Рабочая программа Экологическая валеология(факультатив)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Экологическая валеология»
(факультативные занятия)
Автор учитель географии Чумакова И.Н
г.Новый Уренгой
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела страница
1.Пояснительная записка 3
2.Паспорт рабочей программы 4
3.Содержание
3.1 Тематическое планирование
3.2 Учебно-тематическое планирование 5
4.Условия реализации программы
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
4.2. Рекомендуемая литература.
4.3 Интернет-ресурсы 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Валеология, как наука не стала модной однодневкой, а прочно укрепилась в системе общего образования нашей страны. Хотя не ведется отдельным предметом и не нашла своего места в базе обязательных предметов школы, валеология так или иначе проявляет себя в таких курсах, как ОБЖ, природоведение, биология, экология и даже краеведения.
В экологически неблагоприятном регионе Крайнего Севера преподавание валеологии должно включать природные особенности проживания, пути сохранения и укрепления здоровья человека. Авторская программа «Экологическая Валеология» включает: элементарные знания работы основных органов человеческого организма, понятия здоровья и болезни, основные причины заболевания, основные факторы риска, опасности окружающей среды для проживающих в районах Крайнего Севера, принципы сохранения здоровья с использованием традиционной северной медицины.
Рабочая программа курса «Экологическая Валеология» предназначена для изучения валеологии в школе, в рамках факультативных занятий в объеме 18 часов, предусматривает теоретическую и практическую часть.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; факторах формирующих и разрушающих здоровье; о методах и системах сохранения и укрепления здоровья, применяемых местными жителями;
овладение умениями обосновывать место и роль валеологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; проводить наблюдения за своим здоровьем и здоровьем окружающих, с целью описания и выявления естественных и антропогенных изменений; воспроизводить нужную информацию и противостоять вредным привычкам и пристрастиям;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проектно-исследовательской работы;
воспитание убежденности в возможности сохранить и укрепить здоровье, необходимости рационального питания, физических упражнений, н бережного отношения к собственному здоровью;
формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам охраны собственного здоровья, профилактического мышления на здоровый образ жизни; знания по основам личной гигиены; умение ребенка жить в гармонии с собой и с окружающим миром; элементарные знания по вопросу строения человеческого организма и его работе;
использование приобретенных валеологических знаний и умений в повседневной жизни и для оценки уровня здоровья своего и других людей, выработки рекомендаций по ведению здорового образа жизни.
включать детей в практическую деятельность, связанную с развитием эмоциональной сферы с изучением основ законов экологии;
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено формированию у учащихся знаний о «болезнях цивилизации», ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации валеологического образования, убеждений в необходимости формирования здорового образа жизни, умений и навыков осознанно строить свою жизнь. Большое внимание в программе уделено изучению основных направлений традиционной медицины и ведения образа жизни народов Крайнего Севера.
Освоение учебной дисциплины «Экологическая Валеология» базируется на знаниях учащихся, полученных при изучении ОБЖ, краеведения, природоведения, экологии в начальной школе .
Для успешного усвоения знаний, приобретения учащимися практических навыков в содержание обучения включено выполнение практических работ, рефератов, проектно- исследовательской деятельности.

2.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является факультативным занятием
1.2. Место учебного курса в структуре основной образовательной программы:
Рабочая программа курса «Экологическая валеология» используется, как дисциплина естественнонаучного цикла.
1.3. Цели и задачи курса – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели: формирование профилактического мышления на здоровый образ жизни. Приобщение учащихся к мировому уровню культуры здоровья, формирование мотиваций и потребности в здоровом образе жизни, убеждение в необходимости самостоятельного приобретения знаний по сохранению и восстановлению здоровья, в конечном итоге, добиться, чтобы эти знания и убеждения вошли в инфраструктуру повседневной жизни, труда, отдыха.
Задачи:
- развивать способность видеть и понимать, что здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье;
- формировать осознанное отношение к своему организму;
- научить применять полученные знания в практической деятельности;
- показать позитивную роль здорового образа жизни для современного человека, необходимость грамотного отношения к собственному здоровью и окружающих людей.
- показать взаимосвязь валеологии с экологией, биологией, безопасностью жизнедеятельности;
- ориентировать учащихся на сохранение здоровья, используя местные климатические особенности проживания.
В результате изучения дисциплины учащийся должен уметь:
объяснять роль валеологии в формировании культуры здоровья;
иметь представление о требованиях к среде обитания для сохранения здоровья ребенка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
уметь определять умственную и физическую работоспособность, готовность к систематическим нагрузкам в разные возрастные периоды;
уметь осуществлять контроль за состоянием питания;
уметь избегать стрессовых ситуаций, плохого настроения;
уметь подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента здорового образа жизни: рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения, высоконравственного отношения к окружающим людям, творческой активности;
В результате освоения дисциплины учащийся должен знать:
фундаментальные закономерности сохранения и укрепления здоровья;
знать особенности воздействия на здоровье человека климатических, географических факторов;
название и расположение основных органов организма.
