Экономика. Практические работы для специальности 1 курса 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Ульяновский авиационный колледж


Общеобразовательный цикл





Экономика



Практические работы


для специальности ФГОС СПО базовой подготовки
100701 Коммерция ( по отраслям)
080114 Экономика и бухгалтерский учет












Ульяновск
2013





ОДОБРЕНО
на заседании ЦМК
права, экономики и коммерции
Протокол № 1
от «_31_»_августа_20_13г.

Председатель ЦМК
___________________Е.А Симонова


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР _______________ Н.А.Попова
«____»__________ 20 __ г.



РАЗРАБОТЧИК: С.В Сумкина, Л.Л. Лиликина. преподаватели экономических дисциплин Ульяновского авиационного колледжа









Методические указания для студентов по выполнению практических работ содержат цели, формируемые образовательные результаты, краткие теоретические сведения, методические указания к заданиям, контрольные вопросы для проверки.
Данные методические указания составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности базовой подготовки 100701 , 080114










СОДЕРЖАНИЕ
стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ПЗ№ 1 «Расчет семейного бюджета» 5

ПЗ №2 «Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия» 7

ПЗ №3 «Расчет заработной платы» 11

П №4 «Определение денежной массы и скорости обращения денег» 20

ПЗ №5 «Связь инфляции и безработицы» 25

ПЗ №6 « Методы расчета ВВП».

П З№7 « Глобальные мировые проблемы»..

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 31





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические рекомендации предназначены для студентов по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Экономика», обучающихся на специальностях СПО базовой подготовки 100701 Коммерция (по отраслям) , 080114 Экономика и бухгалтерский учет. (по отраслям)
На учебной дисциплине «Экономика» формируются следующие образовательные результаты:

УМЕНИЯ

У1 приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ; российских предприятий разных организационных форм; глобальных экономических проблем.

У2 описывать: действия рыночного механизма; основные формы заработной платы и стимулирования труда; инфляцию; основные статьи госбюджета России; экономический рост; глобализацию мировой экономики;

У3 объяснить: взаимовыгодность добровольного обмена; причины неравенства доходов; виды инфляции и безработицы; проблемы международной торговли;

У4 объяснить: взаимовыгодность добровольного обмена; причины неравенства доходов; виды инфляции и безработицы; проблемы международной торговли









ЗНАНИЯ

З1 общие понятия экономики; функции денег; банковскую систему; организационно-правовые формы предпринимательства; виды ценных бумаг; факторы экономического роста; понятие налога и сбора; основные элементы налога









ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации















Для учебной дисциплины «Экономика» предусматривается проведение 7 практических работ (14 часов), где формируются следующие образовательные результаты:


практ.
Наименование
практического занятия
Формируемые образовательные
результаты ( У, З, ОК, ПК)



Специальность
080114
Специальность
100701

ПР 1
Расчет семейного бюджета
У3
З1
ОК 1,2,3,4,7
У3
З1
ОК1,2,3,4,7

ПР 2
Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия
У2
З1
ОК1,2,3,4,7
У2
З1
ОК1,2,3,4,7

ПР 3
Расчет заработной платы
У2
З1
ОК1,2,3,4,7
У2
З1
ОК1,2,3,4,7

ПР 4
Определение денежной массы и скорости обращения денег
У3
З1
ОК1,2,3,4,7
У3
З1
ОК1,2,3,4,7

ПР 5
Связь инфляции и безработицы
У3, У4
З1
ОК1,2,3,4,7
У3
З1
ОК1,2,3,4,7

ПР 6
Методы расчета ВВП
У2
З1
ОК1,2,3,4,7
У2
З1
ОК1,2,3,4,7

ПР 7
Глобальные мировые проблемы
У1,У4
З1
ОК1,2,3,4,7
У1
З1
ОК1,2,3,4,7





















ОТЧЕТ по каждой практической работе составляется на отдельных листах формата А4 по следующему образцу:












































5
Оформление практической работы
ЦЕЛЬ:
ФОРМИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ или используемое оборудование или исходные данные:
ЗАДАНИЯ ( номер и условие каждого задания с подробным, обоснованным решением и ответом;)
ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (если необходимо):








1 – Фамилия разработчика
2 – Фамилия проверяющего
3 – Код-обозначение документа (практической или лабораторной работы)
4 – Тема практической (или лабораторной) работы
5 – Учебное заведение, группа
6 – Литер – у (учебный документ)
7 - № листа данного документа
8 – Количество листов в данном документе


1 2 3 4 5 6 7 8






185

7 10 23 15 10 120





























Фамилия
Подпись
Дата




70
Лит.
Лист
Листов


Разработ.





