Урок литературы Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МИТЯЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Л.Н. ТОЛСТОЙ.
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ

УЧИТЕЛЬ МОРОЗ Т.А.


Тема: Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением изученного). Поиски нравственного идеала в юности. Автобиографическая трилогия
Цель: ознакомить учащихся с жизнью, творческой деятельностью и мировоззрением великого русского писателя; развивать речь и навыки анализа художественного произведения; воспитывать стремление к самосовершенствованию.
Оборудование: портреты Л.Н.Толстого, альбом «Л.Н.Толстой», выставка книг писателя.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л.Н.Толстой
Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!
Теодор Драйзер
I.Мотивация учебной деятельности школьников
II.Объявление темы и цели урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся
Внимательно посмотрите на портрет Л.Н.Толстого и поделитесь своими впечатлениями.
Сравните их с впечатлениями других людей. Стефан Цвейг, описывая портрет Толстого в книге «Три певца времени», подчеркивает обыденность лица великого писателя: «С таким анонимным общерусским лицом можно председательствовать за министерским столом так же, как и пьянствовать в толпе бродяг, продавать на рынке булки или в шелковом облачении митрополита осенять крестом коленопреклоненную толпу: нигде, ни в каком обществе, ни в каком месте России это лицо никому не могло броситься в глаза чем-либо из ряда вон выходящим… Именно потому, что Толстой воплощает в себе всю Россию, у него не исключительное, а только чисто русское лицо». Только одну деталь Цвейг отмечает особо в этом лице: глаза, взгляд писателя. «Вся озаряющая сила этого человека собрана воедино в его взгляде, - так же, как у Достоевского вся красота сконцентрирована в мраморной выпуклости его лба… Тот, кто обладает таким взором, видит истину; ему подвластны и мир, и познавание. Но не будет счастлив тот, кто обладает этим вечно правдивым, вечно бодрствующим взором». Д.Лихачев назвал Толстого «типичным русским странником по натуре и по своим писательским и этическим исканиям».
Действительно, творческий путь Толстого – это бесконечный поиск истины и стремление к идеалу. «Чтоб действовать на других, художник сам должен быть ищущим», - писал сам Лев Николаевич в своем дневнике.
Знакомясь с биографией писателя, постараемся увидеть основные вехи, главные устремления на пути его духовных исканий, а также отражение их в творческом процессе.
III.Работа над темой урока
1.Слово учителя с элементами беседы.
2.По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу :Творческий путь и духовные искания Л.Н.Толстого
Даты Произведения Направление духовных и творческих поисков писателя

I этап. «Жизнь творца и счастливого человека»
1852
1854
1857
1855
1856-
1860
1863
1862-
1869
1873-
1877 «Детство»
«Отрочество»
«Юность»
«Севастопольские рассказы»
«Утро помещика»
«Люцерн»
«Казаки»
Роман-эпопея
«Война и мир»
Роман
«Анна Каренина» Автобиографическая трилогия.
Изображая становление человеческой личности в непосредственных связях с жизнью, Толстой стремится осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм, показывает противоречивость внутреннего мира человека, который стремится утвердиться в обществе и одновременно остаться независимым.
Черты таланта:
- интерес к внутреннему миру человека, изображение диалектики души;
- беспощадная правдивость в изображении душевных противоречий;
- поиски нравственного кодекса, правил поведения.

