Конспект урока по русскому языку Удвоенные согласные


Тема: «Слова с удвоенными согласными».
Цели: формировать умение правильно произносить и писать слова с удвоенными согласными; повторить правила переноса слов с удвоенными согласными; расширять словарный запас учащихся; развивать фонематический слух, память, мышление, речь учащихся, каллиграфические и орфографические умения и навыки; формировать желание изучать родной язык; воспитывать творческое отношение учебному труду;
Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
Личностные: сформировать учебную мотивацию, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные: продолжить развивать способность работать в парах, опираться на помощь товарищей.
Совершенствовать умения слушать и слышать, работая в парах, воспитывать взаимопонимание .Оборудование :Мультимедийный проектор. Презентация урока.
Карточки для проверки знаний темы (к самостоятельной работе и работе в парах).
Иллюстрации к уроку.
Словарь иностранных языков.
Толковый словарь Ожегова.
Ход урока
1.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка буду вести я. Зовут меня Татьяна Александровна. Надеюсь, что урок для вас будет поучительным и интересным.
Рассказать секреты слова                                                                   Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
Запись даты урока в тетрадях уч-ся.
– Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня   15 декабря. Классная работа.
2.Проверка дом. задания
Какую орфограмму вы повторяли на прошлом уроке? А как проверить написание непроизносимой согласной?
У вас в домашнем задании есть слова с непроизносимым согласным. Называю 3 слова. Произнесите слово так, как оно у вас записано. Назовите его проверочное слово.
3.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока.
На доске картинки : Ванна Антенна Нарцисс
(На обратной стороне картинок подписи)
Как все эти предметы связаны друг с другом? Вы можете выдвигать все версии, даже фантастические. ( Ответы детей).
Например, мои дети придумывали:
Дизайнеры ввели новую моду : раскрашивать ванну нарциссами.
Ученые изобрели ванну с антенной, в которой могут расти нарциссы.
Что же общего в написании этих слов? ( У всех слов одна и та же орфограмма) Таким образом, мы пришли к названию темы нашего урока: написание слов с удвоенными согласными.
4. Чистописание. Актуализация знаний
Показываю буквы:
мм         пп         лл        рр                                    
– Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)
– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.Проверка. – В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).
5. Сообщение учителя.
– Вы уже знаете, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили это написание, как связь с родиной.
Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать). 
В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.
Например: слово АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из французского языка, где АЛЛЕ значит —дорога.
Французское Русское
Clаsse  Класс
ProfessionПрофессия
GruppeГруппа
Послушайте, как я буду произносить эти слова.
Как произносится звук, который обозначается двумя буквами? (один долгий звук).
Давайте произнесем эти слова еще раз.
Произношу я, а потом дети.
А какие буквы пишем, когда произносим один долгий звук? ( удвоенные согласные)
Давайте обратимся к учебнику. Что там написано?
6. Чтение правила с.97 учебника
7.Работа по теме урока :А). Упражнение в написании слов с удвоенными согласными
Слуховой диктант. «Послушай и скажи».
В русском языке очень много слов, сходных по звучанию.
Кто получит низкий ба (л, лл), Не придёт на школьный ба (л, лл).
– Назовите слова, сходные по звучанию. Объясните значение этих слов.
Если обратиться к толковому словарю , то там мы сможем прочитать толкование этих слов.
Бал – большой праздничный вечер с танцами.
Балл – цифровая оценка учебных достижений учащегося, отметка.
Чем отличается произношение и написание выделенных слов?
В каком случае мы напишем удвоенную согласную? Почему?
Запись предложений.
Б) Работа по учебнику. (с. 97 упр.195.)
В)А в вашем учебнике есть аналогичное задание. И оно будет задано на дом.
На следующий урок вы должны устно объяснить лексическое значение слов, сходных по звучанию, которые записаны в упр.195 и записать пары словосочетаний.
А 2 уровень( усложненное задание) составить с этими словосочетаниями предложения.
Прочитать слова с удвоенной согласной.
Г) Буквенно-звуковой анализ слова балл- ( бал:) – 4б., 3зв., 1 сл. ( 2 согласные обозначают 1 долгий звук)
Почему у нас звуков меньше, чем букв?
Вывод.
-Когда же надо писать двойные согласные в слове?
(Когда при произношении согласный произносится как один долгий звук.)
Физминутка « Елочка»
8.Работа с карточками (в парах).
Возьмите карточку №1.
Подчеркнуть слова с удвоенными согласными.
В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Эмма любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист . Инна играет в настольный теннис.
Проверка. Когда будете произносить слова, произносите их согласно изученному правилу. При чтении удвоенных букв произносите как один долгий звук.
9.Работа в парах ( самопроверка).
Возьмите голубую полоску и в ней отмечайте знаком «+» или «- «
- Я читаю слова. Если я произношу звук долго и вы считаете, что в этом слове пишется удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-».
Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, колючий.
- Проверяем работы Ответ: +,-,+,-,+,+,+,-.
10. « Корзина понятий».
Удвоенные согласные
(по щелчку)
Слова из других языков
Звук один, а букв две
Непроверяемые орфограммы
11. Выведение правила переноса слов.
– Мы очень часто записываем слова, и некоторые слова могут не уместиться на одной строчке. А как надо выполнить перенос слов с удвоенными согласными с одной строки на другую? 
Вернемся к нашей карточке. Устно разделите слова для переноса:
коллекция, хоккеист, теннис, Эмма.
Вывод:
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
– Посмотрите, в каких случаях слова правильно разделены для переноса? Назовите эти слова.
ак-куратно тро-ллейбус
бас-сейн пер-рон касс-са ал-леяЗапись этих слов.
А какое слово перенесено неправильно?
Записать слово троллейбус и разделить для переноса.
12.Работа над словарным словом троллейбус.
Б) Значение слова «троллейбус»
По словарю иностранных слов троллейбус — (англ. от trolley - контактный провод и bus – автобус. Первый троллейбус создан в 1882 г. в Германии.
Троллейбус — многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям (толковый словарь С. Ожегова)
13.Самостоятельная работа.
Игра «Фотограф».
Сфотографировать глазками слова с удвоенными буквами из предложений и разделить эти слова для переноса.
Ал-ла собрала кол-лекцию марок.
Шестой день недели - суб-ботаДорога с рядами деревьев по сторонам- ал-леяЕсли будет время составить сенкант к слову телеграмма.
Телеграмма
Срочная, поздравительная
Сообщает, поздравляет, предупреждает
Папа прислал бабушке поздравительную телеграмму.
Новость, сообщение, информация.
14. Итог урока.
Ребята вам огромное спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. И огромное спасибо вашей учительнице, которая научила вас так работать
В красивой упаковке конфеты. Их название «Гулливер». Почему я выбрала именно эти конфеты? Какая орфограмма в слове Гулливер? А как произносится звук при чтении удвоенного согласного ?А если мне надо это слово перенести?
16. Домашнее задание.
Стр. 97 правило; стр. 97 упр. 195