ктп по якутскому разговорному


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чокурдахская средняя общеобразовательная школа имени А.Г. Чикачева»
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного МО
протокол № ____ от ____ 2014г.
рук. МО _______/___________ СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР МБОУ «ЧСОШ им. А.Г.Чикачева»
_________ / _________________/
__________2014 г. УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «ЧСОШ им.А.Г.Чикачева»
___________ / __________
приказ № ___от_______2014г
.
Рабочая программа
курса «Якутский язык с русским языком обучения» 6 класс
наименование учебного предмета, курса, класс
базовый
(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения)
Учитель: Горохова Иванна Николаевна
2014– 2015 учебный год
Пояснительная записка
Задачи обучения школьников якутскому языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У обучающихся возникает потребность познать свойства якутского языка, чтобы получить возможность более точно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.
В процессе обучения якутскому языку большое внимание должно быть уделено воспитанию у школьников дисциплинированности, взаимопомощи, повышению уровня сформированности умений и навыков учебной деятельности, формированию навыков общественного поведения, развитию их познавательных интересов, расширению их кругозора, привитию интереса к якутскому языку, повышению мотивации говорить по-якутски.
Содержание речевой деятельности на уроках якутского языка должно способствовать воспитанию дружеских чувств к другим народам, любви к труду, к людям труда, родному краю, своей республике, стране.
Осуществление задач практического овладения языком требует, чтобы на каждом этапе обучения внимание учащихся было привлечено к:
а) выработке навыков и умений воспринимать на слух и произносить звуки и звукосочетания якутского языка.
б) систематическому обогащению словаря с тем, чтобы дети могли понимать и употреблять определенное количество якутских слов.
в) выработке умений понимания и употребления в речи предложений по аналогии с данными в программе, к выработке умений самостоятельно вести диалог на якутском языке по указанной в программе тематике.
г) систематическому развитию навыков правильного и выразительного чтения.
д) выработке умений правильно списывать слова, предложения и небольшие связные тексты, писать на слух отдельные слова, небольшие предложения.
При определении содержания и методов обучения якутскому языку и при проведении уроков важно придерживаться рекомендаций, вытекающих из таких принципов современной методики, как коммуникативность обучения, учет особенностей якутского языка, преемственность и перспективность обучения.
Становление, закрепление и обогащение умений и навыков владения якутским языком русскоязычными учащимися возможно только в ходе активной речевой практики самих учащихся. Поэтому в учебном процессе активная речевая деятельность должна занимать центральное место.
Важнейшими предпосылками продуктивного овладения якутским языком русскоязычными учащимися являются следующие: Постепенность включения в учебную речевую деятельность новых слов, типов предложений и образцов связной речи.
Высокая и регулярная повторяемость в речи учащихся всех усвоенных слов, форм слов, типовых предложений.
Учитывая, что высокая речевая активность учащихся является важнейшим условием практического овладения языком, программа предусматривает широко использовать ситуации, побуждающие детей к речевой деятельности (сюжетные и ролевые игры, практические действия с их комментированием, имитацию деятельности и т.д.), например, обучение куклы одеваться и раздеваться, обучение куклы вести себя в той или иной ситуации («Кукла Таня собирается на прогулку», «Кукла хочет спать», «У куклы день рождения» и т.д.), сюжетно-ролевые игры («Магазин»), выбор профессии (шофера, тракториста, швеи, столяра и т.д.), беседы об окружающем, учебные диалоги. Целью обучения якутскому языку является понимание основного содержания повседневного разговора на нем, формирование у учащихся языкового чутья, снижение психологического барьера, боязни «чужого» языка. На каждом уроке с учетом реальных затруднений детей продолжается отработка специфических звуков якутского языка. Таким путем у учащихся расширяется возможность понимать якутскую речь, закрепляется умение общаться на этом языке. Уделяется внимание расширению словарного запаса путем запоминания пройденных слов и распознаванию основных способов словообразования, усвоению новых грамматических форм, а также знакомству с фольклором народов Якутии, с именами известных якутских писателей и их произведениями.
Уроки могут иметь комплексный характер и нестандартную форму. За счет уроков национальной культуры можно организовать посещение музеев и выставок, экскурсий; на отдельных этапах урока можно проводить чтение произведений, слушание музыки, разучивание песен, чтение сказок, разучивание национальных игр и т.д. Учитель на уроках разные виды деятельности может применять по своему усмотрению и в соответствии с возможностями учащихся. В программе дается общее содержание работы по классам без указания количества часов по отдельным разделам и темам. Допускается также замена одних произведений, (сказок, стихов, песен) другими.
С введением концепции обновления и развития национальных школ РС (Я) с 1991 г. якутский язык изучают во многих школах с русским языком обучения. Были составлены программы и выпущены учебные пособия по трем годам обучения (Т.И. Петрова, Л.К. Избекова), которые были направлены на старших учеников и сложны для усвоения учениками начальных классов.
