Интеллектуально-развивающая игра Исторический марафон


Исторический Марафон
Интеллектуально-развивающая игра для обучающихся 6-7 классов
Михайлова А.В.
учитель истории и обществознания
Данная методическая разработка может использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности по предмету. Можно разделить класс на команды или провести на параллели.
Цели:
 Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся 6-7 классов по истории;  Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимательность; развивать умение рационально планировать работу; осуществлять контроль за своей деятельностью. Воспитательные: формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению; учить ясно и точно выражать свои мысли; проводить рефлексию деятельности ребенка; развивать умения работать в группе (паре).
 Задачи:
Предметные: обобщение  и систематизация знаний учащихся 6-7 классов по всеобщей и отечественной истории;  Личностные: умения  работать в коллективе и находить согласованные решения; проявление  инициативы  при выполнении заданий; ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей;  умение исправлять и дополнять ответы других учащихся; Метапредметные: умения извлекать информацию из текстов, умение представлять результат своей работы; умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.
История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
Цицерон
1.Конкурс. А вот и мы!
1а. Представление команды;
1б. Девиз;
1в. Символика.
Жюри оценивают название, девиз, символику. (В жюри лучше пригласить старшеклассников, родителей. Как правило, они с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях).2 конкурс. Разминка «Что в черном ящике?»
И копали меня, и крутили меня,На пожаре я был, на базаре я был,А как молод был - всё людей кормил.Упаду - кости вокруг разлетаются,Но собаки к костям не кидаются. (Глиняный горшок) Команда, выигравшая в этом конкурсе, получает право первой отвечать в следующем конкурсе.
3 конкурс. «Битва Титанов» (конкурс капитанов)
Балл засчитывается тому, кто первый правильно ответит на вопрос. У каждого капитана есть одна попытка - «помощь команды».
-Когда вулкан помог людям? (Везувий, восстание Спартака в 74г. до н.э.)
-Что означает слово трагедия? (песнь козлов)
-По какой лестнице никто никогда не ходил? (феодальной)
-На чем писали книги в Древней Руси? (на пергаменте)
-Что называли на Руси шишаками? (остроконечные шлемы)
-Когда в Греции никто не воевал? (во время олимпиады)
-На каком языке писал и читал Чингисхан? (был неграмотный)
-Какой русский купец описал свои хождения за три моря (Афанасий Никитин)
-Чем знамениты братья Кирилл и Мефодий? (святые, славянские просветители, создатели славянской азбуки).
4 конкурс «Ты - мне, я - тебе».
Команды составляет вопрос для соперников (по жеребьевке). Можно определить темы для вопросов.
Жюри оценивает качество вопросов, правильность ответов, а также дополнительный балл за сплоченность группы.
5 конкурс «Личность в истории».
Это конкурс командный, поэтому возможно предоставление времени для обсуждения.
- «Предание  нарекло ее  Хитрою,  церковь  —  Святой,  история  —  Мудрую», —  так писал русский историк  Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского». О ком писал историк? (Княгиня Ольга)
- Сын придворного конюха. По поздним свидетельствам, в детстве промышлял торговлей пирогами. Отличался природным умом, сообразительностью, отчего был замечен швейцарским военным деятелем на русской службе Ф.Я.Лефортом и по воле случая взят им в услужение. Впоследствии стал фактическим правителем России, одним из богатейших людей страны; умер в ссылке. (А.Меншиков)
-Его предок сражался под знаменами Дмитрия Донского на Куликовом поле, отец участвовал в походе на Казань при Иване Грозном; во главе стрельцов нес дозорную службу на южных границах государства; получил прозвище Хромой за оставшуюся после ранения хромоту; в разное время руководил Ямским, Разбойным, Поместным приказами; освобождал Москву в 1612г. (Князь Д.Пожарский)
- Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. Был ведь и сам он храбр, и ходил легко как пардус, и много воевал. Не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на Вы!». (Князь Святослав)
-Дата его рождения неизвестна. Он был сыном Владимира Мономаха. Много сил отдал борьбе за Киев, часто вмешивался в дела соседей, за что и получил свое прозвище. В годы его правления Москва впервые упомянута в летописи. (Юрий Долгорукий)
- Он был из княжеского рода; именно этот государственный деятель назвал круг ближайших единомышленников и помощников Ивана IV «Избранной радой»; он принимал участие в Казанском походе и Ливонской войне; бежал в Великое княжество Литовское; написал Ивану Грозному письмо, в котором обвинил царя в казнях и жестокостях по отношению к невинным людям. (Князь А.Курбский)
6 конкурс «Народная мудрость» Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Команды должны объяснить смысл поговорок. Для этого конкурса необходимо дать время для обсуждения.
-Сирота казанская (Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.)Непутевый человек (В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.)Шиворот-навыворот (Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
 Точить лясы (Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.)Зарубить на носу (В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.) Бить баклуши (Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — "баклушечниками", и пошла поговорка.)После дождичка в четверг (Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.) Подведение итогов игры. Пока жюри подводит итоги можно провести рефлексию (составить синквейн).
Правила составления синквейна. 1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). 2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. 3. Третья строка – состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих характерные действия предмета. 4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из 4-х слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. 5. Пятая строка – последняя. Одно слово – резюме, существительное, характеризующие суть предмета или объекта.
Марафон
Увлекательный, исторический
Думаем, обсуждаем, отвечаем
Только знания помогут победить
Игра.
Награждение победителей.