у





Проверил






50



















Оформление практической работы

ПР – практическая работа
ЛР – лабораторная работа

Код специальности 100701 – Коммерция

0000-00 – индекс дисциплины ( проф.модуля и МДК) по учебному плану:

ОДБ. 01
ОДП. 15

ОГСЭ.01
ОГСЭ.06

ЕН.01
ЕН.05

ОП.01

ПМ МДК 03.02



№ группы 01 (или 02, 01с, 01п, 01зб, 01 зк )

№ варианта – выданный преподавателем (или по списку в журнале)

№ практической – порядковый номер практической и лабораторной работы

00 год – 13


ПР. 100701 ПМ.00. 00. 00. 00. 00.



код индекс № № № год
специальности дисциплины, группы работы варианта













ПР-100701-ОДП 10.12- 01-01-01-13



















Фамилия
Подпись
Дата
Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия
Лит.
Лист
Листов


Разработ.
Иванов




у

1
1


Проверил
Петров



УАвиаК
гр. 12К-1


















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

РАСЧЕТ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА

ЦЕЛЬ: Закрепить понятие Семейный бюджет научиться рассчитывать бюджет за определенное время

ФОРМИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У3, З1,ОК 1,2,3,4,7

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: исходные данные заполняются студентами самостоятельно

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

1) Изучить конспект лекции «Семейный бюджет»

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1) Понятие семейного бюджета
2) Доходы семейного бюджета
3) Расходы семейного бюджета
4) Виды семейного бюджета

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВАРИАНТА

ЗАДАНИЯ №1 Рассчитать доходы бюджета
№2 Рассчитать коммунальные расходы
№3 Рассчитать расходы на проживание
№4 Подвести итог семейного бюджета
№5 Влияние на спрос и предложение на рынке

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Задания выполняются строго по порядку

Задание: 1
Доходы семьи

янв
февр
март
апр
май
июнь
Итого

Заработная плата








Другие дополнительные доходы








ОБЩИЙ ДОХОД










Задание: 2

КОМУНАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

Коммунальные услуги
янв
февр
март
апр
май
июнь
Итого

Электричество








Телефон








Отопление








Техобслуживание








Обслуживание домофона








Общие расходы на коммунальные услуги








Непредвиденные расходы








С учетом непредвиденных расходов








Задание: 3

РАСХОДЫ НА ПРОЖИВАНИЕ
Проживание
янв
февр
март
апр
май
июнь
Итого

Продукты








Напитки








Бензин








Товары личной гигиены, косметика








Одежда








Общие расходы на проживание








Непредвиденные расходы








С учетом непредвиденных расходов








Задание: 4 Подвести итог семейного бюджета и определить его вид
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЦЕЛЬ: Закрепить понятие «рыночный спрос» и «рыночное предложение», научиться графически изображать функции спроса и функции предложения по шкале спроса и предложения, выявить влияние «неценовых факторов» на спрос и предложение, определить понятие «рыночная цена» или «равновесная цена».
ФОРМИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У2,З1, ОК1,2,3,4,7

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: задания по вариантам, по указанию преподавателя.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

1) Изучить конспект лекции «Эластичность спроса и предложения» вопрос №1 «Спрос и предложение»
2) Литературу; ( 2 ( стр.41-56; ( 4 ( стр. 15-20; ( 5 ( стр. 89-96

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1) Понятие модели «спрос-предложение» в рыночной экономике
2) Ведущая роль «цены» для регулирования спроса и предложения на рынке
3) Что называется шкалой спроса и предложения
4) Как графически изображаются кривые спроса и предложения
5) Что называется «рыночной» или «равновесной» ценой и как определить ее на графике кривых спроса и предложения
6) Как влияют «неценовые» факторы на динамику кривых спроса и предложения

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВАРИАНТА

ЗАДАНИЯ №1 Графическое изображение кривых спроса и предложения
№2 Моделирование ситуации на рынке
№3 Влияние на спрос и предложение на рынке
№4 Влияние на спрос и предложение на рынке
№5 Влияние на спрос и предложение на рынке

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Задания выполняются в любом порядке


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЯМ
Обратить внимание на то, что кривая спроса (предложения) строится по данным шкалы (цены и спроса, цены и предложения), причем по оси Х откладываются в определенном масштабе количество спроса (предложения), а по оси У – данные по цене. Точка пересечения кривых спроса и предложения будет указывать на равновесную цену, при которой происходит купля-продажа на рынке. При влиянии «неценовых» факторов на рынке кривая спроса (предложения) перемещается вправо, когда спрос (предложение) увеличиваются, и перемещаются влево – когда спрос (предложение) – уменьшаются.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ЗАДАНИЯ ПО ВАРИАНТАМ

