Урок по технологии по теме: Натуральные волокна животного происхождения + Презентация.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тема: «Натуральные волокна животного происхождения».
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1.ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу.
2.способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.
3.способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы); способствовать формированию интереса учащихся к предмету.
4. Способствовать формированию представлений о мире профессий.

Методическое оснащение урока:
1.  Материально-техническая база:
Кабинет трудового обучения.
Инструменты и приспособления: ножницы, клей, свеча, пинцет, огнеупорная чашка, наглядных пособий.
2.  Дидактическое обеспечение:
- рабочая тетрадь;
- учебник;
- плакаты;
- информационные карты (ИФК):
1. образцы объектов труда;
2. коллекции материалов
3. образцы различных тканей.
- карточки задания;
- тесты.
Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (упражнения по закреплению знаний, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Формы организации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учащихся: дидактическая игра.
Ход урока.
1.  Организационный момент:
- приветствие; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу.
2. Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения».
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения; вы научитесь различать волокна по своему составу и мы с вами проведём интеллектуальный марафон, который будет называться «В мире чудесных волокон».
3.  Повторение пройденного материала.
- Давайте вспомним, какие волокна мы изучали в пятом классе?
Ответ: Натуральные волокна растительного происхождения – хлопок и лён.
- На какие две группы делятся текстильные волокна?
Ответ: Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.
- Назовите ассортимент хлопчатобумажных тканей и их применение?
Ответ: Ситец, сатин, бязь, байка, бумазея, батист, поплин, применяют для изготовления различных швейных изделий - детского, женского, мужского ассортимента, постельного белья.
- Как называют лён в России?
Ответ: Лён в России называют русским золотом – льняные ткани русские
купцы продавали даже в Индию.
- Для изготовления каких изделий применяют льняные ткани?
Ответ: Льняные ткани применяют для изготовления летней одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец.
Кроссворд.
По вертикали:
Волокна делятся на и химические.
На стеблях белеют чашки, В них и нитки, и рубашки.
Ткань, изготовленная в 12 веке Батистом де Шабре во Франции.
Процесс получения нити из волокон
Растение, волокна которого служат сырьём для получения грубой ткани.
Как называется ткань снятая с ткацкого станка.
По горизонтали:
Ткацкое переплетение.
Назовите «русский шёлк».
Я вдоль ткани хожу.
Мой братец ходит поперёк ткани.
Сторона ткани с ярким, чётким рисунком.
Изделие, изготовленное на ткацком станке.
Хлопчатобумажная, ворсовая ткань
Из чего состоит ткань?
Хлопчатобумажная ткань, которую применяют для пошива постельного белья и пелёнок.
Графическое изображение кроссворда расположено на доске. Учащийся, давший правильный ответ, записывает его в кроссворд.
4.  Изложение нового материала.
С первых дней появления на свет человек сталкивался с различными тканями. Из х/б ткани были сделаны ваши распашонки и пелёнки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т. д.
В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т. д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и её свойства.
Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить её, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков – волокон. Эти волоконца называют прядильными волокнами. Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи получают ткани.
Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены природой (шерстяные, шёлковые, хлопковые, льняные) и химические, которые получают в результате химических процессов.
Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые. Ткани из этих волокон положительно влияют на здоровье человека.
Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы (95%). Шерстяной покров снимают ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. Записать в тетради: Сплошной пласт при стрижке овец (руно).(Слайд№2)
Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть, оно длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.
Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки.
Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т. е хорошо впитывают в себя влагу, упругие ( изделия мало мнутся), стойкие к воздействию солнца.
Некоторым недостатком шерстяных тканей является их пылеёмкость, т. е способность ткани воспринимать пыль и другие загрязнения.
Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спёкшийся шарик легко растирается пальцами, распространяется запах жжёного пера, горит только в пламени.
Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани.
В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, трико, габардин и кашемир.
Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется - кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40-50 слоёв. (Слайд№3)Шёлковая коконная нить состоит из двух шелковинок склеенных между собой особым веществом – серицином. Четыре стадии развития шелкопряда – яичко, гусеница, куколка, бабочка.
Собирают коконы со дня завивки на 8-9 день и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600-900 метров. и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить. Такую нить называют шёлком – сырцом. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань. (Слайд5,6,7)
Шелк стали изготавливать в Китае ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей  “крепдешин”, которое переводится как “ткань, сделанная в Китае”, (креп – шероховатая ткань из крученых нитей; шин – Китай.) Получению шёлка в России положил начало Пётр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка».
Шёлковые волокна имеют следующие свойства: обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волокна, упругие (изделия мало мнутся).
Во время горения волокно шёлка спекается, образовавшийся спёкшийся шарик легко растирается пальцами, распространяется запах жжёного пера, горит только в пламени.
Из волокон натурального шёлка изготавливают платьевые, блузочные ткани, а также платки и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нити.(слайд 8,9,10)
В продажу шёлковые ткани поступают под такими названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон.
Изделия из натурального шёлка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам – так же, как и все изделия из других натуральных волокон: шерсти, хлопка и льна.(слайд№4)
5.  Практическая работа № 1 «Распознавание волокон шерсти и натурального шёлка». (Учебник, с. 10, таб 1.). На каждой парте инструкция.
Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
Учащиеся повторяют технику безопасности.
Практическая работа выполняется в рабочей тетради.
Согласно плану практической работы учащиеся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но перед этим учитель проводит инструктаж – как правильно поджечь волокно.
Учащиеся в группах выполняют практическую работу (20 мин), затем группы обмениваются работами и все вместе обсуждают правильность выполнения задания.
6.Закрепление изученного материала.
- Какие волокна относятся к натуральным?
- На какие две группы делятся натуральные волокна?
- Перечислите животных из шерсти которых можно получить волокно?
- Что называют шерстью?
- Как называют сплошной пласт при стрижке овец (руно).
- Назовите отрицательное свойство шерстяных тканей. ( пылеёмкость).
- Как горит чистошерстяное волокно?
- Что называют натуральным шёлком?
- Назовите четыре стадии развития шелкопряда.
- Что называют шёлковым клеем? (серицин)
- Какова цель первичной обработки шёлка? (получение шёлка-сырца)
При необходимости можно использовать приложение №1.
7.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
8.Уборка рабочих мест.
Дежурные собирают и сдают учителю инструменты, приспособления, коллекции
9. Подведение итогов урока учителем:
Сообщение учителя о достижении целей урока. Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся. Сообщение о теме следующего урока: «На следующем уроке мы с вами научимся определять лицевую и изнаночную стороны тканей и узнаем много нового о переплетениях ». Вы все сегодня работали хорошо, и я надеюсь, что тот материал, те знания которые вы получили сегодня на уроке пригодятся вам в жизни. Благодарю за урок! До встречи!


