Мероприятие по экологическому воспитанию В волшебном царстве цветов


слайд1
Цель: формировать знания о растительном мире Украины, воспитывать бережное отношение к окружающему миру, развивать умение свободно высказывать свои мысли.
Оборудование: живые цветы, плакаты с изображением цветов, высказывания известных людей о природе, цветах, книжная выставка «Неземная красота это цветы».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1.
На лепестках цветов написано посланье Такою тонкою изысканною вязью. Читаю текст и слов благоуханье Мне сердце оплетает светлой бязью. Письмо отправила цветочная богиня Его доставил нежнокрылый эльф. Она прекрасна в звездном палантине, И так воздушен платьев ее шлейф. Сегодня праздник в городе цветочном, И на него и я приглашена. Я посвящу богине чудной строчки.- Пусть будет счастлива и радостна она.
Ведущий 2. Добрый день, всем, кто присутствует на празднике. Да, именно празднике – празднике цветов. Ведь они являются украшением нашей жизни.
На минуту задумайтесь: что вам известно об отдельных представителях цветочного царства родной природы, о цветах наших лугов, полей, лесов, клумб? На эти вопросы мы сегодня дадим ответы. И поможет нам в этом волшебный цветик-семицветик, лепестки которого содержат много ценной для нас информации.
Слайд 2 Ведущий 1. Цветами встречают новорожденного, провожают человека в последний путь. Цветами поздравляют именинника, невесту, их дарят артистам. Одним словом, не бывает события, веселого или грустного, которое не обошлось бы без цветов, потому что они являются проявлением хорошего отношения к тому, кому они предназначены. Цветы пробуждают в нас человечность, искренность, сердечность, доброту. Не зря народ возвеличил их в песнях, сказках, легендах и произведениях изобразительного искусства.
Ведущий 2. Перед вами волшебный цветок с лепестками разных цветов, который так и называется – Цветик-семицветик. Он попал к нам из одноименной сказки В. Катаева. Каждый его лепесток хранит в себе тайну, которую нам не терпится узнать. Сегодня мы с вами узнаем о разнообразных свойствах цветов. Итак, срываем первый лепесток «Цветы-часы». Ребята, как вы думаете, есть ли в цветочном царстве часы?
Слайд 3. 1 ученик. Есть. Это сами цветы. Запомните, что календула просыпается, т.е. раскрывается в 9 ч утра.
2 ученик. Белая кувшинка – в 7 ч утра и закрывается в 18-19 ч.
3 ученик. Цветы картофеля раскрываются в 7 ч утра.
4 ученик. Одуванчик и мак просыпаются в 5 ч утра.
5 ученик. Цикорий и шиповник просыпаются очень рано – в 4 ч утра.
6 ученик. Лен раскрывается в 7 ч утра и закрывается в 16 ч.
7 ученик. Бессмертник просыпается в 9 ч утра и закрывается в 13 ч.
Ведущий 1. Ребята, а как вы думаете, почему так происходит? (Ответы детей). Оказывается, когда цветок закрывается, это предохраняет его внутренние органы от ночного охлаждения и излишней влаги.
Слайд 4 Ведущий 2. Странное создание – цветочек! Сколько силы и нежности в каждом из них! Не ленилась матушка-природа над украшением нашей земли. Да и люди стали наблюдать, что мир цветов – волшебный и ласковый. Цветок не только может служить часами, но также быть барометром. Узнать об этом нам поможет второй лепесток.
Слайд 5.1 ученик. Пролески и подснежники раскрывают свои лепестки на хорошую погоду, закрывают – на плохую.
2 ученик. Существует поговорка: когда черемуха цветет – всегда холод живет. Еще говорят, чем раньше начинает цвести черемуха, тем жарче будет лето.
3 ученик. Перед ненастьем цветы кувшинок уходят под воду.
4 ученик. Позднее цветение рябины сулит долгую осень.
5 ученик. Если цветки заячьей капусты на ночь не свернулись, днем будет дождь.
6 ученик. Одуванчик на дождливую погоду закрывается.
Слайд 6 Ведущий 1. Ребята, я хочу вам рассказать об интересных свойствах королевской примулы. Этот цветок не барометр, а сейсмограф. Примула растет вблизи кратеров вулканов и может не цвести годами. Но перед извержением вулкана обязательно зацветает, как бы предупреждая местный жителей о грозящей им опасности. И никогда ее «прогнозы» не были ошибочными. Попытки разводить королевскую примулу в других местах, более благоприятных, чем кратер вулкана, оказались безуспешными.