Задание №1 Графическое изображение кривых спроса и предложения

По данным таблицы, которая характеризует различные ситуации на рынке продажи яблок на рынке, ответьте на вопросы:
изобразите кривую спроса и кривую предложения яблок;
если рыночная цена яблок 5 руб. за кг., что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?
если рыночная цена яблок 10 руб. за кг., что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?
чему равна равновесная цена на этом рынке?
что будет с кривой спроса, если спрос увеличится при этих же ценах?
что будет с кривой предложения, если предложение уменьшится при этих же ценах?

1 ВАРИАНТ
Цена 1 кг яблок, руб
Спрос на яблоки, тонн
Предложение, тонн


2
15
3


5
9
7


8
6
10


10
4
13


15
2
15

2 ВАРИАНТ
Цена 1 кг яблок, руб
Спрос на яблоки, тонн
Предложение, тонн


3
13
3


6
8
6


10
6
8


11
4
8,5


14
2
10

Задание №2 Моделирование ситуации на рынке

1 ВАРИАНТ
и
2 ВАРИАНТ
При каких условиях на рынке товаров будут уместны русские пословицы: «товар нынче в цене», «и товар по цене, и цена по товару», и товар хорош, и цена весела»? С помощью какого «барометра» оценивается «погода» на рынке?


Задание №3 Влияние на спрос и предложение
на рынке

1 ВАРИАНТ
Если кривая спроса моющего средства на рынке сдвинулось вправо, то какое из следующих условий могло оказать на это влияние?
А Падение цен на товары-заменители;
Б Падение цен на сырье для изготовления моющих средств;
В Широкая реклама этих средств.


2 ВАРИАНТ
Если кривая спроса косметического средства на рынке сдвинулось влево, то какое из следующих условий могло оказать на это влияние?
А Падение цен на товары-заменители;
Б Падение цен на сырье для изготовления косметических средств;
В Широкая реклама этих средств.


Задание №4 Влияние на спрос и предложение
на рынке

1 ВАРИАНТ
Во второй половине 70-х годов потребление кофе на душу населения в Западной Европе упало, а цена его удвоилась. Это объясняется тем, что:
А спрос на кофе вырос;
Б одновременно выросли спрос на кофе и его предложения
В предложение кофе понизилось

2 ВАРИАНТ
Во второй половине 70-х годов потребление кофе на душу населения в Западной Европе упало, а цена его удвоилась. Это объясняется тем, что:
А спрос на кофе вырос;
Б одновременно выросли спрос на кофе и его предложения
В предложение кофе понизилось

Задание №5 Влияние на спрос и предложение
на рынке

1 ВАРИАНТ

Новый владелец булочной, расположенной в микрорайоне, решил поднять цену на черный хлеб, в то время как во всех остальных булочных этого района она осталась прежней. В результате:

А выручка булочной от продажи черного хлеба выросла;
Б поступления от продажи черного хлеба понизились;
В выручка от продажи черного хлеба не изменилась;

2 ВАРИАНТ
Новый владелец гастронома, расположенного в микрорайоне, решил поднять цену на сахар, в то время как во всех остальных гастрономах этого района она осталась прежней. В результате:

А выручка гастронома от продажи сахара выросла;
Б поступления от продажи сахара понизились;
В выручка от продажи сахара не изменилась;


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Какую зависимость устанавливают шкала спроса и предложения и кривая спроса и предложения?
2) Как определить на графике рыночную равновесную цену?
3) Как влияют «неценовые» факторы на динамику кривых спроса и
предложения?
4) Каким образом определяем по графику кривых спроса и предложения ситуацию на рынке при различном уровне цен?













ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Тема: Расчет заработной платы различных категорий работников.

Цель работы: Научиться рассчитывать заработную плату при различных формах и системах оплаты труда.

ФОРМИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У2,З1, ОК1,2,3,4,7

Содержание работы: Решение задач на определение заработную плату при различных формах и системах оплаты труда.

