Урок чтения для 3 класса по теме «По страницам детского журнала «Мурзилка»»

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Школа России»
Федотова Ирина Евгеньевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Комсомольская СОШ»,
Кунгурского района, Пермского края
Тема: По страницам детского журнала «Мурзилка».
Весёлые истории в рассказе Ю.И. Ермолаева «Проговорился»
Цель: познакомить учащихся с журналом «Мурзилка» и рассказом Ю.И. Ермолаева «Проговорился».

Задачи урока:
продолжить работу над совершенствованием навыка выразительного чтения,
развивать творческие способности детей и внимание к авторскому слову,
формировать умения логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной и письменной речи,
способствовать расширению кругозора, памяти, мышления,
воспитывать любовь и интерес к чтению,
развивать коммуникативные навыки.
Оборудование:
- детские журналы «Мурзилка»,
- индивидуальные листы-задания,
- портрет Ю.И.Ермолаева,
- карточки,
- клей, краски, кисточки.
Ход урока:
Орг. момент:
Начнём урок с маленького слова - Еж.
- Какие ассоциации возникли у вас с этим словом?
- Что вы представили, увидели, услышали, когда прочитали это слово?
- Можете ли вы предположить, чем мы будем заниматься на уроке?
Моя подсказка. Ёж предлагает принять телеграмму: Михалков, Успенский, Рачёв, Заходер, Иванов, Лаптев, Канашевич, Алтаев. (МУРЗИЛКА)

Постановка темы и цели урока:
- Что объединяет эти 2 слова Еж и Мурзилка? Это названия детских журналов.
(ЕЖ - ежемесячный журнал для детей. Издавался с 1928 года. Его, возможно, читали ваши прабабушки и прадедушки.)
- А сейчас вы готовы сказать, что нам предстоит сделать на уроке?
- Какие ещё детские журналы вы знаете? (выставка детских журналов)
Д/з – принести в класс любой детский журнал и сделать обзор.

Знакомство с новым материалом:
Прежде, чем мы будем работать с журналом «Мурзилка», найдите объяснения значения слов с помощью толкового словаря.
Работа в группах.
ТИРАЖ 4
ПЕРИОДИКА 1
РУБРИКА 2
РЕДАКТОР 9

Поставьте слова в алфавитном порядке
ПЕРИОДИКА 1 РЕДАКТОР 9 РУБРИКА 2 ТИРАЖ 4

(1924) – это год издания 1 номера журнала «Мурзилка»
Сообщение учащегося «Из истории создания журнала «Мурзилка».
В далёком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано, сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то вспомнились популярные дореволюционные книжки о весёлых приключениях маленьких лесных человечков. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка.
А в журнале пришлось ему стать беленькой собачкой и путешествовать вместе с мальчиком Петей. Это имя изначально было дано щенку – грязнуле, синоним этого слова «замурзыка». Мурзилка в таком обличии не очень нравился писателям, художникам,да и самим детям. И тогда редакция попросила знаменитого художника Каневского создать образ Мурзилки. Было это в 1937 году. И с тех пор в журнале поселился пушистый волшебный герой, жёлтенький как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо, такой, каким все видят его сейчас. Он весёлый, находчивый, любознательный, иногда озорной. Дети полюбили его, доверяют свои тайны, ждут от него совета, хотят поговорить с ним, зовут в гости. Они верят в то, что существует на свете добрый, понимающий Мурзилка!` За все годы существования любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. В следующем 2014 году исполняется журналу Мурзилка 90 лет! Несмотря на «почтенный» возраст, журнал с каждым годом становится красочнее и интереснее по содержанию.
Работа в паре.
- Рассмотрите журнал и назовите рубрики, которые есть в «Мурзилке».
- Кто главный редактор журнала, какой тираж журнала?
В одном из номеров журнала «Мурзилка» был напечатан рассказ Ю.И.Ермолаева «Проговорился».
Из биографии писателя Ю.И.Ермолаева
Ермолаев Юрий Иванович (1921-1998г.г.), русский писатель. Окончил театральное училище им. Щепкина в г. Москве в 1943 г. Но прославился Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель.
Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась “Почему рассердились бумажные полоски”. Юрий Иванович является автором нескольких популярных повестей и сказок. Книги Ермолаева выходили довольно регулярно. Некоторые свои произведения он назвал “ Грустными шутками”, забавность которых таит в себе много важного и поучительного.
Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем.
Мы сейчас познакомимся с этим рассказом. (стр.179)
Назовите слова – синонимы или выражения, которые могут заменить название рассказа (разболтал, сказал лишнее, рассказал какую - то тайну, не подумал, что можно рассказать, обещал молчать, но не выдержал, рассказал чей-то секрет)
Чтение рассказа (хорошо читающие ученики).
Прослушав рассказ, вы должны ответить на вопрос
- О чём проговорился попугай?
Чтение рассказа учащимися.
- Так о чём же проговорился попугай?
- Почему попугай отвечал такими фразами?
- Что ребята узнали о девочке из общения с попугаем? (то, как вела себя девочка, какая она на самом деле; что она говорит, когда её никто не видит, когда она не притворяется).
- Как вы думаете, почему получилась такая неприятность?
- А чего ожидала Ирочка со стороны одноклассников? (похвалы, восторга)
- Ребята, а как называют людей, которые стараются научить животных чему-либо? (дрессировщики)
-Ирочка тоже хотела научить говорить попугая. Получилась ли из неё дрессировщица? Почему? Как нужно дрессировать животных? (лаской, добрым, нежным словом)
- О чём самом главном рассказал попугай?
- Может ли Ирочка исправить ситуацию? Как?
- Что хотел показать писатель в этом рассказе? Что мы можем прочитать между строк? (Вежливым и воспитанным человек должен быть всегда)
Д/з - прочитать рассказ по ролям
Физ.минутка Игра Девочки – мальчики

Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только..
Болты, шурупы, шестерёнки
Найдёшь в кармане у
Коньки на льду чертили стрелочку
В хоккей с утра играли

Болтали час без передышки
В цветастых платьицах.
При всех помериться силёнкой,
Конечно, любят лишь
Боятся темноты трусишки
Все как, один они.
Щёлк, кружева и в кольцах пальчики
Выходят на прогулку..

Творческое задание по группам
1группа НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Выберите пословицы, которые можно отнести к рассказу Ю.Ермолаева «Проговорился».
- Изба красна пирогами, а человек – делами.
- Труд кормит, а лень портит.
- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
- Землю красит солнце, а человека – труд.
- Не по виду суди, а по делам гляди.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Делу – время, а потехе – час.

2 группа КРОССВОРД
Разгадайте кроссворд « МУРЗИЛКА»
1. Детский поэт Самуил Яковлевич ..
2. Кто такой Чико?
3. Количество экземпляров, выпущенного в свет печатного издания.
4. Печатное периодическое издание.
5. Заголовок раздела.
6. Автор рассказа «Проговорился».
7. Главная героиня рассказа «Проговорился».
8. Литературный работник, занимающийся журналистикой.

3 группа ВЕСЁЛЫЙ ХУДОЖНИК
Раскрасьте попугая Чико.

4 группа ПРОБА ПЕРА
Напишите в журнал заметку о своём однокласснике или о своём классе.
Попробуйте подобрать рифму к строкам стихотворения:
«Мурзилка» – журнал 21 века
.
«Мурзилка» - весёлый журнал для детей,
.
Д/з – написать заметку в газету «Солнышко» о своём классе, об однокласснике, о своих увлечениях
(на доске появляются рубрики, заполненные детьми)
5. Итог урока:
Результатом совместной работы у нас получился номер журнала. Осталось заполнить ещё 1 рубрику «Игродром».
Обсудите в группе и выберите, каким цветом вы раскрасите полоску, какому настроению она соответствует. Раскрасьте её и объясните свой выбор (появляются слова: спасибо, молодцы, отлично, успешно)
Д/з: Выполнить задание на выбор :
Принести в класс любой детский журнал и сделать обзор.
Прочитать рассказ Ю. И. Ермолаева по ролям.
Написать заметку в газету «Солнышко» о своём классе, об однокласснике, о своих увлечениях

Закончите фразы:
Сегодня я узнал
У меня получилось
Было трудно
Мне захотелось
Меня удивило

Приложение 1
ТИРАЖ 4
РЕДАКТОР 9
РУБРИКА 2
ПЕРИОДИКА 1


Приложение 2

Выберите пословицы, которые можно отнести к рассказу Ю.Ермолаева «Проговорился».


Раскрасьте попугая Чико.


Разгадайте кроссворд « МУРЗИЛКА»


Напишите в журнал заметку о своём однокласснике или о своём классе.

Попробуйте подобрать рифму к строкам стихотворения:

«Мурзилка» - журнал 21 века.

«Мурзилка» - весёлый журнал для детей.

Приложение 3

Игра Девочки – мальчики

Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только

Болты, шурупы, шестерёнки
Найдёшь в кармане у

Коньки на льду чертили стрелочку
В хоккей с утра играли

Болтали час без передышки
В цветастых платьицах

При всех помериться силёнкой,
Конечно, любят лишь

Боятся темноты трусишки
Все как, один они

Щёлк, кружева и в кольцах пальчики
Выходят на прогулку

Приложение 4

Д/з: Выполнить задание на выбор:
Принести в класс любой детский журнал и сделать обзор.
Прочитать рассказ Ю. И. Ермолаева по ролям.
Написать заметку в газету «Солнышко» о своём классе, об однокласснике, о своих увлечениях.
Приложение 5














































1
М
 
 
 
 
 



2
 
 
 
У
 
 
 






3
 
 
Р
 
 







4
 
 
З
 
 
 




5
 
 
 
 
И
 
 





6
 
 
 
 
Л
 
 
 




7
 
 
 
 
К
 






8
 
 
 
 
А
 
 
 
 










































1. Детский поэт Самуил Яковлевич ..

2. Кто такой Чико?

3. Количество экземпляров, выпущенного

в свет печатного издания.






4. Печатное периодическое издание.

5. Заголовок раздела.

6. Автор рассказа «Проговорился».

7. Главная героиня рассказа «Проговорился».

8. Литературный работник, занимающийся

журналистикой.


Приложение 6
Приложение 7






















Приложение 8
Приложение 9 Приложение 10