Конспект урока по технологии на тему Натуральные волокна животного происхождения (6 класс)


Тема: «Натуральные волокна животного происхождения.»Цели урока: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; развивать пространственное представление о тканях.
Задачи урока:
Образовательные:
- изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка,
- изучить свойства шерстяных и шелковых тканей,
- научить различать шерстяные и шелковые ткани.
Воспитательные – способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности, способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи и поведения.
Развивающие – развивать творческое воображение, творческое мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать, развивать умение сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, клей, образцы тканей, образцы натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд».
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока:
1.Организационный момент. Вступление (1-1,5 мин).
2. Выявление знаний и умений. Фронтальный опрос (3 мин).
3. Подготовка учащихся к теме урока (2 мин).
3.1. Актуализация усвоенных знаний.
3.2. Мотивация знаний.
4. Изложение нового материала (10 мин).
5. Физкультминутка с использованием гимнастики для глаз (1-2 мин).
6. Практическая работа под руководством учителя (20 мин).
7. Итоги урока (2 мин).
8. Рефлексия (1 мин).
9. Информация о домашнем задании (1 мин).
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
2. Выявление знаний и умений. Фронтальный опрос
Учитель: Здравствуйте! Скажите, кто из вас любит путешествовать?
На каких видах транспорта можно путешествовать?
Сегодня же я предлагаю отправиться в путешествие по морю.
А какие моря вы знаете?
Но, к сожалению море, по которому мы будем путешествовать, нет на карте, но пусть оно будет нашей мечтой, выдумкой, фантазией.
А называется оно ТКАНЕВОЕ МОРЕ.
Девизом путешествия возьмем такие слова:
Кто ничего не замечает,Тот ничего не изучает.Кто ничего не изучает,Тот вечно хнычет и скучает. (Ф.Сеф.)
Итак, вперед нас ждут новые открытия, поэтому неизвестные факты вы должны записать в путевые листы.
3. Подготовка учащихся к теме урока
3.1. Актуализация усвоенных знаний.
Чтобы наше путешествие было успешным, мы не сели на мель и не разбились о скалы нам необходимо повторить классификацию волокон.
- Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна?
- Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими?
- Какого происхождения эти волокна?
- Эти волокна растительного происхождения.
- А какого еще происхождения бывают волокна?
Слайд №1

3.2. Мотивация знаний.
- Представителями этих волокон являются шерсть и шелк.
- Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке.
4. Изложение нового материала.
Впереди по курсу я вижу остров, он называется “ Шерстяным”, да не раз мне приходилось бывать на нем.
Вот мы подошли к острову, давайте погуляем по нему и ближе познакомимся с производством шерстяной ткани.
Слайд №2

Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений, окружающих город Милет. Откуда их привезли на Пиренейский полуостров.
Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи.
Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью.
А в СНГ овец разводят в районах с полузасушливым климатом: Казахстан, Грузия, Туркмения, Азербайджан.
Шерсть – волосяной покров животных. Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных.
Слайд №3

Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке.
Слайд №4

Ее сортируют – перебирают по качеству,
треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений,
промывают – горячей водой с мылом содой,
сушат – в сушильных машинах.
Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки.
Слайд №5

ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ
Длина – 2 – 45 см
Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань.
Цвет – белый, серый, рыжий, черный.
Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами.
Упругие, ткани малосминаемы.
Недостатки: пылеемкость, усадка.
После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.
Стирают вручную при t 30° С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150°-200° С через проутюжильник.
Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз.
Слайд№6

И так снова в путь. Впереди я вижу остров, он называется “ Шелковым”,
Вот мы подошли к острову, давайте погуляем по нему и ближе познакомимся с производством шелковой ткани.
Теперь поговорим о шелке. Его история полна тайн и опасностей.
Слайд№6

Когда-то в Китае на шелк распространялась монополия. Секреты ни в коем случае не должны были узнать иностранцы: китайцы продавали шелк во всем мире, перемещая его по Великому шелковому пути. Но европейцы узнали тайну китайского шелка. В 245 г. нашей эры японская императрица получила в дар от китайского соседа шелковое платье. Но не ведомы пути прихода шелка в Японию.
Зачинателем шелководства на Руси был Петр I. Но в Москве было холодно, а вот в Киеве шелковица прижилась. Современными центрами шелководства стали Кавказ, Крым, юг Украины.
Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда. Эта гусеница питается листьями только листьями тутового дерева и отсюда ее название.
Слайд№7
Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии:

Из яичек, отложенных на листьях тутового дерева, выползают гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам.

Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает от 600-900 м нити.

В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и все начинается снова.
Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец.
Слайд№8

ШЕЛКОВЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ
Длина – 600-900м
Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные.
Цвет – белый, кремоватый.
Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.
Упругие, поэтому ткани малосминаемы.
Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.
Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.
После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, оставляет запах жженого пера.
Стирают вручную при t 30°-40° С, прополаскивают водой с уксусом, слегка отжимают. Утюжат при t150°-160° С с изнаночной стороны.
Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду.
Слайд №9

Наше путешествие скоро подойдёт к концу, вы узнали, как получают ткани, чтобы шить красивые изделия. Но наши изобретатели не стоят на месте, а идут вперед и так появились новые компьютерные технологии.
Британские специалисты создали компьютерное программное обеспечение, которое позволяет как бы «пощупать» на расстоянии ткань или изделия из нее и определить до 10 характеристик: поверхности — гладкую или ворсистую; качество ворса — мягкого или колючего; объемность или «толщину», чтобы понять — легкая ткань или тяжелая; жесткость и даже способность сохранять тепло. Например, перемещением указателя мыши вертикально по виртуальной поверхности ткани позволяет, как бы взъерошить ворс. Для определения толщины ткани пользователь «приподнимает» и «опускает» ее, получая ощущение веса. В то же время изображение изделия можно повернуть в разных плоскостях или приблизить рассмотреть нужные детали. Эта программа очень удобна, в том числе и для покупки товаров через Интернет.
5. Физкультминутка с использованием дыхательной гимнастики
Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта; так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом. Дыхание – главнейший источник жизни. Человек сможет прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько минут.
Раз - согнуться-разогнуться,
Два - нагнуться, подтянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим
6. Практическая работа под руководством учителя
Задание №1.
«Сравнение волокон шерсти и натурального шелка»
Материалы и инструменты: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, лупа, лоток, учебник, тетрадь, справочная таблица.
Ход работы
Рассмотрите образцы шерсти и натурального шелка под лупой.
Сравните волокна по внешнему виду.
Сравните волокна на ощупь.
Рассмотрите характер горения (демонстрирует учитель).
По полученным данным и таблице определите вид ткани и впишите в форму отчета.
Задание №2.
«Изучение свойств натуральных шелковых и шерстяных тканей»
Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки, инструкция «Правила работы с иглами и булавками.
Ход работы
Определите сминаемость шерстяной и натуральной шелковой ткани.
Определите драпируемость шерстяной и натуральной шелковой ткани.
Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении.
Определите осыпаемость натуральной шелковой и шерстяной тканей.
Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.
ПРИЗНАКИ ВИДА ТКАНИ
Блеск
Гладкость Мягкость
СминаемостьШЕРСТЬ Малозаметный Шероховатая
Средней жесткости Малая
ШЕЛК
Нерезкий
Гладкая
Мягкая
Малая
7. Подведение итогов. Выставление отметок.
- Зачем людям потребовались новые виды волокон?
- О каких новых волокнах вы узнали на уроке?
- Что служит сырьем для производства шерстяных тканей?
- Что служит сырьем для производства шелковых тканей?
- Назовите основные этапы процесса производства шерстяных и шелковых тканей?
8. Рефлексия
- Наше путешествие подошло к концу.
- Что нового и интересного узнали на уроке?
9. Информация о домашнем задании
Собрать коллекцию шерстяных и шелковых тканей, принести клей, ножницы.