Программа летней каникулярной площадки Северная палитра творчества


-62549799717-618687-675159
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕЙ КАНИКУЛЯРНОЙ ПЛОЩАДКИ

«Северная
палитра творчества»
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
-205740303530
793093197263
4675803133044319465335692
\s
1849361127504Надым

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕЙ КАНИКУЛЯРНОЙ ПЛОЩАДКИ
«СЕВЕРНАЯ ПАЛИТРА ТВОРЧЕСТВА»
для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста
Срок реализации программы: 15 дней.

Авторы программы:
Семенчук И.А., заместитель директора по УВР
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
Зайчикова В.В., педагог-организатор
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
Надым, 2015
Пояснительная записка
«Через творчество - к жизненной миссии»
Актуальность программы. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. В настоящее время в общеобразовательных организациях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Хореография» и т.д., а также с помощью различных факультативов, творческих объединений, по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха, обучения и воспитания детей в условиях летней каникулярной площадки. В рамках осуществления Указа Президента «О проведении в Российской Федерации Года литературы» в плане воспитательной работы особое внимание уделяется мероприятиям, связанным с литературным творчеством («Творческие встречи», «Путешествие в мир сказок», Акции «Лечим книгу» и т.п.) совместно с сотрудниками МУК «Межпоселенческая центральная библиотека», в рамках празднования 85 летия со дня образования ЯНАО и Надымского района запланированы тематические познавательные мероприятия (виртуальные экскурсии по памятным местам родного города, края; с целью сохранение и развитие национальных культур, фольклора, национально – прикладного творчества - совместные мероприятия со специалистами Филиала МБУК «Надымская районная клубная система» - Центр национальных культур), МУК «Музей истории и археологии г. Надыма», эколого-методическим центром «Дом природы»
В системе образования Надымского района функционирование летних площадок различной направленности строится на реализации новых актуальных интерактивных форм взаимодействия взрослых и детей в рамках летней оздоровительной кампании.
Летняя площадка по художественному направлению размещается на базе МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Надыма и предполагает ведение образовательной и досуговой деятельности через реализацию краткосрочных образовательных программ и досуговой программы в форме познавательной игры, в которой и взрослый, и ребёнок – это субъекты-партнёры – системообразующие творческой деятельности.
Организация работы каникулярной летней площадки по художественному направлению – это особая педагогическая система, в которую включены новые формы взаимодействия ребёнка и взрослого, личности и коллектива на основе деятельностного подхода, то есть такой организации взаимодействия, в основе которой лежат субъект-субъектные отношения. Активизируя творческий потенциал детей и подростков на самоорганизацию разносторонней деятельности в рамках летней площадки, осуществляя при этом личностно-ориентированный подход и используя интерактивные формы организации культурно-познавательной деятельности, педагогический коллектив площадки может рассчитывать, как на позитивную динамику личностного роста детей и подростков, расширение эстетического кругозора участников, так и на высокий уровень сформированности временного коллектива.
Разработка программы организации летней площадки была вызвана: повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников; обеспечением преемственности в работе площадки и образовательной организацией дополнительного образования детей; модернизацией старых форм работы в период летней компании; необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Выбор тематики программы «Северная палитра творчества» обусловлен результатами проведённого анкетирования среди учащихся образовательных организаций г. Надыма в возрасте 7 – 17 лет, которое было организовано с целью выявления познавательного интереса к проведению предстоящего летнего досуга.
В результате анкетирования были выделены два направления, особо интересующие респондентов: изобразительное искусство и хореография.
Основной состав площадки – это учащиеся общеобразовательных школ г. Надыма в возрасте 7–17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Комплексность программы «Северная палитра творчества» обусловлена многоплановостью содержания познавательной (образовательной) и воспитательной деятельности, которая включает интеллектуальный, нравственный, познавательный, культурно-эстетический и социальный компоненты. Содержание программы реализуется через внутреннюю интеграцию образовательной и воспитательной деятельности, которая направлена на создание единого информационно – познавательного поля для раскрытия личности и творческой самореализации ребёнка. Тематическая направленность способствует:
формированию культурного, творческого поведения и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития;
формированию базовых нравственных ценностей: патриотизм, гражданственность, труд, творчество, искусство и т.д.
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию народов России.