тест
1.
Волокна растительного и животного происхождения относятся к волокнам:


искусственным


синтетическим


натуральным



2.
Природный цвет волокон шерсти бывает:


белый


черный


оранжевый


коричневый


серый



3.
К технологическим свойствам тканей относятся:


прочность


драпируемость


раздвижка нитей в швах


усадка


осыпаемость







4.
Нити основы перекрывают две нити утка через одну нить в ткацком переплетении:


полотняном


сатиновом


саржевом


атласном



5.
Что обозначает этот знак:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Изделие пригодно для химчистки всеми общепринятыми органическими растворителями


утюжить при температуре не более 150о С


кипятить нельзя


изделие можно подвергать отбеливать средствами, содержащими хлор



6.
Что обозначает этот знак: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Изделие пригодно для химчистки всеми общепринятыми органическими растворителями


утюжить при температуре не более 150о С


кипятить нельзя


изделие можно подвергать отбеливать средствами, содержащими хлор



7.
Что обозначает этот знак:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Изделие пригодно для химчистки всеми общепринятыми органическими растворителями


утюжить при температуре не более 150о С


кипятить нельзя


изделие можно подвергать отбеливать средствами, содержащими хлор



8.
Что обозначает этот знак:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Изделие пригодно для химчистки всеми общепринятыми органическими растворителями


утюжить при температуре не более 150о С


кипятить нельзя


изделие можно подвергать отбеливать средствами, содержащими хлор







[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Root Entry