Ведущий 2. Ребята, у каждого цветка есть своя история. Третий лепесток расскажет нам, как появились на свет цветы.
Слайд 7 Ну кто возразит, что роза – королева цветов? «роза – радость Афродиты, роза – муз желанный цветок» – писал один из древнегреческих поэтов. 25 тысяч сортов этого растения украшает мир!
1 ученик. Существует легенда о розе. Богиня Флора, которая длительное время не любила и избегала встреч с амуром, была, наконец, поражена его стрелой и сразу страстно в него влюбилась. Но хитрый бог теперь сам стал избегать Флору, и тогда она решила создать цветок, который смеется и плачет, соединяя в себе печаль и радость . Увидев прекрасный цветок, выросший в ее руке, богиня восторженно воскликнула: «Рос!» – что на греческом языке означает «роза». Цветы, росшие вокруг, подхватили это слово, и с тех пор цветок стали называть именно так.
Слайд 8 Ведущий 1.Второй королевой растительного царства по праву считается лилия.
2 ученик. Есть не менее прекрасная легенда о лилии. В одно из грузинских аулов жила девушка Тамара и юноша, который страстно ее любил. Но не суждено им было быть вместе – родители были против этого союза. И вот отправились они к колдуну, который жил в глухом ущелье. Девушка вошла в пещеру, а юноша долго ждал ее у входа. Вот вышел старец. «Где Тамара?» – спросил юноша, на что колдун ответил: «Нет у меня силы соединить вас, поэтому я сделал так, чтобы она не страдала». И колдун указал на белый цветок, выросший на пороге. Целый день проплакал юноша над лилией, а под вечер старец превратил его в дождевое облако.
И сейчас, когда в Грузии засуха, девушки идут на поля с лилиями, чтобы суженый плакал над судьбой своей любимой.
Ведущий 2. А какие цветы открывают весну? Конечно же первоцветы.
Слайд 9. 3 ученик. Я расскажу легенду о пролесках. Когда-то апостолу Петру были доверены ключи от царства небесного. Пораженный известием, что кто-то имеет поддельные ключи и хочет добраться до рая, апостол Петр испугался и ненароком выронил связку своих золотых ключей. И вот они, падая от звезды к звезде, долетели на нашу Землю. Там, где упала связка ключей, вырос желтый, похожий на ключи апостола, цветок. Об этих цветах как о ключах, открывающих весну, было сложено много песен.
Ведущий 1. Когда мы видим тюльпаны, то всегда представляем Дюймовочку из сказки Г.Х.Андерсена, которая появилась из этого нежнейшего цветка.
Слайд 10 4 ученик. Легенда о тюльпане. В легенде говорится, что никто не мог добраться до тюльпана, хотя многие и пытались: кто – силой, кто – хитростью, кто – заклинаниями. И счастье, спрятанное в бутоне, не давалось никому в руки.
И вот однажды шла бедная уставшая женщина с маленьким сыном. Они тихонько подошли к цветку. А мальчик, увидев волшебный бутон, звонко засмеялся. И произошло чудо! Бутон раскрылся. То, что не удавалось сделать хитростью, - сделал веселый беззаботный детский смех.
Ведущий 2. Все мы хотя бы раз в жизни слышали выражение «самовлюбленный нарцисс» и также знаем, что его применяют по отношению к молодым эгоистичным людям. Но почему же мы их ассоциируем с таким красивым цветком с нежным ароматом?
Слайд 11 5 ученик. Жил себе красавец Нарцисс, сын речного бога Цефиза. Он был обречен на то, что доживет до глубокой старости, если никогда не увидит своего лица. Это было легко, ведь в ту пору не существовало зеркал – разве что увидишь свое отражение в воде. Но случилось так, что Нарцисс, почувствовав жажду, остановился возле спокойного озера. Наклонился, чтобы напиться, - и увидел себя в воде. И так был очарован, что не мог оторвать взгляда от своего образа – и стал бледнеть и стареть. Но милосердные боги не дали ему окончательно погибнуть и превратили его в волшебный цветок, который чудесно пахнет, а головка его так наклоняется книзу, словно хочет еще и еще полюбоваться собой.
Ведущий 1. На наших полях во время созревания урожая можно увидеть сине-голубой цветок – василек, у которого тоже есть своя история.
