Конспект урока по русскому языку Удвоенные согласные (3 класс(


«Удвоенный согласный на стыке приставки и корня».
Цель: продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова, закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, критическое мышление; воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, интерес к предмету.
Ход урока
Структура урока Содержание
Мотивация
к учебной деятельности Рукам работа – душе праздник.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Если что-то делаешь сам, то становится радостно на душе, ты гордишься своей работой, особенно, если со всеми трудностями справишься сам.)
-Как вы думаете, о какой работе пойдёт речь? (Об открытии нового знания)
- Как же вы открываете новое? (Мы должны сами понять, что ещё мы не знаем, и самим постараться открыть это новое)
- Пожелайте друг другу удачи! В путь! Посмотрите на доску. Чему будет посвящён наш урок?
На доске слова с пропущенными буквами: то(нн)а, ра(сс)вет, ко(лл)ектив,
ба(сс)ейн.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Актуализация знаний
- Какие орфограммы вы знаете? (Безударный гласный в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением, парные согласные в корне слова, правописание слов с предлогами и т.д.)
- В какой части слова в основном находятся эти орфограммы? (В корне)
(или -На какие группы можно разделить все изученные орфограммы? (орфограммы, которые находятся в корне и орфограммы, которые находятся за корнем))
- Что такое корень слова? (Корень – это значимая часть слова, в которой заключён основной смысл слова)
- Как найти корень слова? (Чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренные слова, найти в них одинаковую часть)
- Выделите корень в следующих словах: подкова, девушка, домик, подруга.
- на какие группы можно разделить эти слова (Слова с приставкой и без неё)
подкова               девушка
подруга               домик
- Для чего служит приставка? (Приставка служит для образования новых слов)
- Как найти приставку в слове? (Чтобы выделить приставку в слове, надо выделить корень, а затем выделить часть перед корнем)
- Выделите приставку в этих словах.
- Как пишутся приставки со словами? (Приставки со словами пишутся слитно)
Пробное действие и фиксация затруднения.
- Что вы сейчас повторили? (Мы повторили место, где может быть орфограмма, части слова приставку и корень)
- Почему именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое)
- Какое задание я вам сейчас предложу (Задание, в котором есть что-то новое)
- Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы ещё не знаем)
- Вставьте букву или буквы в слове «по…ержка».
- Итак, у кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать (Мы не смогли вставить букву и буквы)
- У кого есть ответ? (фиксируется на доске)
- Обоснуйте свои действия. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем назвать правило, не можем обосновать свои действия)
- Что же нам надо сделать (Остановиться и подумать)
Выявление места и причины затруднения. - Что же надо сейчас сделать?  (Вставить пропущенные буквы или букву).
- В чём возникло затруднение? (В правописании слов в приставке и корне).
- Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем правило написания согласных на стыке приставки и корня).
Построение проекта выхода из затруднения. - Какова цель нашей дальнейшей деятельности? (Открыть правило правописания удвоенной согласной на стыке приставки и корня)
- Сформулируйте тему урока. («Удвоенный согласный на стыке приставки и корня»)
- Объединитесь в группы. Работу необходимо организовать по следующему плану:
Прочитайте список слов: расстроить, раззадорить, поддать, рассвет, расследование.
Выделите корень.
Выделите приставку.
Проанализируйте правописание удвоенного согласного.
Сделайте вывод.
Составьте эталон.
Вернитесь к пробному заданию и выполните его, используя правило.
Прежде чем начать работу, вспомните правила работы в группе.
Организуется выступление представителей групп.
Реализация построенного проекта по плану в группах. Эталон.
или  удвоенный согласный на стыке                                                                                                            приставки  и корня пишется,
если приставка оканчивается,
а корень начинается
на один и тот же согласный.
Вывод алгоритма самостоятельно.
Или как вариант: можно восстановить последовательность.
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое правило)  
Первичное закрепление во внешней речи. Упражнение из учебника (заранее вынести на доску)
Что нужно сделать? Списать, вставить пропущенную букву, выделить орфограмму.
Учащиеся по цепочке выходят и комментируют правописание удвоенного согласного (часть упражнения)
Работа в парах.
- Как вы теперь должны поработать? (В парах)
- Для чего? (Чтобы каждый из вас проговорил это правило)
Учащиеся в парах выполняют задание до конца, комментируя друг другу                    проверка по образцу.
- У кого есть ошибки в выполнении упражнения?
- В чём они? (неправильно выделили корень, приставку)
- Исправьте ошибки. Вы, молодцы, т.к. сами определили причину своих трудностей.
- У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? (мы поняли как писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня).
- Мы поработали в парах. Какой будет следующий шаг? (проверить себя, как мы научились писать слова на данное правило).
Самостоят. работа с самопровер -
кой по образцу. - Упражнение из учебника (2-3 минуты)                  проверка по 
эталону.
- Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зелёной ручкой. Поставьте «?» знак, если допустили ошибки, «+» - работу выполнили без ошибок.
- У кого есть ошибки? В чём они? Молодцы, что нашли у себя ошибки, определили причину. Какой вывод можете сделать? (Нужно ещё потренироваться).
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы научились писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня).
Включение в систему знаний. Даны части слов: приставки, корни  (под-, -да-, над- ,-пис- и др).
- Составьте из данных частей все возможные слова и распределите их в 2 столбика.
I ст. – слова судвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня.
II ст. – остальные слова.
- Кто не справился с этим заданием? Сделайте вывод. (Потренироваться в составлении слов из частей) — коррекционная работа.
Рефлексия УД на уроке. - Какова была цель нашего урока? (Узнать правило написания удвоенной буквы согласного на стыке приставки и корня)
- Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа? В какой степени и почему?
- Оцените свою работу с помощью лесенки успеха.
- Кто находится на самой верхней (средней, низкой)ступеньке? Какой вывод можете сделать?
- Что было трудно? Удалось ли справится с трудностями? Как?
- Над чем ещё надо поработать?
- Где мы можем это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
Домашнее задание. Разноуровневое д/з.