Методические указания:
Оплата труда работников – это цена трудовых ресурсов, она определяется количество и качеством затраченного труда.
Существует 2 формы оплаты труда:
сдельная – оплата за каждую единицу продукции или выполненный объем работы.
Разновидности сдельной формы оплаты труда:
прямая – сдельная форма:
ЗПсд = 13 EMBED Equation.DSMT4 1415Рсд * Nф
где Рсд - сдельная расценка,
Nф – фактическая выработка продукции.
Рсд = Счас * tшт
или
Рсд =С час/ Нвыр
где Счас – часовая тарифная ставка,
tшт - трудоемкость,
Нвыр – норма выработки.
сдельно – премиальная форма:
ЗПсд.пр = 13 EMBED Equation.DSMT4 1415Рсд * Nф * (1+Ппр / 100%)
где Ппр – процент премии.
косвенно – сдельная форма:
ЗПк.сд. = Рк.сд. * 13 EMBED Equation.DSMT4 1415 Nф

где Рк.сд – косвенно-сдельная расценка:
Рк.сд = Счас / (Нвыр * Росн)

где Росн – количество основных рабочих.
аккордная форма - заработная плата устанавливается заранее на весь объем работ.
сдельно – прогрессивная форма:

ЗПсд.прогр = Рсд * Nпл + Рсд * Кув * (Nф – Nпл)

где Кув – коэффициент увеличения,
Nпл – плановая выработка:
Nф = Тф * Нвыр
где Тф – фактическое время работы:
Тф = Д * g
где Д – количество рабочих дней,
g – продолжительность смены.
сдельно – бригадная форма:
Рбр.сд = 13 EMBED Equation.DSMT4 1415Счас / Нвыр

ЗПбр.сд = Рбр.сд * Nф

ЗПi = (ЗПбр.сд / 13 EMBED Equation.DSMT4 1415 Счас * Тн) * Тфi * Счасi

где Тн – нормативное время.
Повременная – оплата за отработанное время.
Разновидности повременной формы:
простая – повременная форма:

ЗПповр = Счас * Тф

повременно – премиальная форма:

ЗПповр. Прем = Счас * Тф * (1 + Ппр /100%)

почасовая форма - оплата за каждый отработанный час,
поденная форма – оплата производится за отработанный день,
понедельная форма – оплата за неделю,
помесячная форма – оплата за месяц.
Для руководителей, специалистов и служащих используется система должностных окладов.
Должностной оклад – это абсолютный размер зарплаты за месяц в соответствии с должностью.

Задачи для решения
Задача №1
Рассчитать заработную плату по повременно – премиальной системе оплаты труда.

Показатель/ вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Часовая тарифная ставка, р.
15,2
15,6
15,8
16
16,2
15,1
15,4
15,7
15,9
16,3

Процент премии
15
16
18
19
14
13
17
20
13
16

Продолжительность смены, ч.
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8

Количество рабочих дней, дни
20
20
22
21
19
20
21
22
19
20


Задача №2
Рассчитать заработную плату по сдельно – прогрессивной системе оплаты труда.
Показатель/ вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Часовая тарифная ставка, р.
7,8
8,1
7,9
7,8
7,7
7,6
8,2
8
8,3
8,5

Норма выработки, шт./ч.
50
52
51
48
49
53
54
46
47
45

Количество отработанных часов
168
167
165
164
169
170
164
160
165
164

Плановая норма выработки за месяц, шт.
7500
7600
7700
7750
7850
7550
7510
7000
7670
7000

Коэффициент увеличения
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5


Задача №3
Рассчитать заработную плату по косвенно – сдельной системе оплаты труда.
Показатель/ вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Часовая тарифная ставка, р.
50,3
60,4
68,2
58,5
48,6
78,8
68,5
58,7
78,9
78,4

Норма выработки, шт./ч.
10
12
14
13
11
14
9
10
15
14

Фактически отработанное время, ч.

168

168

169

169

168

167
168

169

168

167


Количество основных рабочих, чел.
2
3
4
5
3
2
6
4
5
6



Контрольные вопросы:
Перечислить разновидности сдельной формы оплаты труда.
Перечислить разновидности повременной формы оплаты труда.
Что такое аккордная форма оплаты труда.
Дать определение оплаты труда.
В чем преимущества бестарифной формы оплаты труда.
Дать определение понятию оклад.































ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Определение денежной массы и скорости обращения денег

ЦЕЛЬ: Закрепить теоретические знания о сущности денег. Отработать навыки расчета показателей скорости обращения денег.

ФОРМИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У3,З1, ОК1,2,3,4,7

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: задания даны для всех.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЯМ.

Денежная масса является важным количественным показателем движения денег. Деньги могут быть использованы как средство обращения, как мера стоимости и как средство накопления.