В настоящее время патриотическое воспитание символизирует идею исторической преемственности, связи поколений. Организация работы по патриотическому воспитанию средствами художественного образования предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание подрастающего поколения, формирование у них патриотических убеждений и особую роль в этом играет художественно-творческая деятельность, основанная на изучении региональной культуры.
Выбор эффективных форм совместной деятельности детей и взрослых в условиях города – важная проблема повышения эффективности воспитательной, культурно-досуговой и патриотической работы.
Данные тенденции в практике организации летнего отдыха определяют новизну выбранных форм деятельности, положенных в основу разработки программы летней каникулярной площадки «Северная палитра творчества»:
краткосрочные образовательные программы («Юный художник» - включающие учащихся в активную художественную деятельность с использованием различных художественных материалов и техник; «Свободная танцевальная пластика» - искусство сочинения и сценической постановки танца, практическая работа учащихся), построенные с использованием интерактивных и игровых технологий, носящих динамический характер и ориентированные на деятельностный подход;
досуговая программа построена в форме познавательной игры, где учащиеся не только будут посещать занятия в учебных объединениях, а также разрабатывать сценарии, открывать чудесный мир в живых красках, учиться танцевать используя различные танцевальные техники и посещать общие воспитательные мероприятия, где согласно выбранной теме погрузятся в необыкновенно прекрасный мир творчества.
Целью данной программы является активизация творческого потенциала детей, их личностного развития через разностороннюю культурно-досуговую деятельность в рамках летней каникулярной площадки.
Для достижения поставленной цели необходимо решение целого комплекса задач:
вовлечение детей и подростков в активную культурно-познавательную деятельность;
формирование сплоченного, дружного коллектива для работы в период функционирования площадки;
организация совместной деятельности детей и взрослых, интеллектуального, познавательного и увлекательного досуга;
развитие организаторских, лидерских и коммуникативных способностей детей через участие в совместных творческих делах;
воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к культурному наследию родного края, страны;
организация полноценного культурно-досугового отдыха детей.
Программа летней площадки опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребёнка, педагога, родителей, которое позволяет учащемуся почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации, который предполагает:
отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одного дня;
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики площадки;
активное и добровольное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности.
Принцип доступности выбранных форм работы.
Содержание. Основная деятельность летней каникулярной площадки направлена на развитие личности ребёнка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Летняя каникулярная площадка, учитывая её специфическую деятельность, даёт детям определённую целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребёнка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Находясь на летней каникулярной площадке, дети ежедневно включаются в познавательно-досуговый процесс, для которого характерен упорядоченный ритм жизни. Результатом осуществления культурно-досуговой деятельности является формирование потребности у учащихся в культурном образовании и воспитании.
Досуговая деятельность на летней каникулярной площадке направлена на вовлечение детей в тематические мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Методы и средства
Соблюдая методические принципы развивающего обучения («природосообразность», «вариативность», «индивидуализация» и другие), театральная педагогика выдвигает свои принципы проблемности («поиск истины»), противоборства («борьба идей»), творческой свободы, что формирует дидактику творческого взаимодействия: сюжетность занятия, словесная наглядность, проблемность, поисково-творческий характер занятия, занимательность учебного процесса.
В процессе обучения помимо традиционных используются такие формы обучения как: творческие и социо-игровые задания, интерактивные экскурсии, литературные гостиные, познавательные викторины, инсценировки экспромты, выставки, танцевальные батлы, конкурсы, само презентация и т.д., где наглядно прослеживается результат творческой работы учащихся.
Формы организации деятельности: теоретические занятия, практикумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, инструктажи, работа в малых группах, КТД.
Среди технологий обучения наиболее приемлемы следующие: технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений, технология коммуникативного обучения.
Занятия по танцевальному искусству разнообразны как по содержанию, так и по выбору применяемых методов: беседа в виде вопросов и ответов, рассказ, объяснение, прослушивание музыки и ее самостоятельный разбор; наглядные методы: наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога; практические методы: разучивание и повторение движений, танцев; проблемно-поисковые методы обучения.
Основной организационной формой, в которой будет происходить реализация досуговой программы, является игра - лучшая форма приобщения ребёнка к познанию.
Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность обучения и воспитания, позволяющая детям приобрести новые знания, умения и навыки.
Во-вторых, – это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на коллектив и личность.
В-третьих, – это метод стимулирования интереса и творческой активности детей в других видах деятельности.
В-четвертых, игра – это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности временного детского коллектива.
