Литературно-музыкальная композиция Под сенью дружных муз


Музыкально-поэтическая композиция
«Под сенью дружных муз»
Цель:
- углубить знания о поэзии пушкинской эпохи, формировать эстетическое восприятие лирики у обучающихся Задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтов пушкинской эпохи; расширить знания о лицейских друзьях А.С.Пушкина;
- воспитывать у ребят любовь к русской поэзии, музыке, искусству слова;
- развивать речь учащихся, формировать интерес к литературе в целом
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, компьютер, магнитофон, музыкальные диски, книги, портреты, гитара.Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
А.С. Пушкин
«19 октября»

Ход мероприятия.
Вступительное слово о первом этапе марафона.
Слово о поэзии. Результаты соц. опроса об отношении к поэзии и к чтению. Комментарии учителя.
Стихотворение о поэзии.
Поэтов голоса,
Как колокол набатный.
Их слышат небеса
Над миром необъятным.
Поэты замолчат,
Нас тишиной оглушит,
В ней слышно, как кричат
Израненные души.
Мы духа нищету
Себе приобретаем,
Когда на немоту
поэтов обрекаем.
Пока горит свеча,
Стихов поэта пламя,
Как острие меча,
Раздвинет тьму над нами
.
Свечу легко задуть,
Но если сделать это,
То станет на чуть-чуть
На свете меньше света.

Пока горит свеча,
В ладонях защитите
Тепло её луча,
От ветра охраните.
Основная часть. Писатель Игорь Иванович Шкляревский сказал: «Без литературы, без поэзии Россия просто перестанет быть Россией! Сберечь поэзию — это всё равно что сберечь душу: и свою собственную, и душу нации.»
Под таким девизом мы сегодня проводим очередной этап м-п марафона и посвящаем его пушкинской эпохе, золотой эпохе русской поэзии, и Царскосельскому лицею, которому в этом году исполнилось 200 лет.
/Выходят ведущие в костюмах 19 века/
1 ведущий. Начало девятнадцатого века… Время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого нужны были “новые люди”. Их и стремились воспитать с помощью Лицея, чтобы потом, заняв высшие государственные должности, бывшие лицеисты помогли преобразовать страну. Преподаватели должны были развить в своих питомцах чувства гражданской чести, служения Отечеству.
2 ведущий. В лицей было принято 30 мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны были учиться.
1 ведущий. А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе. Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.
2 ведущий. Но это все в будущем, а пока… 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали «первый курс Царскосельского Лицея». Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники... В детстве и юности они читали повести и легенды о греческих и римских героях, а сами еще при жизни или вскоре после смерти стали легендой, преданием...
Сценка.
/Лицеисты сидят кружком, рассматривая друг друга, давая смешные прозвища/
-Тебя зовут Антон? Ну, значит, будешь Тосей.
-А ты - Ну сущий медвежонок!
- А ты? Просто вылитый француз!
-Стоп, стоп, друзья, не пора ли нам представиться?
/Представляются, поочерёдно вставая/
Дельвиг: Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосенька.
Ведущий 1: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы»
Дельвиг: Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты же под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый!
Кюхельбекер: Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Ведущий 2: Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.
Пущин: Пущин Иван. 13 лет. Прозвище Большой Жанно, Иван Великий.
Ведущий 1: С хорошими дарованиями. В общении приятен, вежлив, искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина. 14 декабря был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.
Пущин:
Это обо мне позднее напишет Пушкин:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
Пушкин: Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища Француз, Егоза.
Я не сразу сошелся с товарищами. Характер у меня был неровный, настроение часто менялось. Помню, что бывал очень разный:
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирён, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив...
Ведущий 2: Ум, добродушие, веселость уживались в нём с насмешливостью, обидчивостью, вспыльчивостью... Многим лицеистам казалось, что бесшабашному, острому на язык "Французу" море по колено. И только умный, добрый Жанно Пущин, его друг сердечный, знал, как волновали, огорчали и мучили Пушкина даже самые незначительные размолвки с товарищами.
5.Заочная экскурсия по Лицею / с использованием презентации/.