При определении денежной массы исходят из абсолютных показателей – денежных агрегатов, под которыми понимают специфическую классификацию платежных средств по уровню их ликвидности:
денежный агрегат М 0 – наличные деньги в обращении;
средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий, населения и местных бюджетов;
депозиты населения и предприятий в коммерческих банках;
депозиты населения до востребования в сбербанках;
средства Госстраха (денежный агрегат: М 1= (М 0+ п.2 + п.3 + п.4 + п.5);
срочные депозиты населения в сберегательных банках (денежный агрегат: М 2= (М 1+ п.6);
сертификаты и облигации госзайма (денежный агрегат: М 3= (М 2+ п.7).

Количество денежной массы определяется государством – эмитентом денег, его законодательной властью.

Денежная база включает денежный агрегат М 0, обязательные резервы коммерческих банков, денежные средства в кассах банков, средства на корреспондентских счетах в ЦБ РФ.

Денежный мультипликатор – это коэффициент, характеризующий увеличение денежной массы в обороте в результате роста банковских резервов.
Он рассчитывается по формуле:

Мд=100/R'б,
где Мд – денежный мультипликатор;
R'б – норма обязательных банковских резервов.

Скорость обращения денег – интенсивное движение денег при выполнении ими функций обращения и платежа.

Количество оборотов денег в обращении за рассматриваемый период рассчитывается по формуле:
С помощью денежных агрегатов можно определить скорость оборота денег:

О = Н / М2 ,
где О - скорость оборота денег, обороты;
Н - годовой объем валового национального продукта, в руб;
М2 - денежный агрегат, в руб.

М 2– совокупный объем денежной массы в изучаемом периоде, определяемый как средние остатки денег за период. Этот показатель характеризует скорость оборота денежной массы, т. е. сколько раз за год использовался рубль для получения товаров и услуг.

Скорость оборота безналичных денег, т. е. денег, находящихся на текущих счетах, рассчитывается по формуле:

О1 = (М1 - М0 ) / М2,

где О1 - скорость оборота безналичных денег, обороты; М0, М1, М2 - денежные агрегаты, в руб.


Денежное обращение подчиняется определенному закону, который определяет количество денег (или денежную массу), необходимое в каждый данный момент для обеспечения товарного обращения в стране.

Математическая формула закона денежного обращения следующая:

Д = (Р - К + П - В) / О,

где Д - количество денег (денежная масса), руб.;

Р - сумма цен товаров (услуг, работ), подлежащих продаже, руб.;

К - сумма цен товаров (услуг, работ), платежи по которым выходят за пределы данного периода времени (т. е. проданных в рассрочку), руб.;

П - сумма цен товаров (услуг, работ), сроки платежей по которым уже наступили, руб.;

В - сумма взаимнопогашаемых платежей, руб.;

О - скорость оборота денег за данный период времени, обороты.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ

ЗАДАЧА 1
Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная масса на расчетных, текущих счетах - 500 млрд руб. Валовой национальный продукт - 4100 млрд руб.

ЗАДАЧА 2
Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам (работам, услугам) - 4500 млрд руб. Сумма цен товаров (работ, услуг), проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, - 42 млрд руб. Сумма платежей по долгосрочным обязательствам, срок оплаты которых наступил, - 172 млрд руб. Сумма взаимно погашающихся платежей - 400 млрд руб. Среднее число оборотов денег за год - 10.


ЗАДАЧА 3
Рассчитайте скорость оборота денег, хранящихся на расчетном счете. Денежные агрегаты равны М0 = 120 млрд руб., М1=360 млрд руб., М2=380 млрд руб.

ЗАДАЧА 4
Используя данные таблицы, определите значение денежного мультипликатора
Норма обязательных банковских резервов, %
Денежный мультипликатор

10


12


15


20


25


30




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Деньги:сущность и функции?
2) Закон денежного обращения?
3) Роль денег в экономике?

















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Связь инфляции и безработицы
ЦЕЛЬ: Закрепить теоретические знания о сущности безработицы и инфляции и связи между ними. Отработать навыки расчета показателей инфляции и безработицы.
ФОРМИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У3, З1, ОК1,2,3,4,7

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: задания по вариантам, по указанию преподавателя.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

Изучить конспект лекции «Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица», повторить показатели расчета уровней инфляции и безработицы.
Литературу; ( 1( стр.191-205; ( 2 ( стр. 138-153; ( 3 ( стр. 293-319; ( 4 ( стр. 153-173; (5 ( стр. 249-252;

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

Понятие инфляции и методы расчета ее уровня.
Виды безработицы и инфляции
Связь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.
Деление населения страны по степени его экономической активности
Определение уровня активности населения
Определение уровня безработицы

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВАРИАНТА:

ЗАДАНИЕ №1 Определение связи между безработицей и инфляцией. Построение кривой Филипса.
№ 2, 3, 4 Определение степени активности населения и уровня безработицы
№ 5, 6, 8 Расчет показателей, характеризующих уровень инфляции
№ 7 Тестовое задание по определению вида безработицы
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

Задания выполняются в любом порядке

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЯМ.

