Статья ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТКУРСОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ


ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТКУРСОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Сабит Жулдыз АмангельдиевнаФилиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области
г. Караганда, Казахстан
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы обращается внимание на высокий статус человеческого капитала и поднимается проблема обеспечения равных образовательных возможностей в достижении высоких образовательных стандартов каждым гражданином нашего государства
Для этого, как указывается в документе, система образования должна быть гибкой, эффективной, свободной, многоуровневой и непрерывной, обеспечивающей равные права и доступ для всех слоев населения [1].
В рамках решения указанной проблемы особое внимание уделяется аспекту доступности качественного образования для сельских школьников.
В Карагандинской области количество МКШ составляет – 46,5%. Это 37% в Каркаралинском, 41% в Шетском, 32% в Бухаржырауском и Осакаровском, 25% в Нуринском, 21% в Актогайском районах.
Одним из механизмов решения проблемы повышения качества сельского образования в данном регионе стало создание ресурсных центров, объединяющих МКШ в общее образовательное пространство.
Опыт работы Карагандинских ресурсных центров в сельской местности не раз освещался и получил широкое признание в республике.
На сегодняшний день в Карагандинской области функционируют 12 опорных школ (ресурсных центров) на базе полнокомплектных общеобразовательных школ, обладающих:
- высоким кадровым потенциалом, обеспечивающим качество предпрофильной подготовки и профильного обучения через интегрированные образовательные программы;
- материально-техническими ресурсами.
В ресурсных центрах успешно решаются проблемы, снижающие качество образования в сельских МКШ. Одна из них – неподготовленность учителей к преподаванию непрофильных предметов. Неудовлетворительные социально-бытовые и культурные условия, в которых живут преподаватели села, огромный объем работы приводят к большой текучке кадров сельской школы. В малых школах роль учителя на уроке особенно многогранна. Хороший урок несет ученику знания, формирует умения, обучает и воспитывает одновременно, вдохновляет на будущую работу. От учителя зависит мера воздействия на ученика, обогащение его культуры, расширение кругозора.
Другая проблема, требующая особого внимания - организация учебно-воспитательного процесса в классах-комплектах. Здесь необходимо учитывать:
- сложность программы;
- состав разновозрастных групп;
- уровень подготовленности учеников;
- опыт и преемственность в работе и другие факторы.
Практика показывает, что творческий подход учителя к реализации общих педагогических закономерностей и правил - залог преодоления указанных трудностей и достижения высоких результатов.
Примером этого является деятельность опорных школ (ресурсных центров) в поселке Шашубай, в ОСШ №5 г. Караганды. Данные МКШ являются Республиканскими экспериментальными площадками НАО имени Ы.Алтынсарина.
За каждым ресурсным центром закреплено несколько МКШ. Особенностью обучения в ресурсном центре является наличие сессий и межсессионных периодов. Сессии проводятся три раза в год на базе полнокомплектной школы, которую мы именуем ресурсной. В начале года проводится установочная сессия, в середине года – учебная, в конце года – итоговая. Прибывшие на сессию дети обеспечиваются нормальными условиями проживания, четырехразовым питанием.
В межсессионный период обучение проводится в МКШ при участии учителей опорной школы и при помощи дистанционных технологий. Таким образом, ресурсные центры обеспечивают доступ к качественному образованию учащимся МКШ [2].
Преимуществами ресурсных центров является:
- интеграция потенциала всех входящих в него школ,
- обеспечение полноценного базового и профильного образования на селе,
- удовлетворение разнообразных образовательных потребностей школьников,
- дальнейшая профессионализация и социализация школьников;
- возможность профессионального сотрудничества, взаимообмена педагогов;
- стимулирование профессионального роста учителей.
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области (далее Филиал) является основной структурой в регионе, обеспечивающей всестороннее совершенствование профессионального мастерства и повышение квалификации педагогов всех уровней. На протяжении более 60-ти лет он ведет тесную работу с ресурсными центрами, позволяющую совершенствовать профессиональную компетентность педагогов МКШ.
Наиболее эффективными формами посткурсовой методической поддержки педагогов малокомплектных школ, проводимыми сотрудниками Филиала в 2014, 2015 гг. являются методические десанты, он-лайн семинары, дни открытых дверей, профессиональные конкурсы, а также взаимодействие в рамках сетевых сообществ.
Так, ежегодно филиалом организуются методические десанты «Өрлеу» – педагогам села». Этот формат профессионального общения позволяет сельским учителям получить на месте научную, методическую помощь коллег. Это значимый и важный вклад в обновление школьного образования на селе.