Учитель: Вот такими разными были эти мальчики. Давайте вместе с ними совершим небольшую экскурсию по Царскосельскому лицею.
Дельвиг: Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября.
Кюхельбекер: За шесть лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь.
Пущин: Кажется, я был не из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он – Пушкин, я - Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя №13, его №14), мне захотелось с ним особенно сойтись.
Пушкин: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные занятия, потекла обычная лицейская жизнь.
Дельвиг: Лицей – маленький четырехэтажный городок. Инспектора, гувернеры живут внизу, там же хозяйственное управление.
Кюхельбекер: На втором этаже столовая, больница, конференц-зал.
Пущин: Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!»
Пушкин: Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.
Дельвиг : У нас глобус и географические карты, на которых вы не увидите Антарктиды и истоков Нила. А Сахалин – еще не остров.
Кюхельбекер: На четвертом этаже спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.
Пущин: На каждой комнате номер.
Пушкин: Мы потом долго играли в числа, подписывали письма номерами. «№14 не согласен с №13» означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.
Дельвиг : В лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли дядьку на часах.
Кюхельбекер : Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, завтрак. Каждый день 7 часов уроки. Остальное прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцевание»…
/Танец, звучит фоном музыка: Фредерик Шопен. Вальс Ля бемоль мажор, соч. 69 №1 «Прощальный вальс»/
Пущин: А помните, как-то раз профессор Кошанский предложил описать в стихах восход солнца. Заскрипели перья. Затем читали написанное. Дошла очередь до Павла Мясоедов. Он встал и прочитал:
- Восход солнца.
Блеснул на западе румяный царь природы…
Пушкин: Это было все, что он написал… «И это всё?» - удивился Кошанский. Ребята, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, рассмеялись.
6.Миниатюры о розе.
Учитель. Конечно, не всем ребятам сочинение стихов давалось легко. Но Николай Фёдорович Кошанский, профессор российской словесности в Царскосельском лицее, большое внимание на занятиях уделял литературному развитию своих воспитанников. «Как теперь вижу, – вспоминал позднее Иван Пущин,- тот послеобеденный класс Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили...»
Наши ребята тоже попробовали написать миниатюры о розе, и пусть они не в стихах, а в прозе, но, на наш взгляд, очень интересны.
/ Чтение нескольких работ ребятами /
7. Элементы творческой мастерской.
Учитель. Профессор Кошанский считал, что для достижения целей воспитания и образования любого пишущего или говорящего человека, существуют три средства (и в этом состоит задача риторики): «1. Чтение, 2. Размышление, 3. Собственные упражнения». Чтение требуется, чтобы «замечать лучшие слова, идеи, выражения, прекрасные мысли», размышление образует «способность рассуждать», а собственные упражнения необходимы потому, что «тот, кто не упражнялся в составлении учебных сочинений, всегда будет не тверд в слоге и не сможет написать десять строк связно».
Учитель. Мы тоже предлагаем вам поучаствовать в выполнении поэтических упражнений. Задание называется «Собери рассыпанные стихи» и заключается в следующем: вам предлагаются слова, из которых, ничего не добавляя, вы должны составить поэтические строки.
а) с, виду, обиду, из, теряю, высоты, гляжу, обиду, на.
б) учу, я, сказал, горланю, свою, новой, кто, я, что, песенке, кричу, Таню, что, кто, я, сестрёнку, сказал.
в) небо, колбаса, приятнее, может, глядит, даже, колбаса, чем, мурка, в, чудеса, ещё, пролетит, мысль, быть, там, что, задумчиво, бывают.
/ Ответы:
а) Гляжу с высоты на обиду,
Теряю обиду из виду. /В. Берестов/
б) Кто сказал, что я горланю?
Кто сказал, что я кричу?
Я свою сестрёнку Таню
Новой песенке учу. /М. Пластов/
в) Мурка задумчиво в небо глядит:
Может быть, там колбаса пролетит?
Мысль, что бывают ещё чудеса,
Даже приятнее, чем колбаса. /В. Друк/
Учитель: Вот видите, какие интересные стихи у нас получаются. Но это только первые поэтические опыты. Чтобы написать действительно хорошее стихотворение, нужно долго и упорно учиться. Вернёмся опять в 18 век. Послушаем, какие произведения создавали поэты пушкинской поры.