При выполнении данной практической работы обратите внимание на то, что:
1) Индексы цен – это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Обычно цены базисного года принимают за 100%,а за отчетный – за Х.

2) Индекс розничных цен принято рассматривать в качестве показателя стоимости жизни. Этот индекс показывает как меняются цены на набор потребительских товаров в расчете на среднюю семью. В этом случае нужно определить:
состав набора
средние цены на эти товары
метод подсчета ценовых индексов.

3) Дефлятор представляет собой отношение номинального ВНП, исчисленного в текущих ценах, к реальному, т.е. к ВНП в неизменных ценах.

4) Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда относятся:
1 несовершеннолетние жители страны
2 учащиеся и студенты дневных учебных заведений
3 пенсионеры (по старости и другим основаниям)
4 лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе, ухаживающие за детьми, больными и т.д.)
5 отчаявшиеся найти работу
6 лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника дохода)

5) Уровень экономической активности населения определяется отношением количества экономически активного населения к общему населению страны.

6) Безработными считаются – лица 16 лет и старше, которые:
не имеют работы (доходного занятия)
занимаются поиском работы (обратились в службу занятости)
готовы приступить к работе
обучаются по направлению службы занятости

7) Уровень безработицы определяется как отношение безработных к общей численности экономически активного населения.






ЗАДАНИЯ ПО ВАРИАНТАМ

Задание №1 Определение связи между безработицей и инфляцией. Построение кривой Филипса

1 ВАРИАНТ
и
2 ВАРИАНТ
По представленным значениям уровня безработицы и темпов роста инфляции постройте кривую Филипса.
Уровень безработицы (%) 2 4 6 8
Темпы роста
инфляции (%) 6 5 4 3



Задание № 2 Определение степени активности населения и уровня безработицы

1 ВАРИАНТ
В 1999г. в России среднегодовая численность населения составила 146.3 млн.человек, а экономически активное население 69.7 млн.человек. В тоже время безработных в России насчитывалось 9.0 млн.человек.
Определить:

а) уровень экономически активного населения
б) уровень безработицы.


2 ВАРИАНТ
В 1999г. в России среднегодовая численность населения составила 148,3 млн.человек, а экономически активное население 71.7 млн.человек. В тоже время безработных в России насчитывалось 9.0 млн.человек.
Определить:

а) уровень экономически активного населения
б) уровень безработицы.











Задание № 3 Определение степени активности населения и уровня безработицы


1 ВАРИАНТ
Все население условной страны составляет 10 млн.чел., из них 3 млн.чел. – дети и подростки до 16 лет, 2 млн.чел выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 0,5 млн.чел. – безработные, 0,7 млн.чел. заняты неполный рабочий день или ищут работу. Используя эти данные , определите:

а) уровень экономически активного населения
б) уровень безработицы.

2 ВАРИАНТ
Все население условной страны составляет 10 млн.чел., из них 2,8 млн.чел. – дети и подростки до 16 лет, 1,8 млн.чел выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 0,5 млн.чел. – безработные, 0,7 млн.чел. заняты неполный рабочий день или ищут работу. Используя эти данные , определите:

а) уровень экономически активного населения
б) уровень безработицы.



Задание № 4 Определение степени активности населения и уровня безработицы

1 ВАРИАНТ
Имеется следующая информация:
Численность занятых 90 млн. чел., численность безработных 10 млн.чел.
а) рассчитайте уровень безработицы
б) через месяц из 90 млн. чел. имевших работу, были уволены 0.5 млн. чел.; 1 млн.чел. из числа безработных прекратили поиски работы. Определите каковы теперь: (1) численность занятых, (2) количество безработных и (3) уровень безработицы.

2 ВАРИАНТ
Имеется следующая информация:
Численность занятых 110 млн. чел., численность безработных 10 млн.чел.
а) рассчитайте уровень безработицы
б) через месяц из 110 млн. чел. имевших работу, были уволены 0.5 млн. чел.; 1 млн.чел. из числа безработных прекратили поиски работы. Определите каковы теперь: (1) численность занятых, (2) количество безработных и (3) уровень безработицы.

Задание № 5 Расчет показателей, характеризующих уровень инфляции


1 ВАРИАНТ
и
2 ВАРИАНТ
Рассчитайте индекс розничных цен, если стоимость потребительской корзины в данном году составляет 790 руб., а в предыдущем – 650 руб.



