Кейс технологии на уроках окружающего мира и литературного чтения


Кейс - технология на уроках литературного чтения и окружающего мира. ? В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США)в начале XХ века.В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).casus (лат.)– запутанный необычный случай;case (анг.) – портфель, чемоданчик Типы кейсов:Тренировочный - тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях.Обучающий - овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов.Аналитический - выработка умений и навыков аналитической деятельности.Исследовательский - получение нового знания относительно развивающихся объектов.Систематизирующий - систематизация ситуационного знания.Прогностический - получение сведений о развитии данной системы.Виды кейсов:Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).. . Методы кейс-технологии:Метод инцидентовВ центре внимания находится процесс получения информации.Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.  Ситуационно-ролевая играЦель — процесс создания или совершенствования проектов.Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.Метод дискуссииДискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.Кейс-стадиЦель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них. Этапы работы с кейсами:I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения. При использовании кейс – технологии у детей происходит:Развитие навыков анализа и критического мышления.Соединение теории и практики.Представление примеров принимаемых решений.Демонстрация различных позиций и точек зрения.Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему). В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.   Учебный диалог.Побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему,вопрос, трудность, т.е. помогает сформулировать учебную задачу. Вформулировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приёмы, какстимулирующие, проблемные, открытые вопросы, рефлексивные задачи,провокации, “ловушки”, странности, противоречия, ситуации риска, скачка кнеизвестному, интеллектуального разрыва.В технологии развивающего обучения разработана определённая логика подводящего диалога . - Самыми сложными для использования кейс-технологий являютсяуроки литературного чтения, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли. При составлении заданий на уроках литературного чтения нами используются несколько уровней сложности– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение.Школьники определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?Согласны ли вы с утверждением Драгунского о том «что всё тайноестановится явным»?– Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решениеНапример, есть художественный текст и реальная информация о писателе, герое как личности. Сравнить, найти точки соприкосновения и различия.– Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблемуи найди пути решения Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтенияпроизведения, работы с дополнительной литературой. Решений может бытьмножество и все варианты имеют право на существование, доказательство иобсуждение СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!