Анализ существующих программ по ситуативно - коммуникативному принципу. Языковой материал в ней распределены по четвертям и урокам. Материал одного урока содержит список слов для запоминания, грамматических комментарий, материал для произносительной работы, типовые вопросы и ответы для повседневного общения: кто это? что это? у кого есть? Где находится? Куда пошел? Кого видел? Что нашел? Кому помог? Мой - Твой. Какой? Сколько? Который Когда? Какой? Как? Зачем? Нельзя. Давай и т.д. А также разговор о себе, семье, друге, о частях тела, о погоде, о домашней работе, о занятиях в школе и дома и т.д.
В разговор по этим темам вплетаются основные грамматические формы существительных и глаголов, а также числительные, прилагательные и наречия якутского языка, без которых невозможно строить какую-либо коммуникативно-значимую фразу.
Содержание
Целью тематического учебного материала является:
Ознакомление с лексикой и расширение словарного запаса;
знакомство с якутскими звуками и буквами;
правильная интонация;
понимание лексических единиц, отдельных фраз и предложений;
ответы на вопросы типичными фразами на простые вопросы;
умение читать и воспринимать прочитанное;
воспитание чувства уважения и бережного отношения к культуре, народным традициям и любви к родному краю.
В основу программы положен ситуативно - тематический принцип, т.е. учебный материал дает детям возможность запоминать элементарные слова и предложения, узнавать их в жизни. Учебный план распределен по урокам.
На уроке учащиеся:
запоминают определенное количество слов;
учатся правильно произносить слова и интонировать предложения;
усваивают модели предложений с той или иной грамматической формой;
упражняются понимать звучащую речь в умеренном темпе.
отвечают на вопросы, а также задают вопросы своим товарищам.
Ожидаемый результат:
правильное произношение и интонирование слов из повседневного общения;
умение отвечать на простейшие вопросы;
знание обязательного минимума стихотворений и песен в рамках данного учебного материала;
овладение навыками чтения и письменной речи достаточными для усвоения данного учебного материала.
Календарно – тематический поурочный план
учебного предмета «Якутский язык с русским языком обучения» 6 класс

п/пДата по плану Дата по факту
Тема урока Всего часов
А Б 1. 01.09 -07.09 3.09 6.09 Тема урока 1. Билсиьии. Знакомство 1
2. 08.09 – 14.09 10.09 13.09 Тема урока 2. Оскуола. Школа 1
3. 15.09 – 21.09 17.09 20.09 Тема урока 3. Куннээ5и режим.
Распорядок дня 1
4. 22.09 -04.10. 24.09
1.10 27.09 4.10 Тема урока 4. Дьиэ кэргэн. Семья 2
5. 06.10. – 11.10. 8.10 11.10 Тема урока 5. Мин до5орум. Мой друг 1
6. 13.10 - 25.10. 15.10
22.10 18.10
25.10 Тема урока 6. Оробул кун. Выходной день 2
7. 27.10. – 1. 11. 29.10 1.11 Тема урока 7. Каникул. Каникулы. 1
8 10.11 – 15.11. 15.11 Тема урока 8. Собулуур дьарыгым. Хобби 1
9 17.11 – 29.11. 22.11
29.11 Тема урока 9. Музейдар. Музеи. 2
10 1.12. – 13.12. 6.12
13.12 Тема урока 10. Театрдар. Театры 2
11 15.12. – 20.12. 20.12 Тема урока 11. Ма5аьыыннар. Магазины. 1
12 22.12. – 27.12. 27.12 Тема урока 12.
Сана дьыл – дьиэ кэргэн бырааьынньыга. Новый год-семейный праздник. 1
13 12.01. – 24.01. 17.01
24.01 Тема урока 13. Кун-дьыл. Погода 2
14 26.01. – 7.02 31.01
7.02 Тема урока 14. Дьыл кэмэ (кыьын, саас). Времена года (зима, весна) 2
15 9.02. – 21.02. 14.02
21.02 Тема урока 15. Дьыл кэмэ (сайын, куьун). Времена года (лето, осень) 2
16 23.02. – 28.02. 28.02 Тема урока 16. Дьиэ кыыла. Домашние животные. 1
17 2.03. – 7.03 7.03 Тема урока 17. Дьиикэй кыыллар. Дикие животные. 1
18 9.03. – 14.03 14.03 Тема урока 18. Саха сирин айыл5ата. Природа Якутии. 1
19 16.03. – 21.03 21.03 Тема урока 19. Саха сирин кыьыл кинигэтэ. Красная книга Якутии. 1
20 1.04. – 11.04. 4.04
11.04 Тема урока 20. Саха сирэ – мин дойдум. Якутия – моя родина. 2
21 13.04. – 18.04. 18.04 Тема урока 21. Дьокуускай. Якутск. 1
22 20.04. – 30.04 25.04
2.05 Тема урока 22. Саха сирин биллиилээх худуоьунньуктара. Знаменитые художники Якутии. 2
23 – 9.05 9.05 Тема урока 23.Саха эстрадата. Якутская эстрада. 1
24 11.05. – 23.05. 16.05
23.05 Тема урока 24. Ыьыах. Ысыах. 2
25 25.05. – 30.05. 30.05 Итоговая обобщающая работа 1
1