Задание № 6 Расчет показателей, характеризующих уровень инфляции


1 ВАРИАНТ
Определите реальный ВНП, если дефлятор составляет 106.5%, а номинальный ВНП -1680 млн. рублей.


2 ВАРИАНТ
Определите реальный ВНП, если дефлятор составляет 109,4%, а номинальный ВНП -1758 млн. рублей.



Задание № 7 Тестовое задание по определению вида безработицы


1 ВАРИАНТ
и
2 ВАРИАНТ
Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а) фрикционной безработицей
б) структурной безработицей
в) циклической безработицей











Задание № 8 Расчет показателей, характеризующих уровень инфляции

1 ВАРИАНТ
В таблице приведены индексы цен по годам
Годы 1 2 3 4
Индекс цен 100 112 123 129
Рассчитайте уровень инфляции для каждого года.


2 ВАРИАНТ
В таблице приведены индексы цен по годам
Годы 1 2 3 4
Индекс цен 100 111 125 131
Рассчитайте уровень инфляции для каждого года.





КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Основные признаки инфляции и на какие виды она делится?
2) Какие показатели характеризуют уровень инфляции?
3) Как делится население страны по уровню активности?
4) Как определяется уровень активности населения и уровень безработицы?
5) Какую связь устанавливает кривая Филипса?




















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Методы расчета ВВП

ЦЕЛЬ: Закрепить теоретические знания по теме «Система национальных счетов». Отработать навыки расчета показателей по национальным счетам.
ФОРМИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У2, З1, ОК1,2,3,4,7


ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: задания по вариантам, по указанию преподавателя.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

Изучить конспект лекции «Система национальных счетов», повторить формулы расчета показателей объема национального производства.
2) Литературу; ( 1 ( стр.147-151; ( 2 ( стр. 131-138; ( 3 ( стр. 264-268; ( 5( стр. 224-226;

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Понятие национальное хозяйство
Показатели, используемые для расчета объема национального хозяйства
Понятие конечного продукта и методы его расчета
Понятие чистого экспорта
Определение валового национального продукта
Определение валового внутреннего продукта
Определение чистого национального продукта
Определение национального дохода

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВАРИАНТА:

ЗАДАНИЕ № 1 Определение конечного продукта или добавленной стоимости
№ 2, 3 Расчет показателей объема национального производства
№ 4 Тестовое задание на основные понятия, связанные с определением объема национального производств

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
Задания выполняются в любом порядке
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЯМ
При выполнении данной практической работы обратите внимание на то, что:
1 Валовой национальный продукт (ВНП) - это совокупная стоимость конечных продуктов, которые созданы, распределяются и используются в национальном хозяйстве в течении года. Созданный ВНП определяется как сумма « валовой добавленной стоимости» ( добавленная стоимость – это разница между продажами фирм и их покупками материалов и услуг других фирм) для всех отраслей.

2 Чистый экспорт – это разница между стоимостью вывезенных из страны товаров и стоимостью ввезенных товаров.

3 Показатель валового внутреннего продукта (ВВП) равен валовому национальному продукту за вычетом чистого экспорта

4 Если из ВВП вычесть сумму годовой амортизации, то мы получаем чистый национальный продукт (ЧНП)

5 Если из ЧПН вычесть косвенные налоги, то получим показатель национального дохода.


ЗАДАНИЯ ПО ВАРИАНТАМ

Задание №1 Определение конечного продукта или добавленной стоимости

Определите стоимость промежуточного продукта и новой (добавленной) стоимости
1 ВАРИАНТ
Стадия производства
конечного продукта
Выручка от продажи
Стоимость
промежуточного продукта
Добавленная стоимость


1 Пшеница
4




2 Мука
6




3 Испеченный хлеб
12




4 Хлеб, доставлен-ный к месту покупки
20




5 Итого
42



2 ВАРИАНТ
Стадия производства
конечного продукта
Выручка от продажи
Стоимость
промежуточного продукта
Добавленная стоимость


1 Пшеница
5




2 Мука
8




3 Испеченный хлеб
11




4 Хлеб, доставлен-ный
к месту покупки
25




5 Итого
49




Задание №2 Расчет показателей объема национального производства

1 ВАРИАНТ
В стране Х ВНП оценивается в 145 у.д.е. В процессе платежей за границу ушло 13 у.д.е., а из-за границы получено 17 у.д.е. Амортизация составила 14 у.д.е. , также были уплачены косвенные налоги в размере 10% от стоимости ВВП. Определить: Валовой внутренний продукт, Чистый национальный продукт и Национальный доход.

