Статья ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ «СТРОИТЕЛЬ» ПУТЕМ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ


ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ «СТРОИТЕЛЬ» ПУТЕМ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ
С.Н.Донская, преподаватель спец. дисциплин
Государственное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий многопрофильный техникум»
Объединение теории и практики в профессиональном образовании в настоящее время является важнейшей задачей современной педагогики, решение которой позволит учащимся осознать необходимость интеграции знаний в будущей профессиональной деятельности, способствует формированию профессионального мышления. Интеграционные процессы в профессиональном образовании обеспечивают повышение качества общего образования, а так же формируют профессиональные качества будущего специалиста. Другими словами подготавливают учащихся к профессиональной деятельности. Под интеграцией в педагогике профессионального обучения понимается процесс объединения элементов содержания образования для повышения уровня знаний, умений и навыков обучающихся. Для интеграции теории и практики необходимо:
использование специализированных кабинетов и лабораторий;
хорошо подготовленные преподаватели - специалисты в профессиональном образовании;
регулярное проведение и участие в профессионально направленных мероприятиях, встречах, акциях и конкурсах профессионального мастерства;
объединение содержания учебных предметов и практических занятий;
участие в исследовательской и проектной деятельности;
совместная работа с социальными партнерами и участие в сетевом взаимодействии с другими учреждениями;
проведение экскурсий и практикумов по специальности.
Кружковая работа со студентами также интегративна и направлена как на предметные знания, так и на получение опыта работы по специальности и на формирование интеллектуальных и коммуникативных умений, культурное развитие обучающихся, а также позволяет реализовывать каждому свой творческий потенциал. Приветствуется, когда кружок посещают студенты разных курсов и младшие учатся на примере более опытных студентов. В занятия по базовым и профильным дисциплинам включаются элементы содержания профессионального образования, а также широко используются методы и приемы, которые характерны для этого вида профессиональной деятельности. В свою очередь, различные элементы общего образования вплетаются в процесс профессионального образования. Специальное расписание занятий обеспечивает чередование общеобразовательных предметов и профессиональных предметов, направленных на формирование строительного опыта. Часть занятий, направленных на специализацию, преподаватели спец. дисциплин проводят в оборудованных лабораториях, где учащиеся, прослушав теоретический курс, применяют свои знания на практике.
Активное развитие строительного комплекса в Краснодарском крае делает профессию строителя всё более востребованной, а значит, возрастает и престиж строительного образования. Тенденции инновационных трансформаций, в основе которых лежит накопление и использование новых знаний, привели к необходимости совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций и созданию особых условий для подготовки рабочих.
Сегодня, в связи с общим ростом образования и квалификации, необходимо менять технологию трудового обучения. Для решения проблемы по интеграции науки и практики, совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций и созданию особых условий для подготовки рабочих в нашем техникуме был апробирован и внедрен междисциплинарный учебно - методический комплекс для повышения качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена строительного направления. Научная новизна данного проекта состоит во внедрении интернет - технологий в образовательном процессе среднего звена. Студенты могут не только изучить материал согласно ФГОС СПО в печатном варианте, но с помощью современных интернет - технологий с использованием штрихкодов могут углубленно изучить материал в любом удобном месте.
В проекте междисциплинарного учебно - методического комплекса для повышения качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена предусмотрено внедрение рабочих тетрадей для обучения, что позволит соединить учебный материал с материалом интернет - ресурсов. В качестве ссылок используются QR коды. Рабочие тетради разработаны для успешного освоения общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и подобраны по этапам обучения, согласно учебных планов. Так же в этот комплекс входит самостоятельная работа обучающихся и внеучебная деятельность.
Знания и умения, полученные студентами при изучении ими общепрофессиональных дисциплин и углубление достигнутого уровня при изучении профессиональных модулей, обеспечивают высокий результат в олимпиадах, относящихся к профессиональной подготовке.
Участие в конференциях позволяет развивать личные и профессиональные качества, что впредь пригодятся в работе. Некоторые работодатели ценят наличие подобного опыта, так как считают этот опыт полезным и необходимым для формирования профессионализма.
Одним из направлений профессиональной деятельности, подтверждающей качество подготовки специалистов, является успешное участие обучающихся в профессиональных конкурсах и чемпионатах рабочих профессий, в частности, в рамках движения World Skills.