Слайд 12 6 ученик. Я - -василек, я объединяю лето и осень, землю и небо. Обо мне есть интересная легенда. Однажды небо упрекнуло ржаные колоски: «Другие растения посылают мне свои ароматы, слова любви, птицы – свои песни, а вы молчите, словно окаменевшие». На это колоски ответили, что они, полны зерна, клонятся к земле не из-за неблагодарности, а только потому, что им тяжело поднять вверх свои головки. «Ладно, - ответило небо. – Если не можете подняться ко мне, тогда я сойду к вам». И с тех пор среди ржаного поля растут мои друзья – васильки, словно кусочки неба.
Слайд 13 Ведущий 2. Издавна почитают в наших краях синеглазый барвинок. Не найдется села или города, где бы не знали об этом растении. Всегда свежий и зеленый, даже под снегом, он стал символом вечной жизни, крепкой любви, счастливого брака. Поэтому этот цветок часто царствует в свадебных обрядах.
7 ученик. Есть одна украинская легенда, повествующая о том, откуда пошло название цветка. Давно в одной семье вырос сын по имени Бар.И вот стали на него заглядываться красные девицы - пришла пора ему жениться. Многим был он мил и люб, да по сердцу Бару пришлась одна девушка по-имени Винка. Другая же, крепко полюбившая Бара, загоревала, что не выбрали её в жёны. Мать её владела колдовскими чарами и была ведьмой. Решила отомстить за дочь: пришла в день свадьбы Бара с Винкой, произнесла магическое заклинание, окропила колдовским зельем, и в тот же миг оба они исчезли. Кинулась мать Бара к тому месту, где только что стояли молодые, залилась горькими слезами... Как вдруг из каждой обронившейся слезинки стали вырастать из земли неведомые никому синенькие цветочки. С тех пор и прозывают их люди - барвинком.
Ведущий 1. Существует много разных легенд и сказок об этих и других цветах, которые можно найти в книгах.
Слайд 14. Вы наверняка слышали о, так называемом, языке цветов: с помощью тщательно подобранного букета дарящий выражает свои эмоции и чувства. Конечно, значения конкретных цветов сегодня в каждой стране разнятся, тем не менее, полезно узнать о цветочных предпочтениях представителей разных наций. Кроме того, не зная традиций дарения цветов, Вы можете попасть в неловкую ситуацию. И 4-й лепесток расскажет нам о цветочных предпочтаниях разных народов.
1 уч-к. В Британии любимым женщинам дарят анютины глазки
2 уч-к. А в Греции предпочитают фиалки
3-уч-к. Получили в подарок подсолнух от французского поклонника? Знайте, что вы для него единственная.
4уч-к. В Европе можно смело дарить желтые цветы. Желтый цвет ассоциируется тут с солнцем, богатством и процветанием, поэтому букет из желтых роз или тюльпанов воспримется с радостью.
СЛАЙД 15 Ведущий 2. Издавна наши предки использовали растения для лечения. Но существовали неписаные законы для их сбора. Травы собирали в «сильное время» – в пору цветения. Считалось, что лучшее время для сбора некоторых растений – ночь на Ивана Купала. И, кажется, нет такого зелья, такого растения, о целебных свойствах которого бы не знали наши прабабушки. И следующий лепесток расскажет нам, чем можно излечить некоторые недуги.
1 ученик. Народные целители заметили, что если больному дать отвар барвинка, то заживут раны, укрепится сердце.
2 ученик. Черемуха дает удивительную силу при лечении лихорадки, ревматизма, легких, дыхательных путей, глаз.
3 ученик. Ландыш используют при лечении сердечной недостаточности, улучшения кровообращения.
4 ученик. Васильки излечивают бородавки, глаза, желудок, почки.
5 ученик. Фиалка трехцветная используется для лечения диатезов, дыхательных путей, рахита, различных кожных заболеваний.
6 ученик. Известная всем ромашка завоевала себе уважение способностью лечить воспалительные процессы, печень, желудок, почки. А эфирное масло ромашки используют для изготовления одеколонов, кремов, мыла.
7 ученик. Одуванчик помогает избавиться от подагры, а материнка излечивает больное горло.

Ведущий 2. Шестой лепесток нашего цветика-семицветика хранит в себе очень ценную и полезную для нас с вами информацию. Он расскажет о том, кому и какие цветы нужно дарить.
С первого дня жизни человека его спутниками становятся цветы. Счастливый отец с букетом торопится поздравить жену и новорожденного. Дети дарят цветы учителям, юноша дарит цветы любимой, ни одна свадьба не обходится без цветов. Трудно представить день рождения без букета. С приближением 8 Марта все мужчины независимо от возраста, поздравляют близких – маму, бабушку, жену, сестру, дочь, учительницу. В моменты боли и скорби с нами также рядом цветы, дающие надежду в минуты печали и разлуки, подбадривающие больного и благоприятствуют его быстрому выздоровлению. Больному человеку наиболее подходят цветы веселой, пестрой, но не очень яркой окраски, а также резкого запаха. А как вы думаете, какие цветы можно дарить своим близким?
