Исследовательская работа История возникновения песни Катюша


История песни «Катюша» Уже почти 70 лет наша страна живет в условиях мира, он был завоеван в тяжёлой битве с гитлеровской Германией. Великая Отечественная война была суровым испытанием для нашего государства, для всего советского народа. Самоотверженность нашего народа, сплочённость помогли отстоять независимость. На Победу были направлены все силы. Силы искусства – не исключение. Песни ,стихи помогали нашим солдатам в минуты боя и в минуты передышки, в минуты радости и в минуты горя. У каждой песни - своя жизнь. Одна проживается мгновенно, как мотылек; едва появившись, тотчас умирает. Но есть песни со счастливой судьбой - долго живут и не старятся, всегда любимы народом. И сегодня я вам расскажу историю одной такой песни. Информационная карта проекта.Тема: История возникновения песни «Катюша».Исследование: Исследовать историю возникновения песни «Катюша».Автор исследования:Софронова Екатерина, ученица 5г класса МБОУ "СОШ № 7"Руководитель исследования:Красильникова В.Л., учитель русского языка и литературы.Объект: Песни военных лет. Информационная карта проекта.Проблема: В наше время все чаще люди забывают о песнях, которые были посвящены нашему народу, особенно если эта песня с точки зрения молодого поколения не популярна. Хотя многие из них были примером и были они признаны за рубежом. Именно этим и определяется актуальность нашей исследовательской работы. Цель :Изучить историю возникновения песни «Катюша» Задачи: Формировать исследовательские навыки. Провести диагностику по исследуемой теме. Изучить материалы, описывающие историю возникновения песни. Информационная карта проекта.Этапы проведения проекта:1.Диагностический этап.Первичный сбор и анализ информации; теоретическое осмысление проблемы; анализ результатов этого этапа;2.Прогностический этап.Установление основных концептуальных положений исследования; анализ и классификация проблем, связанных с краеведческими проблемами поиска информации. Изучение литературы и других источников информации по теме исследования. 3.Обобщающий этап.Осмысление результатов исследования; соотнесение полученных результатов с поставленными целями и задачами;обобщение и распространение полученного опыта; подведение итогов работы.Обобщение и представление результатов своего исследования. Информационная карта проекта.Актуальность: В наше время все чаще люди забывают о песнях войны, с которыми наши деды и прадеды прошли жестокое время фашистского насилия. Я считаю, что необходимо знать наше наследие. Следовательно, изучение военной песни является актуальной и важной проблемой современности. Гипотеза:Несмотря на недоступность и малочисленность источников информации, значимость песен военных лет, можно восстановить. Если мы познакомимся с их историей возникновения, то тем самым мы не дадим забыть наши песни, с которыми солдаты шли в бой и отдыхали.Проверка гипотезы:экспресс-опросМетоды исследования:эмпирические: изучение и анализ литературы; теоретические: метод сравнения, анализ, обобщение.исторический метод предполагающий исследование возникновения. Вопросы для исследования:Вы интересуетесь песнями, которые были написаны до войны и во время? Да, ответило 18% опрошенных.Вы знаете, кто написал песню «Катюша»? Да, ответило 2% опрошенных.Вы знаете историю возникновения песни? Нет, ответило70% опрошенных.Хотели бы Вы узнать историю возникновения песни? Да, ответило 98 % опрошенных.Вы хотите исследовать историю возникновения песни? Да, ответило 40% опрошенных Тихий шелест травы, неповторимый аромат цветущего сада, девушка, с надеждой смотрящая вдаль с крутого берега – быть может, именно такая картина однажды предстала взору молодого поэта Михаила Исаковского, а в голову пришли строки: «…Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег, на крутой…» Написанное четверостишье едва не постигла участь «долгого ящика». Как признавался сам автор: «…Я не знал, что дальше делать с Катюшей, которую заставил выйти „на высокий берег на крутой“ …». По-другому отнёсся к ним Блантер: «…Это было удивительно… „Катюша“ заняла всё моё воображение». Поскольку в воздухе тревожно носились предчувствия неминуемой войны, неспокойная приграничная обстановка не осталась без внимания даже в лирической песне. «…Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вследИ бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет…» И не познакомься Михаил Васильевич Исаковский с композитором Матвеем Исааковичем Блантером , мы бы так и не стали обладателями всемирно известного шедевра. Композитор спрашивал у Исаковского стихи, на которые можно было бы написать музыку. Отдав написанные строки начатой «Катюши», Исаковский сомневался, что из этого получится что-то путное. Михаил Васильевич ИсаковскийМатвей Исаакович Блантер Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где 27 ноября 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева в сопровождении Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.
