Руководство исследовательской деятельностью обучающихся по программам СПО, в том числе подготовкой ВКР


Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
ГБПОУ «Государственный агротехнический колледж»
с. Московское
ДОКЛАД
Тема: Руководство исследовательской деятельностью обучающихся по программам СПО, в том числе подготовкой ВКР
Для выступления в научно-практическом семинаре «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, учебных дисциплин и модулей программ СПО»
в рамках методической недели «Пути внедрения требований профессиональных стандартов в колледже»
(09-13 января 2017 г.)
Автор доклада
преподаватель ГБПОУ
ГАК с.МосковскоеДешевых А.А
с. Московское
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………..…………………………………………………..…… 3
Особенности организации исследовательской деятельности …….…. 4
Факторы, способствующие активизации исследовательской работы обучающихся …………………………………………………………… 12
Основные этапы самостоятельной исследовательской работы обучающегося………………………………………………………. 13
Реферат ……………………………………………………………… 14
Рекомендации руководителям учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ ……………………………………………….... 17
Исследовательская деятельность обучающихся …………………….. 18
Виды исследовательской деятельности обучающихся ……. 19
Библиографический список ……………………………………..…. 20
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях наиболее совершенной формой профессиональной деятельности является преобразованная, инновационная, творческая деятельность специалиста. При этом включение в творческую деятельность происходит уже на ранних этапах профессиональной карьеры. Производству нужны самостоятельные, творческие специалисты, инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности невозможно.
В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних учебных заведений говорится, что после окончания обучения обучающиеся должны: быть способными к самостоятельному поиску истины, к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности; обладать стремлением к самосовершенствованию (самосознанию, самоконтролю, саморегуляции, саморазвитию); стремиться к творческой самореализации.
Однако, как показывает практика, вчерашние школьники не умеют использовать полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, делать выводы, обосновывать ответы, интерпретировать и обобщать результаты деятельности, применять их в повседневной жизни. Это обусловлено тем, что они слабо владеют навыками самостоятельной исследовательской работы, в том числе с книгой и другими источниками информации, не умеют выделять главное, существенное, усваиваемые знания воспроизводят лишь на репродуктивном уровне, не имеют внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, не владеют объективными критериями самооценки.
При выполнении курсовых работ, дипломных проектов, выступлении с докладами на научных конференциях, написании статей начинающие исследователи нередко проявляют удивительную неосведомленность в той или иной области. Логика исследовательских работ обучающихся нередко строится по аналогии с другими учебными работами, отсутствует осознанный научный подход к выбору проблемы изучения, структуры и методов исследования и т. д.
Особенности организации исследовательской деятельности

Одним из определяющих факторов в подготовке специалиста, обладаю-щего способностью творчески осуществлять функции своей деятельности, является учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа обучающихся, в процессе которой осваиваются не только навыки исследовательской, экспериментально-конструкторской деятельности, но и формируется личность будущего специалиста, творческого, саморазвивающегося, инициативного, этим определяется цель образования - формирование творческой инициативной личности в процессе обучения в образовательном профессиональном учреждении. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- выявить возможности развития активности, креативного потенциала обучающихся в учебном процессе;
- формировать интересы, склонности к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследовательского труда;
- обучить обучающихся методике проведения собственных учебных или научных исследований, творчески мыслить и использовать результаты исследования на практике;
- способствовать профессиональной и социальной адаптации.
При организации и проведении научно-исследовательской деятельности определяются основополагающие принципы исследования:
- единство и активное взаимодействие научно-исследовательской, инновационнно-проектной и образовательной деятельности;
- направленность на социальное и духовное развитие личности;
- концентрация усилий и ресурсов на приоритетных, социально значимых и недостаточно освоенных направлениях;
- поддержка и развитие научного творчества обучающихся;
- поддержка ярких творческих индивидуальностей, способных обеспечить высокий уровень проводимых исследований;
- доведение результатов исследований и проектов до применения в практической деятельности, используя при этом издательскую деятельность и возможности сети Интернет;
- ориентация творческих коллективов (групп) на проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;
- развитие многообразия форм организации научно-исследовательской и творческой деятельности.
Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом.
Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
– во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
– организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
– актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
– усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
– изменении характера взаимоотношений «преподаватель - обучающийся - коллектив обучающихся» в сторону сотрудничества.
Исследовательские знания как компонент содержания обучения включают понятие о способах и приёмах работы с информацией, являются результатом познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов обучения, воспитания и развития.
Исследовательские умения суть способность осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление (создание, открытие и т.п.) объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. В ходе овладения исследовательскими знаниями, умениями и осуществления учебно-исследовательской работы происходит формирование способности и готовности к выполнению исследовательской деятельности.
Исследовательская работа обучающихся может выполняться как индивидуально, так и коллективно. Формы работы определяются в соответствии с уровнем подготовки.
Эффективная организация исследовательской работы обучающихся осуществляется по двум уровням:
- Учебно-исследовательская работа (УИР), которая предусматривает изучение обучающимися методологии исследовательской работы (теоретическая часть УИР), систему закрепления знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования (практическая часть УИР — самостоятельное выполнение научно-практического задания под руководством руководителя).
УИР предусматривает элементы исследований в традиционных формах обучения (семинарах, лабораторных работах, курсовом и дипломном проектировании, производственной практике и др.).
- Научно-исследовательская работа (во внеучебное время): (НИР) – это работа обучающихся в кружках и семинарах, инновационных работах, участие обучающихся в международных исследованиях, в конкурсах на получение грантов, работа в научно-исследовательских подразделениях и т. п. Руководство деятельностью обучающихся осуществляется руководителями темы.
Участие в научно-исследовательской работе помогает обучающимся постигать основы своей специальности, применять знания в решении практических задач, развивает навыки работы в производственных коллективах.
Содержание исследовательской работы обуславливается рабочей программой учебной дисциплины или профессионального модуля и выполняется в обязательном порядке каждым обучающимся под руководством преподавателя, ведущего лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, осуществляющего руководство практикой, выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ.
В процессе выполнения учебных исследований обучающиеся учатся пользоваться приборами, оборудованием, самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных задач исследовательского характера.
Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения. Они традиционно входят в арсенал методов, применяемых педагогами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательских методов, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Использование исследовательских методов обучения создаёт условия для овладения обучающимися логикой научного поиска. Специфика данной деятельности, отличающая её от традиционного обучения, состоит в том, что обучающийся выступает в роли активного субъекта познавательного процесса.
Механизм исследовательского обучения в кратком виде может быть выражен такой последовательностью: преподаватель ставит перед обучающимися проблему (либо подводит обучающихся к формулированию проблемы) и показывает на её примере образец научного познания. В ходе решения проблемы он вскрывает логику научного знания, а обучающиеся тщательно следят за ним, усваивая при этом новую для себя информацию и теоретически осваивая способы её получения.
Особые методические приёмы позволяют достичь того, что предложенная задача превращается во внутреннюю проблему самого обучающегося. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы и необходимым компонентом образовательной системы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее. В наиболее полном развёрнутом виде такое обучение предполагает, что обучающийся: выделяет и ставит проблему; предлагает возможные решения; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения.
Содержание такого обучения имеет ряд особенностей:
- учебные проблемы должны отвечать личным и профессиональным потребностям;
- ведущая роль педагога сохраняется, но у обучающихся должно оставаться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны ими самостоятельно; - избираемые обучающимися темы обычно выходят за рамки одной дисциплины или профессионального модуля;
- проблема должна соответствовать возрастным особенностям и профессиональной направленности;
- выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов - отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводит к поверхностному решению, порождает пустословие. Все это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.
