Викторина по литературному чтению на тему По сказкам К.И. Чуковского


«Викторина по сказкам К.И.Чуковского»

Вступительное слово.
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
1 апреля 2007 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур. «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Веселится народ-Муха замуж идётЗа лихого, удалогоМолодого… (комара)«Муха – Цокотуха» И мне не надоНи мармелада, ни шоколадаА только маленьких, Ну очень маленьких… (детей)«Бармалей»
Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор… (Айболит)«Айболит» Только вдруг из – за кусточкаИз-за синего лесочка,Из далёких из полейПрилетает… (воробей)«Тараканище» А посуда вперёд и вперёдПо полям, по болотам идёт.И чайник сказал утюгу- Я больше идти… (не могу).«Федорино горе»
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур. «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)Бармалей - (разбойник)Федора - (бабушка)Каракула - (акула)Мойдодыр - (умывальник)Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)Цокотуха - (муха)Барабек - (обжора)Рыжий, усатый великан - (таракан)- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
III тур. «Конкурс знатоков».
- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:
Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула КаракулаПравым глазом подмигнулаИ хохочет, и хохочет,Будто кто её щекочет. (Айболит)
Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,Позолоченное брюхо!Муха по полю пошла,Муха денежку нашла.
Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,Мой любимый Крокодил.Он с Тотошей и КокошейПо аллее проходил
Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник,Знаменитый Мойдодыр,Умывальников НачальникИ мочалок Командир!
Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,Заревел Медведь,И на злого врага налетел Медведь.Уж он мял его и ломал его:"Подавай сюда наше солнышко!"Испугался Крокодил,Завопил, заголосил, а из пастиИз зубастой солнце вывалилось,В небо выкатилось!Побежало по кустам,По берёзовым листам.
Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.По полям, но лесам, по лугам он бежит.И одно только слово твердит Айболит:"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото...- Провалился в болото?- Да!И ни туда, ни сюда!О, если вы не придете -Он утонет, утонет в болоте,Умрет, пропадетБегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Аукцион.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
- Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” –  вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.
V тур. «Музыкальная страничка»
БармалейМуха –Цокотуха
Айболит
Федорино горе
МойдодырТараканищеVI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Цокотуха, Федора, Тараканище,)VII тур «Героический поступок»
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Зажгли море.
Воробей Помыла свою посуду.
Комар Спас Муху – Цокотуху.
Федора Потушила море.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
VIII тур «Найди связь»
– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”– Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Нам жалко дедушку Корнея:В сравненье с нами он отстал,Поскольку в детстве “ Бармалея ”И “ Крокодила” не читал,Не восхищался “Телефоном”И в “Тараканище” не вник.Как вырос он таким учёным?
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Подведение итогов викторины