Воспитательная работа со школьниками-правонарушителями


Воспитательная работа со школьниками-правонарушителями.
Ходзинская И.П.
Социальный педагог,
КГУ «Степная средняя школа»
«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра»
Конфуций
Наилучшими психолого-педагогическими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, разработанные и с успехом опробованные А.С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетие в нашей стране широко развернулись психологические исследования по этой проблеме. Наибольшую известность из них получили труды Д.И. Фельдштейна. Он указывает четыре группы подростков – правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство достижение поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанная чувство их социальной неполноценности. Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для перевоспитания их важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать. У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезны для них в воспитательном отношении является ритмичное и напряженное трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться. К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. Представители пятой группы – случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков двух последних групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходимы постоянная коллективная работа в должном темпе, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.
Задача воспитания этих детей претворить неведение ребенка в систему реакций. Главный метод воспитания – организация среды ребенка.
Ребенок никогда не есть неисписанный лист бумаги, на котором воспитатель может изобразить все, что ему будет угодно. Целый ряд реакций человека являются врожденными реакциями. Это врожденные задатки различны у разных детей. И если мы хотим достичь успеха в воспитательной работе с ребенком, мы должны очень чутко прислушаться к его основным предрасположениям и строго учитывая их камнем за камнем строить систему воспитательных стимулов. Воспитание и перевоспитание ребенка есть длительный и трудный процесс, требующий от воспитателя большой выдержки и большого внимания к ребенку.
Костанайская область,
Житикаринский район