Основными формами представления учебно-исследовательской работы являются:
- выпускная квалификационная работа;
- курсовая работа;
- учебно-исследовательский проект;
- доклад;
- сообщение по теме;
- дневник наблюдений;
- алгоритм решения конкретной задачи;
- конструкция дидактического средства;
- аннотированный библиографический список;
- терминологический словарь;
- реферат;
- аннотация;
- план решения проблемы (простой или сложный).
Непосредственное руководство учебно-исследовательской работой обучающихся осуществляют преподаватели, для которых этот вид работы является обязательным. Научно-исследовательская деятельность преподавателей включает:
- деятельность по методическому обеспечению занятий: овладение со-временными методами, технологиями обучения и воспитания обучающихся, их самоопределения и самореализации;
- подготовку обучающихся к ведению учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы;
- составление методических пособий и разработок по учебным дисциплинам;
- разработку сборников тестов, контрольных вопросов, задач, производственных ситуаций, форм самостоятельной работы обучающихся, практических и лабораторных занятий;
- разработку, корректировку рабочих и авторских программ;
- вовлечение обучающихся в работу исследовательского характера и оказание помощи в подготовке докладов, рефератов, курсовых, дипломных работ, проектной деятельности и т.д.;
Основными звеньями, организующими данную работу, являются цикловые комиссии. Руководители цикловых комиссий несут ответственность за организацию учебно-исследовательской работы обучающихся в рамках учебного плана.
Общее руководство научно-исследовательской работой осуществляет методический совет и совет научного студенческого общества.
Основными формами представления научно-исследовательской работы являются:
- исследовательский проект;
- творческий отчёт;
- программа;
- словарь;
- справочное издание;
- доклад;
- статья;
- выступление;
- тезисы докладов.
Основные формы организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы обучающихся:
Рефераты. Основная задача - сформировать у обучающихся навыки творческой работы с современной отечественной, зарубежной, периодической литературой.
Результаты реферирования заслушиваются на семинаре, кружке, на студенческих конференциях.
Составление рефератов (аналитических обзоров) можно практиковать при изучении общетехнических и специальных дисциплин. Аналитический обзор является составной частью учебных заданий.
Работе по реферированию должны предшествовать чтение курса лекций по основам информации, библиографии и т. д., а также практические занятия по методике реферирования.
Исследовательские работы. Отличительная особенность исследовательской работы состоит в том, что в результате выполнения этой работы обучающийся приобретает (закрепляет) умение и навыки проведения отдельных этапов научного исследования. Исследовательские лабораторные работы могут быть поставлены по специальным, общенаучным и общетехническим дисциплинам.
Курсовые, дипломные проекты (работы), содержащие элементы исследования. К курсовым и дипломным проектам (работам), носящим исследовательский характер, могут быть отнесены проекты (работы), предусматривающие выполнение, по крайней мере, одного из перечисленных пунктов: вариантное проектирование (сопоставление различных вариантов с целью нахождения оптимального решения); теоретическое исследование; экспериментальное исследование; составление программ, реализующих различные модели, выполнение расчётов на ПК и т. д.; аналитический обзор с включением самостоятельных переводов научной литературы; иные формы работы в зависимости от специфики подготовки специалистов.
Научные кружки и семинары, конференции. Научные кружки, семинары конференции организуются для обучающихся в целях обсуждения результатов их самостоятельной и научной работы. Целью научного семинара являются привлечение обучающихся к углублённому изучению дисциплин учебной программы, теоретических основ профилирующих курсов, ознакомление обучающихся с современными достижениями науки и техники, расширение их научного кругозора.
Факторы способствующие активизации исследовательской работы обучающихся
1. Понимание (осознание) обучающимся значимости выполняемой работы. Важно психологически настроить обучающегося, показать ему, как социально необходима выполняемая им работа. Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы в практической деятельности, лекционном курсе, методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону, и качество выполняемой работы возрастает.
Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке: обучающийся, получив задание для дипломной (квалификационной) работы на первом курсе обучения, может (при поддержке и контроле преподавателя) выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного, социально-экономического и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную (дипломную) работу. 2. Обучение обучающихся методам, приемам исследовательской работы.
3. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, в творческих и профессиональных конкурсах, в научно-исследовательских или прикладных работах и т.д.
4. Факторы контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, нестандартные экзаменационные процедуры). При определенных условиях они могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования обучающегося.
5. Раскрытие потенциала креативности обучающихся, их общественной активности, самодеятельности, ответственности.
6. Личность преподавателя, ибо он должен быть примером для обучающегося и как профессионал, и как творческая личность, определяя перспективы его дальнейшего внутреннего роста и развития.
7. Поощрение обучающихся за успехи в учебе и творческой деятельности.
3. Основные этапы самостоятельной исследовательской работы обучающегосяИсследовательская работа обучающегося проходит в несколько этапов:
1) просмотр литературы (предварительный, чтение с карандашом);
2) составление плана работы;
3) компоновка материала в соответствии с планом;
4) правка работы.
Прежде всего, нужно определить цель исследования. Если исследование посвящено историческому лицу, материал лучше располагать по этапам его биографии; если он посвящен событию, то логика изменяется: от предпосылок данного события идет к обзору ситуации, сложившейся к моменту его наступления, затем к характеру протекания события и анализу его последствий). Затем следует заняться:
– балансировкой материала, предполагающей исключение из текста всех повторов;
– внимательно прочитать переходы от одного пункта плана к другому и остановиться по возможности хотя бы на одном варианте, совместить варианты и выбрать лучший;
– обратить внимание на список литературы (имеются свои правила оформления);
– написание и корректировку введения и заключения, имеющих строгую структуру (важно подчеркнуть актуальность темы и для теории, и для практики, и для самого автора; заключение пишется как краткие, лаконичные выводы на основе конкретного текста исследования).
Письменный отчет о проделанной работе выполняется по плану:
– введение, отражающее актуальность темы;
– цели и задачи исследования;
– описание исследовательской части;
– заключение (выводы и предложения);
– список литературы.
Реферат
Реферат (от латинского Referre - докладывать, сообщать) - небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-либо научной работы, содержания прочитанной книги и тому подобное; доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре различных источников. Обычно целью реферата является - демонстрация знаний обучающихся по конкретной дисциплине или профессиональному модулю, теме или проблеме и практических навыков анализа научной и научно-методической литературы.
Реферат самая простая форма самостоятельной письменной студенческой работы. В реферате не требуется наличия ни большого фактического материала, ни глубокого анализа, ни фундаментальных выводов. Реферат - работа поверхностная, лишь касающаяся какой-то одной достаточно узкой темы и обозначающая основные общепринятые точки зрения на данную тему. Это относится к любому студенческому реферату - по любой изучаемой дисциплине или профессиональному модулю.
Реферат, как и любой документ, пишется и оформляется в соответствии с определенными стандартами, в России - ГОСТов.
Выбор темы реферата
Тема реферата обычно выбирается из общего списка и согласовывается с преподавателем. Тема должна быть интересной обучающемуся. При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 4-5 источников.
Содержание и структура реферата
Процесс работы лучше разбить на следующие этапы:
1. Определить и выделить проблему.
2. На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему.
3. Провести обзор выбранной литературы.
4. Логично изложить материал.
Рекомендуемая структура реферата
Введение - излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объем: 1-2 страницы.
Основная часть - точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объем: 10-12 страниц.
Заключение - формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объем: 1-2 страницы.
Список используемой литературы.
В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.
Текст и его оформление
Размер шрифта 12–14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5–2; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм. Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: заголовок 1 уровня - шрифт размером 16 пунктов, заголовок 2 уровня - шрифт размером 14 пунктов, заголовок 3 уровня - шрифт размером 14 пунктов, курсив.
Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3»:
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания обозначаются либо в самом тексте, так [3, с. 55-56], либо внизу страницы. Для оформления сносок и примечаний используются стандартные средства Microsoft Word.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.
Приветствуется соблюдение правил типографики.
