Конспект урока по всеобщей истории на тему Индия в средние века (10 класс)

Тема: «Индия в Средние века»
Цель: познакомить учащихся с историей Средневековой Индии, с особенностями устройства общества, дать представление о религии и культуре Средневековой Индии, развивать способность четко формулировать свои мысли, память, мышление, воспитывать уважение к истории и культуре.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Ход урока
Организационный момент
Объявление темы урока
- Ребята, посмотрите, на доску. Что вы видите? (На доске изображения шахмат, домино, цифра 0, йога, сахар) СЛАЙД 1 Скажите, с какой страной у вас ассоциируются все эти предметы? (Индия). Конечно же, это Индия.
- Вы, наверное уже догадались,что на сегодняшнем уроке речь пойдет об Индии. Помня об изучаемом историческом периоде, сформулируйте тему урока. (Индия в Средние века).СЛАЙД 2
Актуализация опорных знаний.
- Но прежде чем мы начнем изучение новой темы, давайте вспомним, что вы уже знаете об Индии. С той целью я приготовила для вас такую схему. Ваша задача сейчас ее заполнить. (Схема на доске. Слайды: 3-5)
Вопросы для заполнения схемы:
Назовите и покажите на карте полуостров, на котором находится Индия.
(Индия расположена в Южной Азии, большей частью на полуострове Индостан.).
Назовите и покажите на карте главные реки Индии.
(Инд – берет начало в Гималаях (Тибетское нагорье), впадает в Аравийское море, протекает северо-западной Индии; Ганг – берет начало в западных Гималаях (ледник Ганготри, протекает на юго-восток, впадает в бенгальский залив)
Назовите и покажите на карте горы Индии.
(С севера и северо-востока Индию окружают самые высокие горы планеты – Гималаи)
Какими были основные занятия населения Индии?

Полуостров(Индостан) Реки (Инд, Ганг)
ИНДИЯ
Горы (Инд и Ганг) основные занятия населения ( (земледелие, скотоводство, ремесло)
Изучение нового материала
План:
Вехи истории
Социополитическое устройство.
Касты и Община
Религия и культура

Учитель: Индия – удивительная страна, таящая огромное количество интересных вещей и фактов, скопленных за тысячелетнюю историю Индии.
Именно Индия заложила основы многих современных наук, без которых просто невозможно представить развитие современного человечества.
А мы с вами отправляемся в Средневековую Индию

Вехи истории.
Учитель: Вспомните, что мы называем Средневековьем.
( Сре
·дние века
· (Средневеко
·вье) исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени, охватывающий период с 476г.(Падение Зап.Рим. империи) и до открытия Америки Колумбом- 1492г)

А вот индийское Средневековье начинается с империи Гуптов, пришедшей на смену Кушанской. Империя Гуптов просуществовала на севере Индии с 4 по 6 век. В Европе зто время распада Западной Римской империи и возникновения первых варварских королевств. Таким образом условная нижняя граница индийского Средневековья совпадает с началом западноевропейского Средневековья.
В 6 веке империя Гуптов под натиском кочевников, вовлеченных в процесс Великого переселения народов, пала.
7-12 века – время существования многочисленных государств в Северной Индии.
На рубеже 10-11 веков в Северную Индию из центральной Азии и Афганистана вторглись мусульманские войска под командованием Махмуда Газневи(Показать на карте).Он разграбил и присоединил эти земли к государству Газневидов.
В начале 13 века из владений мусульман на севере Индии Образовалось государство со столицей в Дели – Делийский Султанат (Показать на карте).Султаны подчинили большую часть Индии. Султан ставил во главе областей своих приближенных и военачальников. Знатные люди закрепили за собой полученные в управление земли.Они передавали их по наследству и перестали подчиняться султану.С середины 14 века от султаната одна за другой отделялись независимые области.
Окончательный удар Делийскому султанату нанесло в 1398 году вторжение войск Тимура – правителя Самарканда из Средней Азии. Правители двух последних династий Делийского султаната являлись ставленниками тимуридов. Конец их господству и существованию Делийского султаната был положен в 16 веке Бабуром, тюрко-монгольским правителем. Он разгромил армию последнего делийского султана и основал государство, получившее название империя Великих Моголов.(показать на карте)

Социополитическое устройство.
Учитель: В истории средневековой Индии чередовались длительные периоды государственной раздробленности и более короткие периоды централизации. Это обусловило наличие в индийских государствах двух форм управления и двух типов политической администрации.
Задание: На основе п. 2 пар. 12 заполнить таблицу « Социополитическое устройство средневековой Индии»


княжества
государства

правитель
раджа
верховный правитель

власть
Обладал наследственной властью, главный распорядитель общественного богатства.
Государственные земли (наместничество)



Касты и община.
-Что такое касты?
Ка
·ста  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , на которые распадается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (священнослужителей), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (воинов), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (торговцев, скотоводов и земледельцев) и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (слуг и разнорабочих).
Легенда о происхождении каст
Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты.(СЛАЙД) Из своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну) общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы - словом, верхушка общества. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или воинов, которые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев (торговцев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он создал низшую касту шудра - касту рабов и слуг.
В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечистыми - обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка и т. п. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четырех каст.
Работа с документом.
Перед вами лежит документ. В нем Сюань Цзан, знаменитый китайский путешественник, описал индийские касты. Предлагаю вам ознакомится с этим документом и ответить на вопрос: Как деление на касты влияло на жизнь средневекового индийского общества? (Документ подчеркивает сильную традиционность индийского общества. Кастовое деление тормозило развитие общества).
Религия и культура.
Презентация опережающего задания учеником.


Закрепление изученного материала.
Викторина «Средневековая Индия»
С чего начинается индийское Средневековье? (С империи Гуптов)
В каком веке образовался Делийский Султанат? (Начало 13 века)
В каком году в Делийский Султанат вторглись войска Тимура? (1398 год)
Кто был основателем империи Великих Моголов? (Бабур)
Как назывались правители индийских княжеств? (Раджи)
Какую касту, согласно преданию, Бог Брахма создал из своих рук и плеч? (Кшатрии или воины)
Традиционная религия Индии? (Индуизм)
Подведение итогов.
Закончить урок я бы хотела отрывком из стихотворения индийского поэта и философа Тагора
Много ли знаю о нашей огромной планете?
Сколько морей и пустынь, и хребтов, и потоков на свете,
Сколько открытий и подвигов, стран, городов и селений,
Сколько диковинных тварей и редких растений!
Многого в жизни не видел я. Мир так богат и широк, -
Я охватил лишь его небольшой уголок.
И, сожалея об этом, тома путешествий листаю,
Жадно читаю,
Тысячи красочных строк – описаний далекого края –
Перебирая.
Скудны познанья мои, и на каждом шагу
Их я богатством чужим пополняю, насколько могу.
- Сегодня мы посетили сказочную страну Индию. Узнали ее средневековую историю. Много тайн еще скрывает эта самобытная страна. Многое еще нам предстоит о ней узнать. Но это на следующих уроках. А на сегодня наше путешествие заканчивается.
VII. Домашнее задание.
Учить пар. 12, отвечать на вопросы.