Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе Колесо Удачи


Средняя школа при Посольстве России в Иране

Внеклассное мероприятие
по русскому языку
для обучающихся 1-4 классов
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Корнеева О.И.
г. Тегеран
2014 г.
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной…
(Вяземский П.)
Цель: прививать любовь к родному языку через игру, развивать творческие способности детей.
Задачи:
1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.
2) поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;
3) воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.
Оборудование:
Ход мероприятия
Ученики 1-4 класса делятся на три команды.
План проведения:
I. Вступительное слово учителя
В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одёжке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека, мы судим, прежде всего, по его речи. Кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению наш родной русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:
Сценка «Два приятеля»
Учитель: встретились два приятеля:
1-ый - Салют!
2-ой – Хай!
1-ый – Че за шум, а драки нет?
2- ой – Колбасимся мы тут.
1-ый — И давно вся эта канифоль. Клево было бы потусить, похавать Апачи.
2–ой – Прикольно придумал, похиляли.
Учитель: Вы поняли, о чём шла речь? На каком языке говорили мальчики?
К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью. Давайте все вместе встанем на защиту русского языка, изучая русский язык, будем бороться за его чистоту.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном мире – море – слов
Купаться ежечасно! (Шибаев).
Учитель: Итак, начинаем. Прослушайте правила игры:
Игра состоит из пяти туров и разминки.
По итогам тура команда получает звезду своего цвета;
Звезда вставляется в колесо;
В конце игры подсчитываются набранные звезды и выявляется команда, набравшая большее количество звезд;
- Таким образом, после последнего тура останется победитель игры «Колесо удачи».
Пускай острей кипит борьба, Сильней соревнование,Успех решает не судьба, А только ваши знания.
Разминка:
Договорить пословицы и поговорки.
Нет друга ищи ...(а нашел береги)
За двумя зайцами погонишься ...(ни одного не поймаешь) .Умелые руки ...(не знают скуки) .Маленькое дело лучше ...(большого безделья) .Не имей сто рублей, ...(а имей 100 друзей) .Хлеб - ...(всему голова) .Крепкую дружбу ...(и топором не разрубить) .Волков бояться - ...(в лес не ходить) .Любишь кататься - ...(люби и саночки водить) .I ТУР
Объявляется первый тур «Путаница»
Учитель: Вам предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из группы лишнее слово.
Вгзоидак, страа, енкл, роамкша (гвоздика, астра, клен, ромашка)
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Тсло, рскеол, овёкр, идавн (стол, кресло, ковер, диван)
Для зрителей «Найди лишнее слово»
Найдите лишнее слово
самолет
птица
пчела
машина
бабочка
Найдите лишнее слово
окунь
дельфин
карась
сом
щука
Найдите лишнее слово
кувшин
стакан
компот
чашка
бокал
II ТУР «Исправь»
Найди и исправь ошибки в названиях литературных произведений:
а) «Снежная принцесса»
б) «Мальчик и Карлсон»
в) «Стойкий железный солдатик»
г) «Илья – царевич и снежный волк»
д) «Зеленая панамка»
е) «Пёс босиком»
III ТУР “Кто больше?”Каждой команде предлагается глагол, к которому нужно подобрать как можно больше слов (имен существительных), подходящих по смыслу. Побеждает тот, кто подберет больше слов.
Время: 1 минута
Пример: плывет – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка и т.д.1 команда: растет - …
2 команда: летит …
3 команда: спит - …
Игра со зрителями:
“Отдохнем!”
- Послушай, доскажи, но не ошибись! Отвечать вы будете молча, вместо ответа встают мальчики или девочки.
Весной венки из одуванчиковПлетут, конечно, только ….
Болты, шурупы, шестеренкиНайдешь в кармане у ….
Коньки по льду чертили стрелочки,В хоккей играли только ….
При всех померяться силенкой,Конечно, любят, лишь ….
Боятся темноты трусишки,Все, как один, они ….
IV ТУР «Знаете ли вы?» (варианты вопросов).
1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича
Ведерко

2. Где жил Джинн тысячу лет?
В лампе
3. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?
Горшочек с бубенчиками
4. Что подарил Апрель Падчерице?
Колечко
5. Как зовут девочку с голубыми волосами?
Мальвина


6. Кем был папа Карло?
Столяром
.
7. Какой цветок больше всего любил Чудовище?
Аленький цветочек.
8. В каком городе жил волшебник, к которому отправилась Элли?
Изумрудном


9. В кого превратилась Лягушка ночью?
В Василису Прекрасную

10. Что надо сказать, чтобы открылся вход в пещеру?
а) Сим-сим, откройся;

