Интеллектуальная викторина по физике Своя игра


Интеллектуальная викторина «Своя игра»
по теме «Электродинамика», 11 класс
Физика! Какая ёмкость слова!
Физика – для нас не просто звук!
Физика – это опора и основа
Всех без исключения наук!
Цели игры:
Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира. Повторение учебного материала по теме «Электродинамика» в занимательной нестандартной форме. Расширение кругозора обучающихся.
Развитие познавательного интереса обучающихся, формирование логического мышления, умения мыслить самостоятельно, творчески, адекватно реагировать на вопросы, по теме игры, формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
Воспитание устойчивого интереса к физике, положительного отношения к знаниям.
Развитие способности учащихся к толерантному общению, пониманию и выполнению правил общения в условиях игры.
Ход и содержание викторины:
В упрощённом виде игра проходит в 2 тура. Учащиеся самостоятельно решают: будут они принимать участие в игре или нет. Класс делится на две части: тех, кто играет и тех, кто наблюдает. Таблица с вопросами находится на доске. По мере выбора вопроса, его убирают из таблицы.
1 тур – учащиеся (участники игры) самостоятельно выбирают вопросы по очереди, с учётом их стоимости. Вопрос, закодированный под символ «кот в мешке» необходимо передать другому участнику. По окончании 1 тура каждый подводит свои итоги.
2 тур – участники делают ставки с учётом имеющихся у них баллов, набранных в первом туре. Главный вопрос демонстрируется на доске. Каждый по очереди даёт ответ. Учитель отмечает у себя в протоколе, кто отвечает правильно, а кто – нет. Затем подводит итоги и объявляет, кто может добавить себе баллы за вопрос «Своя игра».
Подводятся общие итоги. Объявляется победитель.
Тема Количество баллов за вопрос
Физические величины 10 20 30 40 50
Единицы измерения 10 20 30 40 50
Учёные - физики 10 20 30 40 50
Загадки 10 20 30 40 50
Разные вопросы 10 20 30 40 50
Физические величины и единицы измерения
10б – единица электрической мощности (Ватт)
20б – единица измерения электрического заряда (Кулон)
30б – силовая характеристика электрического поля, численно равная отношению силы, действующей на заряд со стороны электрического поля к величине этого заряда (напряжённость)
40б – единица измерения работы электрического тока, используемая в повседневной жизни в частности для оплаты электроэнергии (кВт час)
50б – физическая величина, характеризующая способность конденсатора накапливать электрические заряды (электроёмкость)
2.Физические явления и законы
10б – явление, которое объясняет, почему при расчёсывании волосы поднимаются за пластмассовой расчёской (электризация)
20б – в Древней Греции эти природные материалы называли «геркулесовыми» камнями, так как согласно легенде они обладали способностью вырывать из обуви путника железные гвозди (магнит)
30б – закон, устанавливающий связь между силой тока и напряжением в металлическом проводнике (закон Ома для участка цепи)
40б – как взаимодействуют проводники, по которым течёт ток одного направления (притягиваются)
50б – явление возникновения индукционного тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего площадь, ограниченную этим контуром (электромагнитная индукция)
Учёные, которые внесли вклад в развитие электродинамики
10б – имя этого немецкого физика в знак уважения и признания его заслуг в изучении свойств электромагнитных волн было в тексте первой в мире радиограммы (Генрих Герц)
20б – он ввел в физику понятие «электрический ток», в честь его названа единица силы тока. На его могильном камне сделана надпись: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». ( Андре Мари Ампер)
30б – этот английский учёный ввёл в физику понятие «поля» и на протяжении 10 лет опытным путём пытался доказать, что магнитное поле может быть источником электрического тока. (М. Фарадей)
40б – английский физик, предсказавший существование электромагнитных волн и теоретически «на кончике пера», вычисливший их скорость. (Д.К. Максвелл)
50б - для демонстрации первого источника электрического тока этому итальянскому учёному понадобилось несколько десятков пар монет из разных металлов и картон, смоченный соленой водой. На демонстрации этого опыта присутствовал Наполеон Бонапарт. Ученый за свои исследования получил титул графа. (Алессандро Вольта)
Загадки
10б - Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг,
Это кто, наш лучший друг? (Электрический ток)
20б - Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок. (Радиоприемник)
30б - И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане.
А ведет нас за собой. (Компас.)
40б – Им напряженье измеряют
И параллельно в цепь включают,
А показанья не учесть,
В цепи все лампы можно сжечь (вольтметр)
50 б - Если в атом он попал –
То считай, почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (Электрон)
Разные вопросы
10б – природное электричество
20б - скорость электромагнитных волн
30 б – заряженная частица, имеющая минимальный электрический заряд
40б – событие, которое отмечают 7 мая
50б – сильное возмущение магнитного поля Земли, связанное с активностью солнца
Своя игра
1.Какой научный результат, описанный в книге Уильяма Гильберта «О магните, магнитных телах и большом магните – Земле» великий Г. Галилей назвал «достойным удивления»? (В 1600 году английский ученый Уильям Гильберт в своей книге «О магните, магнитных телах и большом магните - Земле» представил Землю, как гигантский постоянный магнит, ось которого не совпадает с осью вращения Земли (угол между этими осями называют магнитным склонением). (Земля – большой магнит). 2.Этот русский физик и электротехник впервые в мире применил электромагнитные волны для практической связи. Являясь ректором Петербургского электротехнического института, оказался в водовороте событий первой русской революции. На одно из предложений уехать за границу ответил так: «Я – русский человек, и все свои знания, весь свой труд я имею право отдавать только своей родине. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».
(А.С.Попов)
3. Этот великий физик, сын коммерсанта, никогда не ходил в школу, но в 13 лет представил в Лионскую Академию свой первый доклад по математике, а к 18 знал греческий, латинский и итальянский языки, физику, высшую математику, ботанику и литературу. Он ввел в физику понятие «электрический ток». На его могильном камне сделана надпись: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». О ком эти слова?
(об Андре Мари Ампере)