Реалистическое изображение войны и психологического состояния человека на войне. «Герой моей повести… – правда».
Впервые возникает обобщенный образ народа.
Столкновение помещичьей и крестьянской психологии.
Конфликт между дворянством и народом. Природа и человек, живущий по законам природы, - высшая ценность.
Стремление к простоте и естественности.
Изображение истории народа и роли отдельной личности в ней. «Настоящая жизнь» должна совпадать с интересами простых людей. Определение критериев ценности человеческой личности:
- отношение к родине, народу, природе;
- способность к самоанализу;
- глубина переживаний;
- нравственные искания.
Отражение проблем современной эпохи. Ощущение кризиса, грядущих катастроф, поиски выхода.
Начало душевного кризиса: «Жизнь остановилась и стала жуткой.
Вывод. Шестнадцатилетний период жизни Л.Толстого от женитьбы до окончания двух романов – единственный период в жизни писателя, когда он жил в мире с собой и своей работой. 10 лет плодотворного творчества принесли ему мировую славу, он в четыре раза увеличивает свое состояние, воспитывает детей и расширяет дом. Он не копается в себе, а изучает мир. «Я не копаюсь в своем положении и в своих семейных отношениях. Это состояние дает мне ужасно много умственного простора». Именно тогда, когда во внешней жизни Толстой достиг всего, начинается его духовный кризис.

II этап. Духовный кризис.
«Жизнь остановилась и стала жуткой».
80-е –
90-е
годы
1887-
1886
1890
1890-
1898
1889-
1899
1890
1903
1904 «Исповедь»
«Власть тьмы»
«Смерть Ивана Ильича»
«Дьявол»
«Отец Сергий»
Роман «Воскресенье»
«Живой труп»
«После бала»
«Хаджи-Мурат»
«Я жил дурно». Переоценка ценностей, уход от искусства, обращение к религии, отказ от собственности, стремление к народной жизни. Призыв к уничтожению зла и насилия без применения силы.
Противопоставление жизни народа и жизни господ. Толстой выносит обвинение миру, построенному на угнетении, калечащему вечную природу человека.
Утверждает личную нравственную ответственность человека за свои слова и поступки, за несовершенство мира.
Стараясь следовать своему учению, отчуждается от семьи, уходит из Ясной Поляны.
Вывод. Тридцать лет, от пятидесятого года до конца своих дней, Толстой жил в поисках смысла жизни и познания ее, в борьбе за непостижимое. Он поставил задачу – спасти этой борьбой не только себя, но и все человечество.
«То, что он взялся за эту задачу, заставляет причислить его к лику героев, пожалуй, даже святых. То, что он изнемог под ее тяжестью, делает его самым человечным из людей». (Стефан Цвейг)
IV.Сообщения учащихся:
-«Юношеские дневники Толстого. Стремление к самосовершенствованию»;
- «Автобиографическая трилогия: «Детство», «Отрочество», «Юность»;
- «Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны, героизма, патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах».
V.Подведение итогов урока
Заключительный блиц-опрос:
-Почему легко запомнить день, месяц и год рождения Л.Н.Толстого? (Дату рождения писателя по старому стилю можно обозначить так: 28.08.28).
- Портрет какого писателя Толстой в юности носил на груди вместо нательного креста? (Портрет Жан-Жака Руссо).
- Как называются произведения, составляющие автобиографическую трилогию Толстого? Как звали главного героя трилогии? («Детство», «Отрочество», «Юность»; Николенька Иртеньев).
- В обороне какого города Толстой принимал участие? В каком произведении он отразил впечатления этого периода? («Севастопольские рассказы»).
- Кого Толстой считает главным героем «Севастопольских рассказов»? («Герой моей повести…- правда»).
- Когда и где были опубликованы «Севастопольские рассказы»? (1855, журнал «Современник»).
- Какие произведения Толстого о войне предшествовали «Севастопольским рассказам»? («Набег», «Рубка леса»). Какова главная мысль этих рассказов? (Противоестественность войны).
- В чем особая ценность «Севастопольских рассказов» для современников Толстого? (Они написаны от лица очевидцев в виде репортажа с места событий).
VI. Домашнее задание
1. Прочитать по учебнику стр. 398-400 (замысел романа «Война и мир»).
2. Выписать из учебника определение жанра романа-эпопеи.
3. Прочитать часть I тома I романа-эпопеи «Война и мир».
Темы для беседы на уроке: светское общество, семья Ростовых, семья Болконских.