 ученик.
- А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки.

4 ученик.
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

5 ученик.
- Вы уже догадались, что речь идет о луге – природном сообществе, в котором по берегам рек, озер растут очень невысокие травянистые растения. Значит и животные – обитатели луга должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.

6 ученик.
- Мы предлагаем отгадать вам загадки и назвать некоторых из них.
Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет. (Бабочка)

- Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

- На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Игротехник.
- Благодарим юных экологов! Послушаем представителей следующей группы.

Природное сообщество пресноводных водоемов
1 ученик.
- Мы тоже предлагаем загадки.
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

2 ученик.
- Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море. (Река)

3 учение.
- Я думаю, вы догадались, что мы – специалисты природного сообщества пресных водоемов, которые образуются в зонах лесов, степи и тундры. И каждая природная зона вносит свои особенности в растительный и животный мир водоемов.

4 ученик.
- Если мы, например, заглянем в жизнь лесного озера, то обнаружим там и рыб, и жуков, и личинки стрекоз, головастиков, дафний А также множество водорослей и микроскопических, и побольше, которые, как волосы русалки, растекаются под струями воды. В стоячих водоемах цветут водные растения – кувшинки, лилии, цветы лотоса.

5 ученик.
- А самым близким и родным нам степным водоемом является река Дон. Послушайте, как о нем писал А. Пушкин в одноименном стихотворении.

Блещет средь полей широких,
Вот он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрита
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.

Игротехник.
- Спасибо. Сейчас представит себя следующая группа специалистов – экологов.

Полевое сообщество
1 ученик.
- Отгадайте загадку:
Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок. (Поле)

Игротехник.
- А знаете ли вы историю возникновения полей?

2 ученик.
- В далекой древности люди заметили, что в том месте, где обычно женщины на каменной терке перетирали зерна, проросли случайно рассыпанные зерна. Они попробовали специально рассыпать. А вдруг прорастут? Получилось, да еще как! Где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, и не надо было бродить в поисках пропитания по лесам и лугам. Так появились участки земли, обработанные человеком, которые называют полем.


3 ученик.
Поле – это природное сообщество, где можно встретить культурные зерновые растения: пшеницу, овес, ячмень, гречиху А по краям полей встречаются мак, тюльпан, гусиный лук, ковыль, шалфей, полынь, ромашка

4 ученик.
- А среди этого многообразия растений снуют ящерицы, полевые мыши и суслики; трещат кузнечики, порхают бабочки и различные птицы: жаворонки, вороны, сороки.

5 ученик.
- Мне хочется добавить, что в нашем Донском крае есть поля не только зерновые, но и овощные, и плодово-ягодные, с которых ежегодно собирают богатый урожай овощей и фруктов.

Знакомство с понятиями «биогеоценоз» и «агробиоценоз».

Игротехник.
- Вы послушали краткую характеристику природных сообществ. А теперь подумайте и посоветуйтесь в группах, какое природное сообщество можно исключить?

Учащийся.
- Исключить можно «поле», так как это искусственное природное сообщество, созданное руками человека, а «лес», «луг», «водоем» – естественные природные сообщества.

Игротехник.
- Может, кто-нибудь сможет сказать, как эти сообщества называются в науке, и почему?

1 ученик.
- Естественные природные сообщества называются «биогеоценозами». «Био» – живые организмы, растения, микроорганизмы, бактерии, грибы, «гео» – среда обитания: почва, воздух, водоемы, «ценоз» – сообщество.

2 ученик.
- Природные сообщества, созданные руками человека, называются «агробиоценозами». «Агро» – возделывание земли, «био» – живые организмы, растения, микроорганизмы, бактерии, грибы, «ценоз» – сообщество.
(На доске вывешиваются эти названия)

Работа в группах по составлению «цепей питания».

Игротехник.
- Ну а теперь, я думаю, что вы сможете применить свои знания при составлении «цепи питания» различных природных сообществ и прокомментировать результат своей работы.

(Учащиеся получают задания по составлению «цепи питания»,
причем, не того природного сообщества,
которое они в данный момент представляют).

Лесное сообщество
Трава-кузнечик-ящерица-ястреб.

Луговое сообщество
Водоросли-головастик-утка.

Водное сообщество
Пшеница-мышь-змея-ястреб.

Полевое сообщество
Дерево-белка-куница.

(Цепи питания вывешиваются на доске. Учащиеся слушают комментарии, высказывают свое мнение).

Выдвижение проблем каждой группой специалистов – экологов.

