Урок на тему Численность населения, размещение населения, типы воспроизводства населения (10 класс)


Урок № 14 10 класс
Дата: 16.12.2015
Тип урока: изучения новых знаний
Общее название темы: Население мира.
Тема урока: Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства.
Цель урока: обучающая - формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;
развивающаяая - отработка приемов самостоятельной устной деятельности;
воспитательная - формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения, культуры семейных отношений.
Оборудование: атласы, карта, учебник.
Ход урока
I.Мотивация темы урока
На самом первом уроке географии в 10 классе вы познакомились с полным названием предмета география. Вспомните его.
Что означает в этом названии слово “социальная”?
Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?
Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?
Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями “природа”, “хозяйство”, “население”. Объясните предложенную вами последовательность.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, например, демографии, этнографии и др.
Вспомните, что изучает демография?
Итак, вы убедили себя и одноклассников, что изучение темы необходимо. С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока
а) Графическая часть.


Рис.2. Динамика численности населения см. учебник стр 66
II. Изучение нового материала.
Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках.
- Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?
(Переписи населения.)
Историческая справка.
Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.
Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.
Учитель: Численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд. человек. 31 октября 2011 ООН объявила, что на Земле родился 7-ми миллиардный житель. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами! От рождения 6-ти миллиардного жителя до 7-ми миллиардного жителя прошло всего 12 лет.(См. рис.1).
Вопросы к учащимся.
7 млрд. – это много для нашей планеты или нет? Какова ваша позиция? Грозит ли нашей планете перенаселение?(См. рис.2).
В чем опасность роста населения? (Выслушиваем ответы, обобщаем). Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха?
Надо пить. А хватит ли всем пресной воды?
Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу?
Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов?
И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства?
На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие - 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 7 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?
И еще один вариант ответа на вопрос: “Хватит ли…?” - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин “золотой миллиард” - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн.ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.).
Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом. Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит?
Рождаемость же ведет к беспрерывному воспроизводству населения.
Воспроизводство населения.
Вспомните и запишите определение воспроизводства населения. Воспроизводство населения - это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста.
Ученые выделяют три исторических типа воспроизводства населения
Задание 1. (по рядам)
Работа с учебником. Используя учебник, стр.63-65 выбрать основные черты 1-демографический кризис, зима и 2 – демографический взрыв – весна типа воспроизводства населения.
Переход от одного типа воспроизводства к другому получил название демографической революции или демографического перехода.
Ответы учащихся.
С целью регулирования численности населения Земли, государство проводит демографическую политику.
Демографическая политика-система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для себя направлении. Страны 1 типа на повышение, а второго на снижение рождаемости.
Зачитать примеры демографической политики стр.69 учебника.
Важным показателем характеристики населения является качество населения.
Учащиеся размышляют, что может относиться к этому понятию.
Рассказ учителя.
Очень важным показателем качества населения является его здоровье. Во второй половине 20 века в этом направлении были достигнуты заметные успехи, однако в ряде стран еще высоки показатели смертности, в том числе младенческой смертности (Средний показатель в мире младенческой смертности -45 детей на 1000 жителей, а в Афганистане 150 человек на 1000 жителей)
Уровень грамотности. Есть страны в которых 100% грамотность, например Япония, а вот в странах Южной Азии половина населения безграмотно.
Одним из показателей населения является его средняя продолжительность жизни, которая зависит от целого ряда факторов. Самая высокая продолжительность жизни – Япония (мужчины-76 лет, женщины – 81 год), а самая низкая в Африке (Гвинея-Биссау -38 лет).
Изучая население мира, не надо забывать о том, что мы живем в России. Какие же демографические процессы характерны для нашей страны? (Выслушиваем ответы учащихся, обобщаем, добавляем).
Лидерство России в народонаселении:
I место в мире по числу абортов;
II - по числу разводов;
II - по количеству убийств (на 1000 человек);
II - по количеству заключенных (на 1000 человек);
100 место - по продолжительности жизни.
У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие “русский крест” (см. рис.5).

Рис.5. “Русский крест”
А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы - наше будущее! Будущие родители. А скольких детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?
III. Закрепление изученного материала.
Что нового я узнал сегодня на уроке…?
Что такое воспроизводство населения? Какие выделяют типы воспроизводства населения?
IV. Домашнее задание.
Читать учебник на стр62-71.
Знать определения.