Конспект занятия с родителями на тему: «Привлечение родителей к совместному процессу воспитания».




«Привлечение родителей к совместному процессу воспитания».

Начало занятия, я предлагаю вам начать с вопроса «Каково ваше личное мнение по поводу трудностей современной семьи?»
Уверена, что каждый из вас, назовёт такую проблему, как проблему окружающей социальной среды. Она и является ключевым фактором становления и формирования личности подрастающего поколения.

Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности ребёнка. Социальное поле отношений в семье, если оно противостоит в своём содержании и влиянии школьной воспитательной среде, становится разрушительным фактором, а ребёнок вырастает личностью «пограничного» характера, лишенного иметь собственные отношения, обладать устойчивыми отношениями к миру вокруг себя.
Назначение педагогического взаимодействия с родителями в том, чтобы содействовать единому воспитательному полю, единой социальной среде, в которой бы наивысшие ценности являлись основой жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для человека.
Первой составной частью взаимодействия с родителями является функция педагогического просвещения родителей.
Второй составной частью является педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно отношение к ребёнку (искусства любить ребёнка).
Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. Педагог привносит невольно дополнительную мотивацию для устройства семейной жизни и некоторого переустройства её, ссылаясь на то важное, без чего не может быть максимального развития личности их ребёнка. Так, родители во имя блага ребёнка посещают театр, а потом становятся театралами; идут в поход с детьми, а потом увлекаются путешествиями и т. д. Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей, но, разумеется, мера эта различна, а иногда равна нулю. Последнее никак не должно волновать педагога, если удаётся изменять в благоприятную сторону атмосферу семейного окружения ребёнка.
Единое воспитательное поле создаётся, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения.
Ребёнок в этот момент как бы не видит границ между семьёй и школой, видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носят общий характер, выступают основополагающими элементами мира.
Третья слагаемая часть взаимодействия педагога и родителей – практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог.
Для чего следует вовлекать родителей в совместную деятельность?
Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым изменяя поле семейных отношений. Содержанием, обрисованного взаимодействия педагога с родителями его воспитанников, становится постоянная забота педагога о развитии ребёнка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития, особенностях характера и их учете в общении с ребёнком, в итоге, о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.
Снимается окончательно проблема «вызова» родителей в школу. Их приглашают в школу, чтобы побеседовать о положении дела, о том, каковы успехи в школе, как можно было бы повысить уровень успешности развития всех сторон личности ребёнка, о том, как решить вместе с ребёнком его проблемы, если они стали перед ним.
Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.
Контакт между учителем и родителем возможен тогда, когда те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители.
Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, вернее его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.
Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьёй.
Правило первое. В основе работы классного руководителя с семьёй должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная форма взаимоотношений учителя и родителей – взаимное уважение.
Правило второе. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня педагогической культуры и активности в воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Правило третье. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители доверяют ему сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Правило четвёртое. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребёнка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.
И конечно, основным фактором во взаимодействии педагога и семьи является его умение общаться с родителями.

Индивидуальное общение.
При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать;
Цель;
Содержание беседы;
Манеры поведения, стиль речи, одежды, причёски.
Может быть два варианта общения:
По инициативе учителя
По инициативе родителей.

Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.
Постановка психологической цели.
-Что я хочу от родителей?
Вызывать родителя стоит, если учитель хочет лучше узнать ребёнка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребёнка и т. д., т.е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.
Организация начала диалога.
Церемония приветствия.
Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, обратиться к ним по имени отчеству.
Установление согласия на контакт. Это означает, что учитель обязательно обговаривает время диалога, лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т.к. он всё равно не будет усвоен.
Создание обстановки диалога заключается в том, что учитель продумывает, где и как будет проходить диалог. Нужно проследить за тем, чтобы никто не мешал диалогу. Жесты и поза учителя должны демонстрировать открытость и доброжелательность. Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова. Вызывая родителя для беседы, учитель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно ему нужно продумать не только сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать возможность высказаться им.
Проведение диалога.
Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребёнке, причём это не оценочные суждения: « У Вас хороший мальчик, но…(дальше идёт отрицательная инф. на 10 мин), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребёнка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.
При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.
Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребёнка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей. Рекомендуется говорить чаще «мы», «вместе», обращаться по имени отчеству к родителю как можно чаще.
От учителя требуется умение слушать. Своё участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что наши взгляды совпадают…», «Меня удивило», «Я огорчена…» и т.д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.
Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него совета. Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.
Завершение диалога. Учителю рекомендуется подвести итог беседы на основе приёма рефлексивного слушания – «резюмирования»: «Если теперь подитожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.
Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.
Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени – отчеству, поблагодарить за беседу, высказать своё удовлетворение её, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Проведение беседы учителем по инициативе родителей.
Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время протекания)
Неожиданный визит мамы. Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о её приходе и запланировал важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в …минут, если маму это устроит, то можно поговорить, если нет, то он выслушает её в любое удобное ей время.
Таким образом учитель даёт понять о своём желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.
Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителей? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.
Следите за своей позой!
Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю. Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определёнными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов. Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов.
Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области обучения его ребёнка. Закончить беседу следует также по инициативе учителя.

Психологические основы проведения родительского собрания.
Почти всегда цель родительского собрания – информирование родителей. Чтобы оно не превратилось в обучающее, следует придерживаться нескольких советов. Чтобы вас услышали:
Начало разговора – краткое, четкое по содержанию, эффектное.
Продумайте речь и содержание выступления.
Правильно представьтесь(если это первая встреча).
Не следует начинать собрание с изменений, т.к. это снижает субъективную значимость вашей информации.
Важно начинать разговор в тишине.
Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи.

Изложение информации.
Если класс небольшой лучше сидеть в общем кругу или сбоку от своего стола.
Ни в коем случае не за столом! Это такое коварное место – учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях ( а вс они бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.
Если класс большой, придётся стоять. Опять- таки – рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь.
Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь несколько вперёд, к самым партам.
При подведении итогов, давайте слушателям немного осмыслить и обдумать, отойдите к доске.
Соотнесите голос с помещением.
Используйте навыки риторики: повторение последних слов и акценты при помощи голоса.
Следите за паузами: они должны быть.
Следите за невербальной информацией, которую вы вольно невольно транслируете при помощи своих жестов, позы, мимики.
Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!
Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону.
Чётко определите тему и придерживайтесь её.
И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.