По воспоминаниям М. И. Блантера , «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов. Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.»
Песня быстрее ветра распространялась по стране; её пели в городах и сёлах, на демонстрациях и в домашнем кругу. Образ простой русской девушки с нежным именем Катюша, верной и любящей подруги бойца-пограничника, был близок. Слова и музыка «Катюши» выражают светлые чувства уверенности и надежды. И за это песню полюбили и безоговорочно приняли всюду и все! Песня стала народной! Один из вариантов народной песни:...Не забыл тебя я, дорогая,Как ты пела мне на берегу,На границе солнечного краяЯ родную землю стерегу. Не забудь и ты, моя Катюша, Про того, кто часто письма шлёт, Про того, кто лес умеет слушать, Про того, кто счастье бережёт. В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом как глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею. Особую популярность песня « Катюша » получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. Вариант военной «Катюши»Шли бои на море и на суше.Над страной гудел снарядов вой.Выезжала из лесу "Катюша"На рубеж знакомый огневой. Выезжала, мины заряжала Против немца - изверга, врага. Ахнет раз - и роты не бывало, Ахнет два - и нет уже полка. Поднимались города и сёла На смертельный, на кровавый бой. Шли гвардейцы с песнею весёлой На рубеж знакомый, огневой! В народе появились десятки новых вариантов любимой песни - «ответы» на нее. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и сёлам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой весёлой, что когда-то пела над рекой». Ещё один из вариантов «Катюши»: Наш вишнёвый сад в цветенье снова, И плывут туманы над рекой. Выходила Катя Иванова На высокий берег, на крутой. Выходила – твердо порешила Мстить врагу за Родину свою, Сколько воли, сколько хватит силы, Не жалея молодость в бою! У Кати Ивановой был реальный прототип – отважная, гордая, но скромная девушка из станицы Медведовской, что на Кубани. Добровольцем уйдя на фронт, где была и санитаркой, и пулемётчицей, прошла всю войну, награждена боевыми наградами. Пели и песню с такими словами: Весь блиндаж снарядами разрушен, вдоль реки метелица свинца, И выходит на берег Катюша, слышит стон советского бойца. Вот вперед летит она, как птица, вот ползет по краешку леска. Вражьей пули Катя не боится, не боится вражьего штыка! Катя слово раненому скажет, так что сердце песню запоёт. Катя крепко рану перевяжет, на плечах из боя унесёт. Ой ты, Катя, девушка простая! Ты солдат спасала из огня! Может, завтра, милая, родная, из огня ты вынесешь меня. Ты достойна имени Героя, ты в сраженьях Родине верна! И тебя любимою сестрою называет вся моя страна! Фронтовой фольклор напечатал текст солдатской "Песни о "Катюше", она вошла в песенный сборник: "Пишет мать родному сыну из колхозного села: "Расскажи-ка, милый Ваня, как идут твои дела? Расскажи мне, как воюешь, сколько фрицев перебил И какую там Катюшу ты на фронте полюбил?"."Слушай, мать, родного сына, не тая, скажу тебе: Сроду я такого друга не встречал еще нигде! Признаюсь, что «Катерина» мне мила и дорога, От любви и дружбы нашей нет покоя для врага!» Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!.. В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим". Существует ещё множество переложений этой песни, исполняемых на тот же мотив. По заказу генерала А.И. Нестеренко Михаил Исаковский написал новое стихотворение - «Песня про «Катюшу» - боевую грозную машину. В ней были такие слова: И на море, и на суше – По дорогам фронтовым - Ходит русская «Катюша», Ходит шагом боевым. Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом создали и музей «Катюши». Автомобиль, подаренный М.И.Блантеру И.В.Сталиным за музыку к песне


В 1985 году в селе Всходы Угранского района был открыт единственный в мире музей песни «Катюша». Каждый период нашей истории оставляет нам «шедевры песенного творчества», значимость которых, удается оценить лишь спустя многие годы. Время неумолимо, оно «разрушает города и цивилизации», более того, оно властно над памятью людей, которые помнят только то, что хотят помнить. А вот песни остаются. Песни остаются и начинают жить своей жизнью и своим существованием заставляют нас снова и снова возвращаться к событиям давно ушедших дней. Песни, созданные в сороковых годах прошлого столетия, не исключение. Как бы ни отдалялись от нас годы битв с фашизмом, память о них не иссякает. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