8. Чтение нескольких стихотворений поэтов пушкинской поры.
/подготовленные ребята читают 3-4 стихотворения, давая небольшую справку об авторе/
Учитель. Поэзия пушкинской эпохи – золотой век русской литературы. Пушкин в центре всех творческих исканий. «Что же касается до Пушкина, - то он был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты. Вокруг его образовалось их целое созвездие»,- так писал Н.В. Гоголь. О поэтах этого времени нередко говорят как о поэтах «пушкинской плеяды», имеющих особый отпечаток, выгодно отличающих их от поэтов последующего поколения.
9. Чтение своих стихов.
Учитель. А ведь сегодня среди нас есть ребята, которые тоже занимаются поэтическим творчеством. Давайте послушаем их стихотворения.
/Несколько участников читают свои стихи/
10. Заключение.
Учитель. Заканчивая нашу встречу, я предлагаю обратиться к стихотворению А.С. Пушкина «19 октября», которое он написал в 1825 году. С сердечной теплотой обращается поэт к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.
…Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село…
Звучит песня Ю Кима «19 октября»
Учитель. Сегодня мы постарались погрузиться в атмосферу того времени, почувствовать дух лицея.
Последние строчки этой песни «Безоглядному веселью, бескорыстному доверью, вольнодумной глубине» стали главными в понимании Лицея. В этом суть Лицея, его зёрнышко. Это то, что нас с ним сближает. «Безоглядное веселье» - это способность радоваться, веселиться. «Бескорыстное доверье» - из него рождаются любовь и дружба. «Вольнодумная глубина» - это осознание своего места в Отечестве, это свобода, которая нужна, чтобы понимать мир. Это всё было в Пушкинском Лицее. Нам хотелось бы, чтобы это было и в нашей школе. Чтобы мы всегда были способны безоглядно веселиться, бескорыстно доверять, размышлять глубоко и вольно.
Приложение 1
Задание: «Собери рассыпанные стихи»
Вам предлагаются слова, из которых, ничего не добавляя, вы должны составить поэтические строки.
а) с, виду, обиду, из, теряю, высоты, гляжу, обиду, на.
б) учу, я, сказал, горланю, свою, новой, кто, я, что, песенке, кричу, Таню, что, кто, я, сестрёнку, сказал.в) небо, колбаса, приятнее, может, глядит, даже, колбаса, чем, мурка, в, чудеса, ещё, пролетит, мысль, быть, там, что, задумчиво, бывают.-425831120650
Задание: «Собери рассыпанные стихи»
Вам предлагаются слова, из которых, ничего не добавляя, вы должны составить поэтические строки.
а) с, виду, обиду, из, теряю, высоты, гляжу, обиду, на.
б) учу, я, сказал, горланю, свою, новой, кто, я, что, песенке, кричу, Таню, что, кто, я, сестрёнку, сказал.в) небо, колбаса, приятнее, может, глядит, даже, колбаса, чем, мурка, в, чудеса, ещё, пролетит, мысль, быть, там, что, задумчиво, бывают.Приложение 2
Пётр Андре́евич Вя́земский — князь, русский поэт, литературный критик. Член Российской академии.
Литературная деятельность для Вяземского была лишь занятием дилетанта, а не насущным трудом. Несмотря на это, трудно найти человека, более преданного литературным интересам, тщательнее следившего за жизнью русской литературы. Вяземский был связан личными дружескими отношениями с большей частью писателей, принадлежавших к высшему дворянскому слою общества: Карамзин, Дмитриев, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Пушкин и Баратынский — его ближайшие друзья.
Как поэт Вяземский может быть назван представителем так называемого «светского стиля» в русской поэзии. Он поэт высокой художественной культуры, владевший многими жанрами, свободно переходивший от романтического пейзажа к куплетной форме, от высокого пафоса к стихам фельетонного типа и разговорной речи. Мастерство эпиграмм и салонных каламбуров дало повод для пушкинской характеристики В.: "Язвительный поэт, остряк замысловатый, и блеском колких слов, и шутками богатый...". Будучи в большей степени лирическим поэтом, Вяземский много стихотворений посвятил природе и своему отношению к ней. Ярким примером тому является следующее стихотворение.