Познавательная игра сочетается с творческим трудом, дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Игра помогает увидеть учащихся в особой ситуации: в условиях творческого напряжения, помогает самоутвердиться в кругу товарищей и в собственных глазах. Игра является культурным феноменом и выполняет в программе следующие функции: педагогическую, коммуникативную, эстетическую и ряд других.
Программа летней каникулярной площадки «Северная палитра творчества» состоит из 3 этапов:
Ознакомительный: 1 день пребывания (формирование детского коллектива; ознакомление с правилами и режимом пребывания на площадке; проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и коммуникативных способностей; запуск программы, погружение в игру: игровые и тематические мероприятия, познавательные викторины, стендовые презентации и т.д.);
Практический: 2-11 день пребывания (реализация краткосрочных образовательных программ; мероприятий воспитательного характера: развлекательно - познавательные игры, концерты, викторины, станционные игры, тематические встречи, экскурсии, соревнования и т.д.).
Обобщающий: 12-13 день пребывания (итоговые мероприятия: мониторинг качества реализации краткосрочных образовательных программ, выступление детей, презентации о проделанной коллективной творческой работе, театрализованная игровая программа и танцевальный батл, выработка перспектив деятельности площадки, анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесённых в организацию деятельности будущей площадки).
Участники программы летней каникулярной площадки
33 учащихся в возрасте 7-17 лет (зачисление детей производится на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих);
директор площадки; завхоз; педагог-организатор; педагоги дополнительного образования; концертмейстер; звукооператор; рабочий по КОиРЗ.
Работники летней площадки несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностями.
Структура площадки. Режим работы
Летний период в организации деятельности площадки создает особенно благоприятные условия для общения детей между собой, обмена эмоциональными ценностями, личностными интересами.
В 2015 году летняя площадка «Северная палитра творчества» будет работать 13 дней: 02.06. - 17.06.2015г. с 10.00 до 14.00 часов ежедневно, кроме воскресенья. Дети самостоятельно будут добираться из дома до летней площадки (Центр детского творчества) и покидать ее по окончанию работы. Более 30 учащихся младшего, среднего и старшего возраста будут погружены в культурно-досуговую деятельность, через участие в работе учебных объединений («Юный художник», «Свободная танцевальная пластика») и в совместных воспитательных мероприятиях познавательного и досугового характера.
В 2015 году деятельность летней площадки будет организована в форме познавательной игры «Северная палитра творчества». Все действия будут происходить в творческих студиях:
«Юный художник», учащиеся будут осваивать основы изобразительного искусства, к закрытию смены будет организована выставка творческих работ учащихся;
«Свободная танцевальная пластика», учащиеся будут осваивать искусство сочинения и сценической постановки танца, а к концу смены сами покажут совместные постановки.
Дважды в неделю осуществляется сбор в «культурном центре» на общее мероприятие, где ребята смогут стать участниками игровых и конкурсных программ, воспитательных мероприятий, встреч с интересными людьми, тематических экскурсий и т.п.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы: директор площадки; завхоз; педагог-организатор; педагоги дополнительного образования; концертмейстер; звукооператор; рабочий по КОиРЗ.
Методическое обеспечение программы:
программа летней каникулярной площадки «Северная палитра творчества»;
должностные инструкции сотрудников площадки;
программно-методическое обеспечение программы;
методические разработки, сценарный материал в соответствии с планом работы;
методический материал для педагогических работников площадки;
краткосрочные образовательные программы педагогов дополнительного образования «Юный художник», «Свободная танцевальная пластика» с учебно-методическим комплексом соответственно тематике и сюжету площадки;
документация для осуществления деятельности площадки (план-сетка, локальные акты (положения), инструкции т.д.);
мониторинговая система отслеживания результатов и подведения итогов работы летней каникулярной площадки.
Педагогические условия:
отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
организация различных видов деятельности;
добровольность включения детей в организацию деятельности площадки;
создание ситуации успеха;
организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение:
привлечение средств материально - технической базы Центра детского творчества для оптимального функционирования летней площадки;
кабинеты для ведения образовательной и досуговой деятельности: кабинеты № 5, 7, 24);
материалы для оформления площадки и творческой деятельности детей;
наличие канцелярских принадлежностей;
аудио и видеотехника: фотоаппарат, компьютер, принтер, копировальный аппарат, музыкальный проигрыватель, видеокамера, видеомагнитофон, телевизор, караоке-центр, микрофон;аудиоматериалы, видеоматериалы.