11. Что по ошибке надевал на голову человек рассеянный?
Сковороду
12. Что подарил кот Матроскин почтальону Печкину после того, как Шарик сделал в его шапке-ушанке дырочки?
Бескозырку.
Подведение итогов после 4 тура.
V ТУР «Найди ошибки»
Найди и посчитай количество ошибок в тексте.
в субботу Таня со своими родителями был в зоопарке. Там очень много интересных жывотных. Забавнее всех были обезяны. Они прыгали с ветки наветку.
Пока наши команды готовятся, мы поиграем со зрителями.
Игра со зрителями:
Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы  русский язык знаете. Я называю вам существительное в единственном числе,  а вы мне в ответ – во множественном. Отвечаем хором:
               Нога - … (ноги)
               Рука - … (руки)
               Дуга - … (дуги)
               Мука - … (нет мн.числа)
 
 Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа. 
 Продолжаем дальше:
               Ведро - … (вёдра)
               Бедро - … (бёдра)
               Метро - … (нет мн.числа)
               День - … (дни)
               Пень - … (пни)
               Лень - … (нет мн.чила)
               Цыплёнок - … (цыплята)
               Козлёнок - … (козлята)
              -  Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.
VI ТУР «Сочини сказку»
Каждая команда получит по 2 маски животного. Ваша задача сочинить сказку за 2 минуты. Каждой команде помогут учителя.
Игра со зрителями.
«Сказочные головные уборы» (вопросы задает учитель).
1) У кого на голове вместо шапки была медная воронка? (Железный Дровосек.)
2) Какая героиня получила имя благодаря своей шапочке? (Красная Шапочка.)
3) Какой герой «вместо шапки на ходу ... надел сковороду»? (Человек рассеянный.)
4) Кто ходил «.с цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке»? (Почтальон.)
5) Из чего был сделан колпачок Буратино? (Из старого носка папы Карло.)
6) Какому известному веселому коротышке принадлежала голубая шляпа? Он с ней никогда не расставался, даже когда полетел на Луну. (Незнайка.)
7) Что подарил кот Матроскин почтальону Печкину после того, как Шарик сделал в его шапке-ушанке дырочки? (Бескозырку.)
8) Кому принадлежали голубые остроконечные шляпы с хрустальным шариком на макушке и серебряными бубенчиками под полями? (Жевунам, «Волшебник Изумрудного города», В. Волков.)
«Сказочные бороды и прически»
1) Какой герой с помощью своей бороды совершал всякие чудеса? (Старик Хоттабыч)
2) «Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил». (Карабас-Барабас.)
3) Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и чих наги вше го доброго доктора Айболита? (Бармалей.)
4) Человек немолодой,
С преогромной бородой,
Привел с собой за ручку
К вам на праздник внучку.
Отвечайте на вопрос.
Кто же это? (Дед Мороз.)
5) Кого называют девочкой с голубыми волосами? (Малъвину.)
6) Человек немолодой, С усами и бородой, Любит ребят, лечит зверят, Симпатичный на вид,
Он зовется ... (Айболит.)
«Сказочные аксессуары».
1) У какой героини вместо заколки «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»? (Царевна Лебедь.)
2) Кому из сказочных героев принадлежит шарманка? (Папа Карло.)
3) Кто ходит по улице с гармошкой? (Крокодил Гена.)
4) Кому принадлежит саквояж с лекарствами? (Доктору Айболиту.)
5) А дорога - далека,
А корзинка - нелегка.
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
Что в этой корзинке? (Маша, сказка «Маша и Медведь».)
Учитель: Команды готовы? Жюри оценивает оригинальность, юмор, артистичность.
Подведение итогов и награждение

Резерный ТУР
Продолжите стихотворение.
— Я буду читать отрывки из разных стихотворений, но только по две-три строчки, а вы будете продолжать все вместе хором вслед за мной.
Предлагаю детям получить дополнительный балл за правильное название автора стихотворения. В помощь на доске записаны имена поэтов, даны их портреты.
1. У лукоморья дуб зелёный...(Златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.) А. Пушкин
2. Унылая пора! Очей очарованье!..
(Приятна мне твоя прощальная краса.Люблю я пышное природы увяданье,,
В багрец и золото одетые леса.)
А. Пушкин
3.Наша Таня громко плачет
(Уронила в речку мячикТише Танечка, не плачь-
Не утонет в речке мяч) А Барто4.Вот моя деревня...(Вот мой дам родной.Вот качусь я в санкахПо горе крутой.)
И. Суриков
5. Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
С. Есенин
6. Уронили мишку на пол
Оторвали Мишку лапу
Всё равно его не брошу
Потому что он хороший.
А. Барто«Блиц-опрос».
1 класс
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)
Последняя буква алфавита?
Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
Буквы, которые не обозначают звука.
класс
Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Как переносятся слова с двойными согласными?
Как пишется жи или ши?
3 класс
Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу    (текст)
Сколько падежей в русском языке?
Какие слова отвечают на вопросы кто? что?
Назовите главные члены предложения.
Окончание, корень, суффикс и