Программа Методических десантов включает в себя лекции на актуальные темы развития казахстанской системы образования, семинары, тренинги, практикумы, мастер-классы, направленные на овладение новыми подходами в преподавании и управлении школой.
В ходе Методических десантов действует книжная выставка «Методическая поддержка учителей сельской школы в условиях обновления содержания образования», материалы которой также направлены на оказание практической помощи по самым разным направлениям деятельности педагога и организации образования в целом.
Педагогические коллективы сельских малокомплектных школ привлекаются к участию в профессиональных конкурсах «Сельская малокомплектная школа: стратегии развития», «Лучший методист», «Лучший психолог», «Лучший педагог дополнительного образования». Материалы конкурсоа позволяют изучать, обобщать и распространять передовой опыт инновационных сельских школ.
Задачу систематической посткурсовой методической поддержки решают он-лайн семинары и деятельность сетевых сообществ. Регулярно осуществляется дистанционное взаимодействие в рамках совместно составленного плана работы, которое позволяет быстро решать проблемы в практической деятельности и, тем самым, удовлетворять профессиональные потребности педагогов по 24 направлениям. Данные формы работы позволяют также контролировать степень внедрения и использования в практике инноваций, с которыми педагоги знакомятся в рамках курсов повышения квалификации. Он-лайн подключения и переписка на сайте позволяют проводить саморефлексию, рефлексию, демонстрировать мастер-классы, проводить исследования в действии.
2730562293500В рамках сетевых сообществ осуществляется руководство исследовательской и публицистической деятельность педагогов сельских школ. Свои методические материалы педагоги активно размещают в республиканском научно-методическом информационном журнале «Өрлеу. Үздіксіз білім жаршысы – Өрлеу. Вести непрерывного образования».
Так, выпуск журнала № 2(5) 2014 г. имеет тематическую направленность «Поддержка педагогов сельских школ» и включает 26 статей и 12 информационных сообщения, объединенных по рубрикам:
Непрерывное профессиональное развитие сельских учителей
Информатизация образования
Педагогические инновации
Управление качеством обучения
Педагогическая теория в практике современной сельской школы.Из 26 статей, представленных в выпуске, 12 написаны педагогами сельских организаций образования Карагандинской области, 3 – созданы в соавторстве с преподавателями Филиала.
С целью максимального учета территориальных особенностей Карагандинской области и образовательных потребностей учителей, функционирует Центр профессионального развития педагогов Балхашского региона (далее – Центр).
Концепция деятельности Центра создана в рамках Стратегического плана развития Карагандинского областного института повышения квалификации педагогических работников «Сильный регион – сильный Центр» на 2014-2016 годы и направлена на решение задач повышения квалификации учителей Балхашского региона, в том числе – сельской местности, не имеющих возможность получить оперативно методическую, консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса [3].34505908509000Педагоги данного региона ежемесячно участвуют в методических мероприятиях, обмениваются передовым педагогическим опытом, выстраивают стратегии личностного роста учителя и инновационного развития школы.
С целью определения эффективности проводимой работы Филиал организует Дни открытых дверей. В рамках этих мероприятий сотрудники Филиала, Управления образования Карагандинской области, методисты Учебно-методического центра и районных отделов образования определяют сильные стороны методического взаимодействия, проблемы и пути их совместного решения. SWOT-анализ проблемы поддержки педагога в регионе позволил наметить конкретные шаги по совершенствованию методической службы в Карагандинской области. 75% методистов Карагандинского региона отмечена необходимость объединения методических усилий для совершенствования профессиональной компетентности педагога МКШ [3].
-3873536830000В профессиональной деятельности сельских учителей происходят позитивные изменения: возрастает компетентность в планировании деятельности, растет участие в семинарах-тренингах, мастер-классах, творческих мастерских, участие в инновационных процессах.
Таким образом, деятельность Филиала по работе с сельскими школами направлена на методическую поддержку и профессиональное развитие педагогов в курсовой и послекурсовой период посредством организации курсовой деятельности, функционирования сетевых сообществ, проведения выездных методических десантов, семинаров и on-line мероприятий, консультаций по запросам учителей, научного рецензирования публикаций и изданий педагогов Карагандинской области.
Литература
Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы. – Астана, 2010г.
Концепция развития малокомплектных школ в РК на 2010 – 2020 годы. – Астана, 2013г.
Повышение качества профессионального развития педагога, коллективная монография ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Каргандинской области. – Караганда, 2015г.