Титульный лист реферата, оглавление
Вверху указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебная дисциплина (например, реферат по Товароведению ПТ), указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек.
Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается Ф.И.О обучающегося, группа. Еще ниже - Ф.И.О и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается год выполнения работы (без слова «год»).
Оглавление размещается после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Оформление списка используемой литературы
Список литературы должен быть свежим, источники 5–7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности.
Источники указываются в следующем порядке:
1) законодательная литература, если есть;
2) основная и периодическая;
3) интернет-источники, если есть.
Пример оформления списка литературы:
Стандарт пищевых продуктов Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 22. Ст. 2031.
Остапов, А. И. Экзотические продукты [Интернет ресурс] / А. И. Остапов. – Режим доступа: compresium.ru.
Хуторецкий, М. И. Реферат и основные требования к его написанию / М. И. Хуторецкий // Завуч. – 2014. – № 8. – С. 86–88.
Рекомендации руководителям учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ
В целях создания необходимых условий для творческого роста и развития обучающихся, повышения качества исследовательской деятельности и формирования навыков публичных выступлений:
1. Систематически проводить анализ проведённых конференций.
2. Тематику и направленность студенческих исследовательских работ составлять с учетом современных требований специфики образовательного учреждения и практической направленности.
З. В начале учебного года необходимо разработать план подготовки и хода выполнения работы, определить кандидатуры обучающихся, привлекаемых к научно-исследовательской деятельности, обсудить и утвердить на заседании П(Ц)К.
4. Выполнение работы должно стать совместной деятельностью руководителя и обучающегося:
– в ходе работы преподаватель оказывает посильную помощь в подборе, систематизации материалов и их оформлении;
– вносит своевременные коррективы.
5. Непосредственно перед выступлением руководителю необходимо совместно с обучающимся, выделить основную содержательную часть, с учетом регламента вступления. 6. Присутствие руководителя студенческой работы на конференции обязательно.
Исследовательская деятельность обучающихсяИсследовательская деятельность обучающихся проходит в 6 этапов:
1) подготовительный (объект для исследования, составление плана работы, подбор литературы);
2) экспериментальный (исследование объекта, системы);
3) камеральный (обработка результатов исследований, сравнение их с ГОСТами и нормами и т.п.)
4) аналитический (выявление причинно-следственных связей и закономерностей, выводы, прогнозирование, предложение путей решения проблемы);
5) отчетный (письменный отчет о проделанной работе по плану:
– введение, отражающее актуальность темы;
– цели и задачи исследования;
– описание исследовательской части;
– выводы и предложения;
– список литературы;
6) информационный (знакомство аудитории с полученными результата-ми).
7. Виды исследовательской деятельности обучающихсяПроблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
Аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
Диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно - технические, экономические, политические и социальные прогнозы;
Изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
Экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
Проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Амренова, М. М. Условия успешности управления развитием исследовательской деятельности педагогов / М. М. Амренова // Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения: материалы 4-й Всерос. науч. конф. / под ред. Л.А. Шипилиной. Омск, 2015.
Арсенова, С. П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки: дис.канд. под. наук / С. П. Арсенова. М., 2014.
Багманова, Н. Р., Попкова Ю.В. Важное направление работы преподавателей и студентов // Специалист. – 2013. – № 9.
Борисова, Г. М. Инновационные методы воспитания // Специалист. – 2014. – № 9.
Герасимов, С. В. Наука, образование, производство // Специалист. – 2012.
Демин, И. М. Среднее профессиональное образование России пути развития // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 3.
Жуков, Г. Н. Формирование профессиональной готовности студентов и деятельности мастера профессионального обучения. Монография. — Екатеринбург: Изд-во Рос.Гос.Проф.Пед. Ун-та. – 2013.
Кравцова, А. Е. Управление научно – методической работой в колледже // Специалист. – 2014. – № 9.
Тюрина, Т. А., Иванова С. В., Сивцова Е. А. Научно-исследовательская работа студентов // Специалист. – 2013. – № 9.