взаимодействия организма с окружающей средой и влияния на него различных природных процессов, социальных, психологических факторов;
системы сохранения и укрепления здоровья, средства и методы, направленные на повышение работоспособности и сохранение здоровья;
критерии оценки уровня здоровья, умственной и физической работоспособности лиц разного пола и возраста;
3.Содержание
3.1. Тематическое планирование
№ Наименование тем Кол-во часов
1 Раздел 1. Введение.
1
2 Раздел 2. Знакомство с организмом человека.
15
3 Раздел 3.Как сохранить здоровье в условиях Крайнего севера. 2
3.2.Учебно-тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем Содержание учебного материала часов Уровень освоения
1 Раздел 1. Введение.
А мир прекрасен, если… Наука Экология и предмет валеология, их взаимосвязь. 1 Определение уровня накопленных знаний, ознакомления с новыми понятиями
2 1.1. Предмет, задачи и методы валеологии. Понятие о здоровье и здоровом образе жизни.
Предпосылки и история учения о здоровье. Валеология – наука о здоровье и здоровых. Объект, предмет, основные задачи валеологии, медицинское и валеологическое определения здоровья. Факторы здоровья. Характеристики здоровья. 1 Накопление знаний
3 Раздел 2. Знакомство с организмом человека.
2.1 Это начало начал – клетка. Строение клетки и ее функции. Виды клеток, ткани. 1 Практическая работа
4 2.2 Зачем мы дышим? Кислородная зажигалка. Пять машин в одном носу. Поющее дерево. Строение органов дыхания. 1 Получение знаний
5 2.3 Болезни органов дыхания (профилактика и лечение). Никотин и его последствия. Причины заболевания органов дыхания, профилактика, лечение. Курение и его влияние на органы дыхания. 1 Трансляция фильма
6 2.4 Адмирал флота, который приписан к порту Сердце. Какое сердце у меня? Как работает Сердце? 1 Расширение знаний
7 2.5 Ярко-красное и темно-красное…Почему? (топливо и отходы). Почки, которые никогда не расцветают. Состав и функции крови. Вена и Артерия. 1 Получение знаний.
8 2.6 Болезни органов сердечно-сосудистой системы и почек. Профилактика заболеваний сердца. Причины заболевания сердца. Первая медицинская помощь при кровотечениях и остановки сердца. 1 Практические занятия
9 2.7 Путешествие по пищеварительному контейнеру. Пищеварительная система. Органы участвующие в процессе пищеварения. 1 Получение знаний
10 2.8 Здоровое меню. Злые продукты. Рациональное питание. Белки, жиры и углеводы – меню из трех блюд. Продукты питания коренных народов Севера. 1 Составление полезного меню. Исследовательская работа.
11 2.9 Почему заболел живот? Источники загрязнения воды и продуктов питания. Кишечные заболевания, меры профилактики и лечение. 1 Ознакомление с новыми терминами
12 2.10 Почему мы чувствуем боль? Строение кожи, функции кожи. Гигиена кожи. 1 Расширение знаний
13 2.11 Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях, укусах насекомых, змей, собак и кошек. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных повреждениях целостности кожного покрова. 1 Расширение знаний, практическое занятие.
14 2.12 Лекарственные растения и их применение. Знакомство с лекарственными растениями Севера. 1 Исследова-тельская ра-бота: Соста-вление кален-даря лекарственных растений Севера.
15 2.13 «Сон, этот волшебник сон». Зачем человек спит. Правила хорошего сна. Влияние особенностей Севера на сон человека. 1 Памятка .
16 2.14 «Око». Почему на Севере падает зрение. Факторы риска. Гигиена органов зрения. Правила охраны зрения. 1 Памятка.
17 Раздел 3.Как сохранить здоровье в условиях Крайнего севера. Различные климатические условия – как способ сохранения здоровья. 1 Уроки Здоровейки.
18 3.1 Урок-семинар Закрепление полученных знаний. 1 Выступление учащихся с исследовательскими работами.
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета.
Учебно – наглядные пособия: таблицы, плакаты, учебно-методические пособия, медицинские средства для проведения практических занятий.
Информационное обеспечение обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивное оборудование.
Учебно-программная документация:
Рабочая программа по курсу «Экологическая валеология».
Календарно-тематический план.
Коллекция презентаций к занятиям.
Коллекция видео материалов демонстраций.
4.2.Рекомендуемая литература:
Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – м.: Владос 2000 – 192 с.
Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: 2002 – 40с.
Попов Л.Е. Научные основы трезвого образа жизни: Новосибирск, 2000, – 45с.
Шумова А. Л. Валеология. Учебно – методическое пособие для преподавателей: Москва, 1991, - 56с.
Деларю В.В. Губительная сигарета. М.: Медицина, 1997, - 80с.
Соковня-Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.: AcademA., 1997, - 205с.
В.Н.Няруй, Г.И. Вануйто: Культура народов Ямала., Салехард: ЯНОИПКРО, 2006.
Журнал «Ямал
4.3. Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
7. http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.
8.Электронная книга ЯНАО