Игротехник.
- Вспомним цель нашего съезда – наметить пути решения проблем природных сообществ.
- Обсудите в группах и представьте нам проблемы вашего природного сообщества.

ЛЕС
- Вырубка леса, пожары, разорение гнезд птиц и муравейников, уничтожение хищников ведут:
к гибели трав, животных, насекомых;
к изменению состава почвы и микроорганизмов в ней;
к исчезновению птиц;
к вымиранию хищников – санитаров леса;
к обмелению водоемов (лес «притягивает» влагу);
к уменьшению количества кислорода (лес – это воздух для легких).

ЛУГ
Пожары, засуха, вытаптывание трав ведет к уничтожению кормов для животных, а также и обитателей луга.
Наводнения смывают плодородный слой почвы.

ВОДОЁМЫ
Обмеление рек и озер, связанное с вырубкой леса, ведет к гибели и исчезновению ценных пород рыб.
Засорение мусором (банки, бутылки, пакеты, шины от машин, металлолом) и нефтепродуктами, от которых гибнут жители водоемов.

ПОЛЕ
Пожары, засуха, ливневые дожди.
Химические средства, вредители (например, колорадский жук), агротехническое обслуживание ведут к гибели посевов зерновых культур, овощей и фруктов.

Обсуждение решения проблем, выдвинутых сообществом.

Игротехник.
- Вы специалисты-экологи. Давайте вместе наметим пути решения проблем, заявленных вами.

Учащиеся.
Необходимо сажать новые деревья взамен вырубленных или сгоревших.
Не разжижать костров или проследить, чтобы они были потушены.
Не разорять гнезда, муравейники.
Не ловить бабочек, стрекоз, кузнечиков и птиц.
Не собирать букеты из полевых и лесных цветов.
Создавать заповедники для редких пород животных и растений.
Чистить водоемы.
Орошать овощные поля при засухе, соблюдать агротехнические нормы возделывания земли, вносить удобрения на поля.
Засевать кормовые травы на луга.


Подведение итогов съезда экологов.
Игротехник.
- Я считаю, что все участники съезда хорошо поработали и надеюсь, что все знания вам пригодятся в будущей жизни. А сейчас я предлагаю вам продумать такую ситуацию.
- Вы с семьёй решили выбраться на пикник в лес, на луг или на берег Дона. Как вы будете себя вести в этих местах?

Учащиеся.
- Если место для пикника загрязнено мусором, то необходимо:
собрать мусор;
выкопать яму и сложить в неё этот мусор;
после пикника собрать остатки мусора, сложить в эту же яму и закопать.
- Если нужно разжечь костер, то необходимо выбрать место в стороне от деревьев (лучше на протоптанном месте) и проследить, чтобы потом огонь был потушен.
- В местах купания осторожно исследовать дно водоема и, если нужно, очистить его от мусора.

Игротехник.
- Я убедилась, что съезд юных экологов прошел с большой пользой для каждого из вас.
В завершение работы съезда я предлагаю принять участие в разгадывании ключевого слова кроссворда.

1. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)

2. Угадайте, что за птица,
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова. Это (Сова)

3. Невысок и коренаст
Поглядеть решил нас,
Приподняв с утра под елками,
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)

4. Кто за птица?
Никогда не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

5. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)

6. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (Бобры)

7. Ядовитая змея, обитает в степях. (Эфа)

8. Растение с голубым цветком и человеческим именем. (Василек)

7
4
6
1
2
3
8
5







В



К

В


А



У
Б
О
С

С
Л

Э
К
О
Л
О
Г
И
Я

Ф
У
Б
К
В
Р
Л
Г

А
Ш
Р

А
И
Ё
У


К
Ы


Б
К
Ш


А





К








А


Игротехник.
- Ключевое слово «Экология», которое соответствует теме нашего съезда.
- А как вы думаете, почему именно эти слова взяты для кроссворда?

Учащиеся.
Эфа – змея, яд которой используют в медицине.
Кукушка за день поедает до 1000 гусениц.
Бобры строят запруды, сохраняют воду в водоемах.
Волк – хищник, санитар природы.
Сова уничтожает за лето до 1000 грызунов.
Гриб притягивает влагу и минеральные вещества к корням деревьев.
Василёк – медонос, из него готовят отвар для лечения глаз, синюю краску, уксус.
Лягушка уничтожает мошек и комаров.

Игротехник.
- Я считаю, что все участники съезда хорошо поработали. Благодарю вас.


Приложение. Схема оформления доски.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115