2 ВАРИАНТ
В стране Х ВНП оценивается в 148 у.д.е. В процессе платежей за границу ушло 14 у.д.е., а из-за границы получено 19 у.д.е. Амортизация составила 16 у.д.е. , также были уплачены косвенные налоги в размере 10% от стоимости ВВП. Определить: Валовой внутренний продукт, Чистый национальный продукт и Национальный доход.



Задание №3 Расчет показателей объема национального производства

1 ВАРИАНТ
В стране Х Национальный доход составил 124 у.д.е. Определить Валовой национальный продукт на основе следующих данных:

а) Косвенные налоги в составе чистого дохода составляли 25%
б) Амортизация в составе Валового внутреннего продукта составила 10%
в) Чистый экспорт в составе Валового национального продукта составил 5%.

2 ВАРИАНТ
В стране Х Национальный доход составил 246 у.д.е. Определить Валовой национальный продукт на основе следующих данных:

а) Косвенные налоги в составе чистого дохода составляли 25%
б) Амортизация в составе Валового внутреннего продукта составила 10%
в) Чистый экспорт в составе Валового национального продукта составил 5%.



Задание №4 Тестовое задание на основные понятия, связанные с определением объема национального производства
Дать правильное определение.
1 ВАРИАНТ
и
2 ВАРИАНТ
1 Валовой национальный продукт
А Разница между стоимостью вывезенных из страны товаров и стоимостью ввезенных товаров


2 Косвенные налоги
Б Валовой национальный продукт за вычетом разницы между стоимостью экспорта и импорта


3 Чистый экспорт
В Особый вид налогов, которые добавляются к ценам, установленным фирмами


4 Валовой внутренний продукт
Г Совокупная стоимость конечных продуктов


5 Чистый национальный продукт
Д Совокупность доходов всех участников сфер материального производства и нематериальных услуг


6 Национальный доход
Е Стоимость ВВП за вычетом суммы годовой амортизации


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 Какие показатели в макроэкономике характеризуют объем национального производства?
2 Как определить ВНП?
3 Как определить ВВП?
4 Как определить ЧНП?
5 Как определить национальный доход?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

Глобальные мировые проблемы
ЦЕЛЬ: Закрепить теоретические знания о сущности безработицы и инфляции и связи между ними. Отработать навыки расчета показателей инфляции и безработицы.
ФОРМИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У1,У4,З1, ОК1,2,3,4,7

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
Темы для сообщения выдаются преподавателем

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: подготовить самостоятельно сообщение на выбранную тему
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВАРИАНТА:
"Озоновая дыра”.
Истребление лесов.
"Парниковый” эффект (глобальное потепление).
Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.
Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.
Освоение космоса и мирового океана.
Продовольственная проблема.
Полюса развития: "С-Ю”.
Проблема пределов экономического роста.
Истощение ресурсов.
Экономический глобализм.
Демографическая проблема.
Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).
Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).
Этнические, конфессиональные конфликты.
Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.
Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).
Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).
Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный). Деградация "массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.
Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).
Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.
Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авдокушина Е. Ф, В. С. Сизова. Новая экономика / под ред. Москва: Магистр, 2009. – 542 с.
Агапова, Т. А. С. Ф. Серегина Макроэкономика: учебник /. – Москва: Маркет ДС, 2009. – 413 с.
Артамонов В. С. [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. Экономическая теория: учебник /– Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 528 с.
Ачаповская, М. З. Экономическая теория /. – Минск: ФУАинформ, 2010. – 431 с.
Бондарь А. В. [и др.]; под общ. ред. А. В. Бондаря, И. В. Воробьёва Экономическая теория: учеб. пособ. /. Минск: БГЭУ, 2011. – 477 с.
Зубко, Н. М. А. Н. Каллаур Основы экономической теории: учеб. пособ. /– Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 427 с.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
(Экономика) - электронный учебник по курсу "Экономика" (авт.: Бирюков В.А., Зверев А.Ф. и др.) – Режим доступа: http://ido.rudn.ru
Режим доступа: http://50.economicus.ru/
Библиотека экономической и управленческой литературы. – Режим доступа: http://eup.ru/























13PAGE 15





40



15


15 15 20

15 5 5

общеобразовательный цикл
Базовые дисциплина- ОДБ или профильная дисциплина- ОДП


общий-гуманитарный и социально-экономический цикл


математический и естественнонаучный цикл


Профессиональный цикл
общепрофессиональная дисциплина – ОП
Профессиональный модуль и междисциплинарный курс - ПМ МДК



Root Entry