Кондра́тий Фёдорович Рыле́ев — русский поэт, общественный деятель, декабрист. Определяющими чертами личности Рылеева были его пламенный патриотизм, стремление к свободе отечества и романтически-возвышенное понимание гражданственности. «Равенство и свободомыслие» -это основной мотив его поэтического творчества . Цель его патриотической поэзии – осудить пассивность недовольной, но нерешительной и не слишком отважной дворянской молодежи, увлечь историческим примерами, высоким смыслом гражданской деятельности и самим образом сурового, непреклонного и смелого сына отечества.
В стихотворении «Я ль буду в роковое время…» наиболее полно выразился тот образ декабриста, страстного и горячего, чистого и высокого душой, живым воплощением которого был сам Рылеев.
Анто́н Анто́нович Де́львиг - русский поэт, издатель, друг и одноклассник А. С. Пушкина. В истории русской литературы Дельвиг известен прежде всего как лицейский товарищ, задушевный друг и литературный спутник Пушкина, якобы всецело находившийся под его влиянием. Между тем такое представление о Дельвиге приходится признать недостаточным: он был хотя и не очень крупным, но талантливым и самобытным поэтом и старался идти самостоятельным творческим путем. Наибольшего творческого успеха он достиг в элегиях, в идиллиях, написанных в духе античной классики и воссоздающих формы древнегреческого стиха, а также в романсах и "русских песнях", многие из которых, положенные на музыку, завоевали большую популярность и удержались в народном песенном обиходе. До сих пор широко известна песня Дельвига "Соловей мой, соловей..." (положенная на музыку композитором Алябьевым).
Стихотворение: "Тихая жизнь" весьма характерно для Дельвига, так как выражает тот идеал, которому он сочувствовал в течение всей своей жизни. Этот идеал — уравновешенность: поэт не уносится мечтами, не ищет славы, а довольствуется благами частной, спокойной жизни.
А.С.Пушкин- великий русский поэт. Стихотворение «Пущину» было написано в декабре 1826 года. Посвящено оно Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. За свои вольнолюбивые стихи Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское. Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Давайте его послушаем.
Стихотворение «Что в имени тебе моем?» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1929 году в ответ на просьбу красавицы Каролины Собаньской написать в её альбоме имя поэта. Это философское стихотворение носит характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни и размышлений о любви.
Приложение 3
Пётр Андреевич Вяземский.
Осень.
Кокетничает осень с нами:
Красавица на западе своем
Последней ласкою, последними дарами
Приманивает нас нежнее с каждым днем.
И вот я, волокита старый,
Люблю ухаживать за ней
И жадно допивать, за каплей каплю, чары
Прельстительной волшебницы моей.
Всё в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.
И тем дороже мне, чем ближе их утрата,
Еще душистее цветы ее венка,
И в светлом зареве прекрасного заката
Сил угасающих и нега и тоска.
Октябрь 1874
Кондратий Фёдорович Рылеев
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны,
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.
Антон Антонович Дельвиг
ТИХАЯ ЖИЗНЬ
Блажен, кто за рубеж наследственных полей
Ногою не шагнет, мечтой не унесется;
Кто с доброй совестью и с милою своей
Как весело заснет, так весело проснется;
Кто молоко от стад, хлеб с нивы золотой
И мягкую волну с своих овец сбирает,
И для кого свой дуб в огне горит зимой,
И сон прохладою в день летний навевает.
Спокойно целый век проводит он в трудах,
Полета быстрого часов не примечая,
И смерть к нему придет с улыбкой на устах,
Как лучших, новых дней пророчица благая.
Так жизнь и Дельвигу тихонько провести.
Умру - и скоро все забудут о поэте!
Что нужды? Я блажен, я мог себе найти
В безвестности покой и счастие в Лилете!

А.С.Пушкин И. И. Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
1826
А.С.ПушкинЧто в имени тебе моем?
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...
1830 г.