4 класс
 Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее, называется…(сказуемым)
Что такое глагол?
Существительные в творительном падеже отвечают на вопросы …?
Предложение – это …
ЧК, ЧН пишется
Ведущий: Поздравляю вас, ребята, с победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира.
Ребята, бережно храните все богатство нашего языка.
Ведь по тому, как человек говорит, мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело.
Учитесь хорошей, интеллигентной речи. Дорожите словом.
Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. «Мы не властны над речью других, но мы хозяева своей собственной речи; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным». Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли, подумайте до того, как скажите.
А.С. Пушкин называл русский язык «прекрасным и звучным, выразительным и гибким».
Язык достался нам от многих поколений живших на Руси людей. И мы должны передать его следующим поколениям таким же чистым, живым, сверкающим и богатым, каким он достался нам!
3 ученик. Школа – это первый день, начатый от букваря.
Буквы сложатся в слова, цифры в трудные задачи.Ученику – Ура! Ура! Ура! Много знаний и удачи!
Учите русский – годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом.
Награждение участников игры медалями “Знатоку русского языка”.
Дополнительный материал.
Я читаю вам загадки, а вы постарайтесь отгадать.
 - Одна нам ночами на небе сверкает.
 Другая на сцене поёт, выступает.
 В глубинах морских наша третья живёт.
 На ёлке четвёртая есть в Новый год.             (звезда)
 -  Первый – нос у поросёнка,
 Что визжит ужасно звонко.
 В кошельке лежит второй,
 Ты беги скорей – открой!
 Третий в сказке обитает,
 Винни-Пуху помогает              (Пятачок)
  - Первая с ниткой всегда неразлучна,
 Шить, вышивать им на пару не скучно.
 Дружит со шприцем подруга вторая,
 Маленьких деток уколом пугая.
 Третья на ёлке местечко нашла,
 Место листочка она заняла.
 Ну , а четвёртая ёжику служит,
 С колкой защитницей ёжик не тужит          (игла)
 -  Первым лиса очень любит гордиться,
 Нам он на шапочку может сгодиться.
 А вот второй есть у птиц, самолёта:
 Очень он нужен им всем для полёта.
 Третьим виляют бумажные змеи,
 Тянется он за кометой Галлея.
 Ну, а четвёртый – тот дружит с расчёской,
 На голове он зовётся причёской.
 Двоечки коль твой дневник украшают,
 Пятый тогда у тебя отрастает                     (хвост)
  - Первая ярко на небе сверкает,
 Дождь и грозу нам она предвещает.
 А вот вторую в одежде найдёте,
 Быстро со скрипом её застегнёте           (молния)
  - Первые все мы в игре набираем,
 Если их больше – в игре побеждаем.
 Зренье вторые нам улучшают,
 Летом от солнца глаза защищают             (очки)
 
 Эти все слова многозначные, а ещё как их можно назвать? ( омонимы)
  1. А – в начале,
      З – в конце.
      Сам он вырос на бахче,
      Очень сладкий на вкус      Называется… (арбуз)
2. Буква Е и буква Ё.
      Все вы знаете её.
      Белый ствол её примета.
      Назовите слово это  (берёза)
   3. Для вас открыты А и Я,
      А слово назовите сами.
      Сидит здесь маленький зверёк
      Трусливый с длинными ушами   (заяц)
  4. Сначала А, потом уж О.
      Все вы знаете его.
      Из одежды – слово то
      И называется … (пальто)
   5. В этом слове буква А –
      В трёх слогах стоит одна.
      Он умеет рисовать,
      Может слово написать.
      Ответ теперь мне быстро дашь –
      Конечно, это … (карандаш)
  6. Что за слово загадали?
       Буквы О три написали.
       Помогу назвать вам слово:
       Это нам даёт корова.
       Догадались вы легко,
       Это слово… (молоко)
  7. Две буквы И и Ц одна.
      Очень любит кур она.
      Что за слово здесь таится
      Угадали вы? … (лисица)
   8. Во мне две О, не забывайте,
      А как зовут меня – узнайте.
      Рублю дрова я с давних пор,
      И называюсь я … (топор)