1 ученик. Дарить цветы нужно уметь. Это своеобразная наука, которую должен знать каждый воспитанный человек. Женщинам, например, подбирают элегантные, не очень яркие цветы. Это розы, гладиолусы, тюльпаны, гвоздики.
2 ученик. Девушкам дарят полураскрытые бутоны., подчеркивающие чистоту. Если собираетесь объясниться в любви – цветы должны быть розовыми или красными.
3 ученик. Мужчинам выбирают цветы менее изысканные. Это – гвоздики или хризантемы.
4 ученик. Для помолвки выбирают изысканные и элегантные цветы. Бледно-розовые розы, белые гвоздики, герберы разных оттенков.
5 ученик. Для мамы выбирают цветы, которые распустились, а для невесты – полураскрытые бутоны. Это могут быть разные цветы, но чтобы они соответствовали росту девушки и ее характеру.

СЛАЙД 16 Ведущий 1. А знаете ли вы, что у цветков имеется свой язык? Последний лепесток расскажет нам, о чем говорят цветы. Слово «букет» вошло в быт в 17 столетии. Натурам стеснительным и романтичным сложно бывает выразить свои чувства словами – не то что вслух, иногда бывает трудно даже написать письмо. Именно поэтому в прошлые, более целомудренные века, люди пользовались символьным языком цветов, чтобы выразить свои чувства.
1 ученик. Присланный, например, даме ландыш означал: «долго и тайно люблю тебя».
2 ученик. Подаренная резеда означает: «Не твоя красота, а доброта зачаровала меня».
3 ученик. Веточка шиповника спрашивает: «Можно ли тебе доверять?»
4 ученик. Гиацинт количеством бутонов подскажет день встречи с любимой.
5 ученик. Астра беспокоится: «Умеешь ли ты любить постоянно?»
6 ученик. Букетик маргариток выразит пожелание всего наилучшего.
7 ученик. Подаренная веточка розы означает: «Да», а листик – «Нет».

Язык цветов родился на Востоке... Его создали женщины, любя. Они хотели яркие восторги Дарить любимым, красок не щадя... Если ты сегодня загрустила, Примула печали утолит. Флокс тебя наполнит тайной силой, А подсолнух – солнцем озарит! Если час свиданья наступает, Колокольчик время сообщит. Незабудка память освежает, А бессмертник – доброту хранит. Львиный зев обозначает славу, Васильки – доверие и кров. На ромашке нагадаешь правду, Роза щедро дарит нам любовь... Ландыш нам приносит обновление. Лилия нам дарит чистоту! Маргаритка дарит вдохновение, А гвоздика – страсть и остроту.... Сколько же цветов прекрасных, ярких! Сколько тайн они в себе хранят? Пусть их будет больше – нежных, жарких. Пусть нам дарят все цветы подряд!


Ведущий 1. Ну вот, когда все лепестки волшебного цветка сорваны, и вы, ребята, узнали о многом, давайте подведем итоги и проведем викторину.
Ведущий 2. Почему цветы, которые распускаются ночью, имеют светлую окраску? (Белые цветы лучше заметны насекомым-опылителям).
Ведущий 1. Какие цветы днем закрываются, а ночью раскрываются? (цветы душистого табака).
Ведущий 2. Какие цветы пахнут только ночью и почему? (Цветы матиолы и душистого табака. Они своим ароматом привлекают опылителей).
Ведущий 1. Какие многолетние цветы вы знаете? (ирисы, пионы, флоксы).
Ведущий 2. Из каких цветов готовят эфирные масла? (Роза, лаванда, жасмин, ландыш, фиалка).
Ведущий 1.Сколько лепестков необходимо для того, чтобы получить 1 кг розового масла? (500 кг лепестков).
Ведущий 2. Цветок какого растения на протяжении дня поворачивается за солнцем? (Подсолнечника).
Ведущий 1. Какие луковичные растения растут в наших цветниках? (Лилии, гладиолусы, тюльпаны, нарциссы, гиацинты).
Ведущий 2. На этом наша встреча завершается. Если она была приятной, если вы узнали сегодня что-нибудь новое и смогли почерпнуть для себе что-то полезное, значит, время было потрачено не зря. «Пусть цветы не вянут», - говорим мы. Мы желаем вам много солнца в жизни. Спасибо за внимание.













15