Ожидаемые результаты реализации программы
Участие в программе «Северная палитра творчества» предполагает благотворное влияние на интеллектуальное, нравственное, художественно-эстетическое развитие детей, формирование творческого мышления, познавательных процессов, лидерских и организаторских навыков, расширение кругозора. Организация деятельности с использованием предложенных в программе форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков учащихся, что окажет существенное влияние на формирование познавательного интереса к различным видам культурной, творческой, созидательной деятельности.
По окончанию функционирования летней каникулярной площадки предполагается достижение следующих результатов:
создано единое информационно-познавательное поле для раскрытия личности и творческой самореализации ребёнка в рамках реализации программы площадки;
на 100% удовлетворены детские потребности в полноценном отдыхе и организации досуга в летнее каникулярное время;
более 50% учащихся продолжат обучение в учебных группах художественно-эстетического направления Центра;
качество реализации краткосрочных образовательных программ составило более 80% (хороший уровень);
на хорошем уровне (более 80%) сформированы специальные и ключевые компетенции учащихся в области культуры и искусства:
специальные: овладение знаниями тематической лексики и практическими навыками;
учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, овладение креативными навыками;
информационные -  владение навыками работы с различными источниками информации, навыки оперативного сбора информации и её обработки;
личностного самосовершенствования – готовность к постоянному самосовершенствованию, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию и самореализации;
социально-коммуникативные – обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе;
сформирован устойчивый познавательный интерес подростков к самообразованию и самореализации;
уровень организаторских и коммуникативных способностей детей возрос на 40%;
сформирован сплоченный временный творческий коллектив детей (стадия «Алый парус» по А.Н Лутошкину), способный как к совместному, так и к самостоятельному поиску и решению образовательных задач и организации увлекательного досуга;
организована творческая и культурно-досуговая деятельность для детей через реализацию досуговой и краткосрочных образовательных программ;
более 30 детей и подростков вовлечены в культурно-познавательную деятельность, что составляет 100% от запланированного количества участников площадки.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
постановка реальных целей и планирование результатов программы;
заинтересованность педагогов и детей в реализации и освоении программ, благоприятный психологический климат;
уровень качества реализации краткосрочных образовательных программ;
удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
творческое сотрудничество взрослых и детей;
уровень сформированности специальных и ключевых компетентностей учащихся в области культуры, театра, искусства, хореографии;
уровень организаторских и коммуникативных способностей учащихся;
готовность к дальнейшему обучению в учебных группах художественно-эстетического направления Центра.
В качестве критериев оценки эффективности и успешности реализации программы применяется следующий инструментарий:
МЕТОДОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Период площадки,
Педагогические задачиФормы и методы организации деятельности РезультатОрганизационный период (1 день)
Педагогические задачи:
знакомство, создание психологически безопасной атмосферы,
формирование коллективных ценностей и правил,
работа над созданием учебных групп,
поддержка позитивного эмоционального подъёма Встреча детей и подростков,
проведение диагностики по выявлению общих интеллектуальных, лидерских и творческих способностей,
запуск программы «Северная палитра творчества», знакомство с правилами поведения на летней площадке;
подготовка и торжественное открытие летней каникулярной площадки. Оформление межличностных отношений детей в группах и с педагогическими работниками,
Эмоциональная включённость детей и педагогических работников в работу летней площадки.
Основной период
(10 дней)
Педагогические задачи:
создание условий для индивидуального и коллективного развития,
реализация основной идеи летней площадки.
Организация и проведение коллективных, групповых совместных творческих дел,
занятия в ИЗО и хореографической студиях (по программам педагогов дополнительного образования),
экскурсии, творческие выставки, познавательные и развлекательные мероприятия.
Оформление группы как социального организма со своими принципами и законами,
установление межгрупповых связей,
принятие детьми принципов общей культуры и правил поведения на летней площадке.
Заключительный период (2 дня)
Педагогические задачи:
организация конструктивного взаимодействия на площадке.
подведение личных и коллективных итогов,
анализ деятельности летней площадки.
Подведение итога совместной деятельности площадки;
подготовка к закрытию летней площадки;
анализ качественных изменений, личностного роста участников;
анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по развитию летней каникулярной площадки;
корректировка перспектив деятельности площадки;
составление аналитического материала по итогам работы площадки. Установление атмосферы единства, взаимопомощи и поддержки;
личностный рост, осознание своего творческого потенциала.